1. Определение памяти
2. Элементарные механизмы научения
I. Одним из основных свойств нервной системы является способность к длительному хранению информации о внешних событиях - память. Память - это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе.
По современным представлениям, в памяти закрепляются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.
Память как результат обучения связана с такими изменениями в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют на дальнейшее поведение живого организма. Комплекс таких структурно-функциональных изменений связан с процессом образования энграмм, то есть следов памяти (термин, предложенный зоологом Дж. Янгом в 50-х гг.).
|
|
Память выступает также как своеобразный информационный фильтр, поскольку в ней обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная доля от общего числа раздражителей, воздействующих на организм. Пронизывая все стороны существования человека, память имеет разные формы и уровни проявления и функционирования.
69
2. В нейрофизиологии выделяют следующие элементарные механизмы научения:
• привыкание - проявляется в постепенном уменьшении реакции по мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождаем угашение ориентировочной реакции;
• сенситизацш - процесс, противоположный привыканию. Выражается в снижении порога при предъявлении раздражителей. Благодаря сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейтральный раздражитель;
• временная связь (условный рефлекс).
Согласно И.П. Павлову, физиологической основой запоминания служит условный рефлекс как акт образования временной связи между стимулом и реакцией. Эти формы памяти и научения называют простыми, чтобы отличать от научения, имеющего произвольный осознанный характер. Элементарные формы научения есть даже у беспозвоночных.
Память разделяется также на:
• генотипическую, или филогенетическую - связана с безусловными рефлексами и инстинктами;
• фенотиптескую - обеспечивает обработку и хранение информации приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения.
Использованные источники:
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 84 - sje