Лекция 6. Теоретические и практические аспекты реализации воспитательной программы

26.03.20

1. Содержательная основа и виды воспитания.

2. Формы воспитательной работы и характер педагогического общения.

3. Методы и средства воспитательной работы.

1. Содержательная основа и виды воспитания.

Содержательная основа воспитания – это совокупность знаний, представлений, идей форм поведения, опирающихся на элементы материальной и духовной культуры общества, усвоенные воспитанником и ставшие его индивидуальным ценностным багажом. Содержание воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какую ценностную иерархию разделяет общество и насколько надежно организована трансляция ценностных предпочтений от поколения к поколению.

Мерой самостоятельности воспитания является базовая культура личности, понимаемая как индивидуальная, но отражающая общекультурную. Это иерархия ценностей и мировоззренческих установок, определяющих стиль жизни и линию поведения человека. Критериями сформированности базовой культуры личности являются вербальные высказывания, поведение, внешний вид, внешний облик и имидж человека. Содержательно воспитание стремится к формированию гармоничной и достаточно разносторонне развитой личности, что позволяет условно выделить различные направления воспитательных воздействий или виды воспитания: нравственное, эстетическое, гражданское и патриотическое, трудовое и профессиональное, физическое и половое. 

Нравственное воспитание. «Когда мы говорим, что человек ответственен, то это не означает, что он ответственен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей», – писал Ж. П. Сартр. Основная идея воспитания как общественно нормируемого процесса заключается в приобщении человека к нормам общества, в ориентации его на общественный идеал, в формировании идеи, что личностный комфорт есть, в конечном итоге, функция от комфорта общества, и роль личности в установлении этого состояния активна. Нравственное воспитание выражает понятие общественного идеала наиболее ярко. Как никакое другое, оно способствует введению индивидуальных границ в поведение человека. Границы эти крайне условны, но без них человек перестаёт быть человеком. Основная такая граница устанавливается между добром и злом. Механизм нравственного воспитания универсален. Общество задает границы должного м возможного поведения, которые находят сове отражение в нормах морали. Мораль имеет конкретное национальное и историческое лицо. Моральное регулирование поведения основывается на дозировании порицания и похвалы.

В начале воспитательного процесса человек ориентируется на подражание образцам и общественною коррекцию поведения. Таким образом, стихийное доморальное регулирование поведения, ориентированное на «надо».

Моральное регулирование реализуется в основном на систему запретов и наказаний-порицаний. Затем воспитанник принимает декларируемые нормы и преобразует их в личностно значимые ценности, выходя таким образом на уровень автономного, независимого регулирования поведения («хочу» и «надо» сближаются). Если ориентиром для оценки поступков становятся личностные ценности и самостоятельно установленные границы дозволенного, то можно диагностировать нравственную стадию регулирования поведения. Когда личные границы находятся в зоне общественно приемлемых, то можно говорить о завершении процесса нравственного воспитания («я делаю то, что надо, потому что именно этого хочу»).

Эстетическое воспитание понимается как многогранный процесс, тесно связанный с другими видами воспитания. Оно включает в себя не только воздействие искусством, но создание специальной среды, позволяющей увидеть красоту во всем, красоту как природу нравственности и гармонии. А. В. Луначарский писал: «Под эстетическим образованием надо разуметь систематическое развите органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы бездушным».

Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и в жизни, выработка эстетических вкусов и формирование эстетических потребностей. Целью эстетического воспитания является формирование эстетической культуры личности, в которую входят следующие компоненты.

– Эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и в жизни черты прекрасного и испытывать к ним эмоциональное отношение (эстетические чувства).

– Эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к феноменам искусства и явлениям действительности.

    – Эстетические потребности – запрос на эстетические переживания, вызванные обращением к эстетическим ценностям.

    – Эстетические вкусы – способность оценивать феноменов искусства и явления действительности с позиции субъективного преломления общечеловеческих идеалов и ценностей.

Наиболее важной категорий здесь являются эстетические вкусы. Они выражают общечеловеческие представления о прекрасном и безобразном, одновременно, показывая, как личность присваивает это представление, находя собственную зону максимально привлекательного в рамках прекрасного. Эстетические вкусы позволяют проиллюстрировать одновременно и субъективизм психического отражения, и границы этого субъективизма, определяющие норму функционирования психики.

Гражданское и патриотическое воспитание. Такое воспитание направлено на формирование качеств, необходимых человеку как представителя государства, а именно гражданского сознания. Составными частями гражданского сознания являются следующие понятия.

 – Политическая культура, подразумевающая политическую грамотность, наличие социально одобряемых установок, взглядов и ценностей, отражающих понимание субъектом системы властных отношений и определяющих его политическую деятельность.

– Правовая культура – система представлений о правовой регуляции отношений, знание юридических норм и стремление их соблюдать.

– Патриотизм – нравственный и политический принцип, содержанием которого является безусловная любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, находящее свое отражение в стремлении защищать интересы Родины.

– Культура межнациональных отношений – способность признавать и уважать наряду со своей, ценности других национальных культур.

Важным аспектом является осознание себя субъектом политического действия, стремление найти и использовать законные, социально одобряемые формы влияния на политическую ситуацию и защиту интересов Родины. Такую возможность дает правовая грамотность, а отсутствие ее, напротив, приводи к девиантному и делинквентному поведению.

Гражданское воспитание тесно связано с нравственным, так как в основе гражданственности и патриотизма лежат мировоззренческие установки, в том числе представления о добре и зле.

Трудовое и профессиональное воспитание. «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его на может быть ни достойной, ни счастливой», – писал К. Д. Ушинский. Трудовое воспитание подразумевает формование специалиста – человека, который понимает труд как необходимую и в то же время приносящую удовольствие часть жизни, уважает труд и людей труда, а также способен реализоваться в избранной профессии.

Приобщение к труду включает такие его грани, как самообслуживание, общественно полезный и производственный труд. Эти грани можно рассматривать как необходимые и последовательные ступени на пути к пониманию бессмысленности жизни вне трудовой детальности.

Приоритетной целью трудового воспитания является осуществление помощи в выборе профессии. Профессиональное ориентирование включает профессиональное просвещение, диагностику профессиональной пригодности и профессиональный отбор. Это комплект мероприятий обеспечивает профессиональное самоопределение личности, заключающееся в готовности к выполнению определенной деятельности, вид которой определен с учетом наклонностей, желаний, способностей личности и потребностей общества в специалистах данного профиля.

Физическое воспитание. К. Д. Ушинский утверждал6 «Самая важная часть воспитания – образование характера». Это, безусловно, справедливо, так как именно наличие нормального характера позволяет решать задачу автономного регулирования поведения.

Последовательная реализация свойств характера – свидетельство хорошей волевой регуляции. Воля – психический процесс, заключающийся в сознательном управлении психикой и поступками. Здесь мы видим соприкосновение духовного, психического и телесного.

Для осуществления сознательного управления своим поведением и психическими состояниями человеку необходимо иметь достаточную зрелость и запас энергии. Именно поэтому в педагогике выделяют не столько физическое развитие, сколько физическое воспитание, понимая под ним способность стойко переносить любые трудности – как психологические, так физические.

При этом не следует путать физическое здоровье и физическое воспитание. Эти понятия не всегда тождественны, хотя и не исключают друг друга. Физическое воспитание является необходимой частью становления личности любого человека, даже имеющего отклонения или дефекты развития.

Половое воспитание является одной из граней физической культуры человека. Этот непростой вопрос восходит к становлению ценностных ориентаций, коммуникативной культуре, волевой регуляции потребностей и физическому здоровью.

Безусловно, половое воспитание не сводится лишь к формированию определенных табу, однако в современной педагогике остается открытым вопрос о том, как сочетать должный уровень полового просвещения молодежи с приоритетом нравственных ценностей. Неизменно одно: чем выше уровень воспитанности человека, тем более сложной и знаковой функцией его жизни становится удовлетворение потребностей, тем теснее смыкаются для него духовное и физическое.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан России» является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Таким образом, в общем образовании признано главенство воспитательных целей над обучающими задачами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: