Методы и средства воспитательной работы

Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Разберем подробно классификацию методов воспитания по воспитательной задаче, предложенную Г. И. Щукиной. В нее входят методы формирования сознания (убеждение, внушение, педагогическое требование), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (пример, упражнение, поручение, воспитывающие ситуации), методы коррекции (поощрение и наказание). Эта классификация дает представление не только о многообразии методов, но и о необходимости их разумного сочетания: на различных этапах воспитательного процесса необходимо использовать разные методы, и только определенный их комплекс позволяет достичь цели.

Естественно, сам метод дает представление только об общей траектории продвижения педагога и воспитанников. Конкретные аспекты их деятельности носят творческий, индивидуальный характер и раскрываются через серию приемов. Прием воспитания обычно характеризуют как составную часть метода, подчиненную ему, входящую в его структуру и употребляемую в конкретной ситуации. Например, можно создать эмоциональный настрой с помощью музыки при проведении беседы с учениками; перейти на «вы» с учеником и назвать его полным именем с фамилией, когда надо сделать строгое замечание.

Как было сказано у человека нет природной предрасположенности у тому, чтобы стать воспитанным, сам процесс воспитания напоминает определенный договор или ролевую игру.

Прежде чем начать играть, необходимо установить правила игры. Этому способствует метод воздействия на сознание – убеждение. Воспитаннику предлагают определенный сценарий и убеждают его в целесообразности принятия какой-либо роли. Убеждение реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. Убеждение – это воздействие на сферу сознания при помощи предложения к рассмотрению субъектом определённых информационных блоков.

Убеждение требует использования разнообразных сведений, красочных примеров, ораторских приемов, и скорее всего, останется нереализованным, если у воспитателя нет должного авторитета глазах воспитанника или воспитанник не видит практического подкрепления для декларируемых норм. Поэтому убеждать можно не только словом, но и примером – личным или другого авторитетного для воспитанника лица.

Внушение может происходить практически мгновенно. Оно адресовано бессознательной, чувственно-эмоциональной сфере личности и базируется на готовности человека действовать в соответствии с полученной инструкцией, а не на осмыслении и принятии. Воз0действие в процессе внушения оказывает не только и не столько сама информация, сколько эмоциональный настрой и волевые характеристики воспитателя.

Внушение бывает непреднамеренным и преднамеренным. В первом случае воспитанник передается определенное эмоциональное состояние – например, увлеченность какой-либо деятельностью. Преднамеренное внушение характеризуется наличием конкретной цели. Наиболее сложным является изменение мировоззренческих установок.

Педагогическое требование представляет собой определенный симбиоз внушения и убеждения, воздействуя и на бессознательную сферу («нужно делать так») и на сознательную («нужно делать так, потому что…»). Педагогическое требование предполагает выражение поведенческих норм в определенных предписаниях, реализуемых в общении. Требования могут оказывать как стимулирующее (позитивное), так и тормозящее (запрещающее) воздействие на деятельность воспитанника, стремясь выработать у него новые, заранее спроектированные качества личности.

В педагогической практике различают прямые и косвенные требования. Прямое требование – приказ, запрет, указание. Для него характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется такое требование решительным тоном, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Прямое требование наиболее эффективно, если степень авторитетности воспитателя еще не определилась, так как он только начал работать с данным детским коллективом или конкретным воспитанником, или если стимулируемая деятельность незнакома и только осваивается. Прямое требование формулируется четко, произносится спокойным и уверенным тоном. Оно должно быть по возможности позитивным (предписывать, а не запрещать) и инструктивным (раскрывать цель и способ выполнения действия).

Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия/недоверия, условие) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников, отношение к педагогу или сверстникам. В косвенном требовании психологически меньше принуждения, есть возможность выбора решения самим воспитанником.

Слова необходимо подкреплять делом, и поэтому следующим методом будет пример – метод, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. В первую очередь нужно опираться на положительные примеры, но в воспитательной практике важны и отрицательные, которых для реализации поставленной цели должно быть значительно меньше, чем положительных.

    Частным вариантом реализации метода примера можно считать воспитывающие ситуации. Воспитывающие ситуации – это те ситуации, в процессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки. Это могут быть проблемы нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли. Воспитатель умышленно создает условия для возникновения ситуации. Когда в этой ситуации у ребенка возникает проблема и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. В процессе включения в ситуации у детей формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

Можно выделить ситуации недолговременные: выбери способ действия и поступи, или длительные: шефство – успех – дружба, доверие – успех – изменение положения в коллективе.

Метод примера является воздействием на сознание, но в основе его лежит дело; он как бы подталкивает воспитанника к определенному поведению, занимая, таким образом, промежуточное положение в классификации.

Осознание и принятие необходимости соблюдения определенных правил еще не делает человека воспитанным. Воспитание – не тяжкий груз установок, а проявление этих установок в каждодневной деятельности именно оно способно закрепить желаемые формы поведения, сделав их привычными и естественными. Поэтому следующим методом будет метод организации деятельности – упражнение.

В основе упражнения лежит осознанная, многократно повторяемая самостоятельная деятельность воспитанника. Упражнение решает задачу не только организации просоциальной деятельности воспитанника, но и ее достойного, красивого оформления. Красота – в естественности, естественность – в привычке.

Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения (практические задания). Поручения создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приобщение воспитанников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений – дело длительное и требующее постоянных усилий. При этом важно, что упражнение в воспитании не рассматривается как механическая тренировка, оно осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей.

 Однако упражнение, по сути, предоставляет собой пробу, оно может быть, как успешным, так и не очень. Здесь на помощь приходят методы коррекции – поощрение и наказание. Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению или к торможению, сдерживанию нежелательного поступка. Побудителем к поступку и средством закрепления привычки выступает поощрение, т. е. одобрение. Сдерживающим средством является наказание, осуждение поступка воспитуемого. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка воспитанника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения воспитанников с помощью его оценки.

Поощрение – стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение имеет воспитательный эффект, если оно ценно и значимо для самого воспитанника и поддерживается общественным мнением. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Его действие вызывает позитивные эмоции, вселяет уверенность. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы оно не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого, меру вложенных усилий. Применяя этот метод, следует соблюдать меру и осторожность, не хвалить за то, что дано от природы (ум, здоровье, красота), за то, что не требовало больших усилий; дважды за одно и то же, из жалости, стремления угодить ребенку, понравиться ему.

Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, награждение, предоставление почетных прав, материальное вознаграждение и т. п. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может нанести вред воспитанию. В то же время недостаток поощрений может вызвать у ученика потерю веры в себя, а захваливание привести к зазнайству.

Наказание – торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.

Если после наказания воспитанник испытывает обиду на воспитателя – наказание применено несправедливо или технологично неправильно.

Виды наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, отказ от наказания, выговор, отсроченное наказание, наложение дополнительных обязанностей и др.

Методом наказания надо пользоваться очень осторожно. С одной стороны, незаслуженное наказание или наложенное в оскорбительной форме озлобляет, обижает воспитанника, провоцирует его действовать назло воспитателю. С другой – отсутствие наказаний или их излишняя либеральность могут привести к неорганизованности, непослушанию, снижению авторитета воспитателя, а злоупотребление ими – к конфликтам и ожесточению отдельных воспитанников или отдельных групп. А. С. Макаренко считал, что смысл наказания в том, чтобы погасить, уничтожить конфликт, а не разжечь его снова. Сам он часто использовал так называемое отсроченное наказание: воспитанник совершил проступок и понимает свою вину, а воспитатель предлагает встретиться по этому поводу лишь через день. В этой связи можно вспомнить слова М. Монтеня: кто ждет наказания, тот несет его.

Наказание ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика, оно должно быть справедливым, тщательно продуманным. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в этом случае исправить значительно труднее, чем в любом другом, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика. Надо следовать правилу: за один проступок – одно наказание, а не серия, как часто встречается в педагогической практике. Метод наказания очень индивидуален: за один и тот же поступок одного можно наказать, а другого поддержать. Например, ребенок – драчун, забияка, вечно всех обижает. Другой подрался, защищая младшего (оскорбленное собственное достоинство или честь другого человека). Нельзя наказывать большие группы воспитанников или целые классы (отряды), так как это приводит к круговой поруке и коллективному противодействию воспитателю. Наказание всего коллектива допускается крайне редко и только при условии высокого уровня его развития, поскольку в таком коллективе высок уровень ответственности друг за друга. Нельзя это делать в состоянии гнева, раздражения, аффекта: «Не позволяй душе обиженной сиюминутного суда. Сильные не мстительны. Оружье сильных – доброта».

П. Ф. Лесгафт писал, что сила мягкого, спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание.

Детский психотерапевт В. Л. Леви относительно этого метода воспитания давал следующие рекомендации:

    – наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому;

    – если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте;

– за один раз – одно наказание; наказание – не за счет награды;

– рок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;

– ребенок не должен бояться наказания (его должно удерживать от проступков огорчение, которое его поведение вызовет у близких, учителей, значимых других);

– нельзя унижать;

– наказан – прощен: не мешайте начинать жизнь сначала ни ему, ни себе.

Конечно, выбор методов воспитания не всегда отражает представленную схему, многое зависит от возраста и индивидуальных особенностей воспитанника. Стоит также отметить, что ни один метод не может решить задачи изолированно каждом конкретном случае педагог подбирает комплекс необходимых методов. Однако, в целом методы универсальны и творчески применяются для реализации всех видов воспитательной политики.

Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предметы и ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и техники, живая и неживая природа, разнообразные виды деятельности, человек и группы людей, знаковые символы. Таким образом, средствами воспитания являются все материальные и нематериальные предметы и объекты, которые та ил иначе способствуют достижению цели воспитания, решению поставленных задач, применению методов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: