Педагогические возможности кейс-технологии (метода ситуационного анализа)

Использование ситуационного подхода в обучении позволяет решить целый ряд важнейших образовательных задач: во-первых, уменьшить разрыв между теорией и практикой, во-вторых, сформировать у учащихся умения и навыки оценки ситуации, выбора и организации ключевой информации, определения перспективных проблем и путей их решения и т.д. Значительным преимуществом метода кейс-стади (casestudy) является то, что это всегда интерактивное обучение. Критериями, позволяющими отличить кейс от других учебных занятий являются: 1. Источник. 2. Процесс отбора информации: содержание ситуации должно быть близким к жизни, способным вызвать интерес. 3. Содержание: дозированная информация, которая позволит иметь все необходимые для решения данные. 4. Проверка реакции учащихся на кейс в ходе занятия. 5. Модерация работы с кейсом:каждая подгруппа должна состоять из 3-5 человек и выбрать себе модератора (руководителя)[153].

В кейс-стади интегрированы следующие частные методы: моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, методы описания, проблемный метод, метод классификации, «мозговой штурм», дискуссия. В ходе реализации кейс-метода преподаватель а) подбирает кейс, б) определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся, в) разрабатывает сценарий занятия, г) организует предварительное обсуждение кейса, д) делит класс на группы, е) руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями[154].

Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:

вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);

информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);

стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);

исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам– результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);

тренинговыйкейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков – технических, логических и т.п.)[155].

Другая классификация кейсов основана на учете их формы и внутренней структуры.

1. Комплексный (модульный) кейс содержит не менее 20 страниц информации, первичных данных, образцов документов и т. п.

2. Кейс-изложение содержит факты: рассказ о какой-либо ситуации, явлении, проблеме, путях ее решения и основные выводы по теме.

3. Кейс-иллюстрация –обычно небольшой по объему и содержит некоторый пример по изучаемой теме.

4. Кейс-практическая задача содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой учащиеся должны выполнить некоторое задание по теме.

5. Кейс со структурированными вопросами содержит четкий перечень вопросов, следующих после основного текста, на основе которых строится обсуждение кейса.

6. Кейс без структурированных вопросов. В этом случае после основного текста следует предложение выявить и обосновать пути решения проблемы, которая заключается в описанной ситуации.

Вопросы к кейсу можно разделить на обучающие, направленные на закрепление полученных знаний и умений, и проблемные, направленные на развитие мышления, в том числе творческого.

В целом, технология кейс-стади в обучении позволяет решить целый ряд важнейших образовательных задач: во-первых, уменьшить разрыв между теорией и практикой; во-вторых, сформировать у обучаемых умения и навыки оценки ситуации, выбора и организации ключевой информации, определения перспективных проблем и путей их решения.

Практикум. 1. Теоретический кейс для работы с учителями в рамках курсов повышения квалификации.

«Великая задача духовной культуры – создание мировоззрения.<…>В саморазвитии культуры заложен глубокий оптимизм человеческого сознания, движущегося против энтропии природы. Оптимизм и вера в будущее культуры порождают стремление относиться к жизни и миру с максимальной бережностью.

Если оптимизм указывает направление движения культуры, то этика формирует ее внутренний каркас. Этика – область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Она, по сути, отражает нравственные максимы, достижимые в данную эпоху. Сама по себе этика не зависит от того, пессимистично или оптимистично мироощущение данной эпохи. Пессимистическая этика, отрицающая возможность влияния человека на окружающий мир, сужает ее собственную сферу деятельности до только внутренней работы по самосовершенствованию индивида и эгоистически замыкает человека на самого себя, тогда как оптимистический взгляд на нравственные возможности человечества способствует его проявлению как более одухотворенной и чистой силы в отношениях с людьми и природой. Оптимизм заложен в самой природе, которая не останавливается в своем эволюционном движении вперед, а нравственность в природе проявляется как ограничитель эгоистических притязаний отдельных особей и видов и как закон воли к жизни и права на нее.

Выделению человека из мира природы соответствуют семь этапов становления культуры: мистика, искусство, мифология, философия, религия, наука, идеология, причем каждый последующий этап синтезирует в себе все предыдущие (рис.1). Смена господствующих отраслей духовной культуры происходит по принципу маятника. В целом в основе развития культуры лежит тенденция рационализации. Последняя осуществляется не линейно, а скачкообразно: например, философия более рациональна, чем мифология, но в следующей за философией религии рациональность уменьшается; затем она опять повышается в науке, но уменьшается в идеологии<…>

Иррациональные течения становятся более приоритетными и на какое-то время побеждают. Затем усиливаются попытки рационализации иррациональных результатов, но помимо рациональности есть идеалы, скажем, идеал бессмертия, и человек порывает с рациональностью, если иррационализм подает надежду на осуществление идеала. Так возникает маятник культуры, отражающий смену ее главенствующих отраслей».

Рис. 1. Схема эволюции культур ы[156]

Вопросы к кейсу: 1. Каким понятием можно заменить знак вопроса в представленной схеме эволюции культуры. Обоснуйте ответ. 2. Назовите так называемые «маятниковые концепты».

Практикум 2.Теоретический кейс «Поступок и поведение»

1. Теоретический кейс «Поступок».

«Клеточка нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с т. зр. единства мотива и последствий; намерений и дел, целей и средств. Слагается из следующих элементов; мотива, намерения, цели, деяния, последствий, самооценки человеком своего поступка и отношения его к оценке окружающих. <…>

Элементы структуры поступка составляют содержание морального долга, который человек выполняет, и все они учитываются при оценке поступка (что именно сделано, во имя чего сделано, намеренно или случайно, как сам человек относится к своему действию). Всесторонность анализа и оценки П. возможна лишь тогда, когда он рассматривается не изолированно, а сквозь призму всего поведения личности, его генеральной направленности, морального облика человека в целом. Единство мотива и последствий достигается, закрепляется и обнаруживается не в одиночном поведенческом акте, а в целой серии поступков, скрепленных в систему, выстроенных в «линию поведения»[157].

Задание: Дайте рабочее определение понятия «поступок».

2.Теоретический кейс. Словарная статья «Поведение (моральное) – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие моральной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или др. побуждениям). В отличие от обычая, который предполагает однородные поступки различных лиц, поведение охватывает разнородные поступки одного и того же лица (отдельного человека, а также коллектива, организации, большой массы людей), выявляющие различные стороны его морального характера. Понятие линии поведения указывает на относительную последовательность, согласованность отдельных поступков и отличительные особенности деятельности того или иного человека или коллектива»[158].

Задание к кейсу: Проанализируйте в учебных пособиях для учащихся параграфы, посвященные этическим понятиям «поступок» и «поведение». Объясните принцип доступности для возраста в подаче теоретических понятий.

3. Кейс – «Нравственный поступок: признаки, мотивы, примеры»[159]. «Человека с правильной системой ценностей выдает именно нравственное поведение и нравственный поступок. Стоит совершать действия, результат которых будет положительным как для индивида, так и для окружающего мира. Будь счастлив и не мешай другим, как говорится. Иногда нужно даже отказаться от некоторых действий, например, избежать соблазна, отказаться от взятки или шанса завоевать некоторые блага нечестным способом. Слушай всех, прислушивайся к избранным.

 Общество, как правило, дает свои оценки тем или иным действиям. Во многом они зависят от того, какие люди вас окружают. Есть общепринятые нормы поведения, которые могут несколько отличаться в разных социальных группах. Нравственные поступки человека могут не быть оценены как таковые, если вашему окружению это невыгодно. Но тут очень важно понимать, когда виноваты вы, а когда чрезмерно думают о собственной наживе те, кто вас окружают. Тогда можно сказать, что мотивы нравственного поступка не имеют ничего общего с целями ваших коллег и друзей.

Нельзя слепо следовать чужой указке и угождать, нужно уметь анализировать, быть честным с собой. Только тогда вы будете спокойны и почувствуете, что действуете правильно.

Откуда растут корни. Есть ряд факторов, на которых основан анализ поведения личности. Для начала нужно разобраться, что именно толкает человека на то или иное действие. Нравственный поступок совершается только в благих целях, которые можно охарактеризовать как благородные. Хотя, конечно, случается и такое, что волей судьбы, имея довольно благоприятный замысел, можно нанести и вред. Тут уже оцениваются последствия, к которым привело мероприятие. Именно они являются базисом для вынесения последнего вердикта и оценки, когда анализируются признаки нравственного поступка. Главным критерием является то, насколько шаг значим и полезен для общества в целом. Важно учитывать также обстоятельства, в которых происходили события.

Благая цель. В разных условиях одно и то же действие может быть как похвальным, так и аморальным. Так что нужно проявлять гибкость и уметь уловить требования окружающего мира, в то же время не теряя собственной головы на плечах. Нравственный поступок отрицает корыстолюбие и выгоду, хотя нет ничего плохого в достижении своих желаний праведным путем.

Самое главное, чтобы вы не вредили окружающим. Должен достигаться только тот результат, который не причинит ущерба другим людям. Есть тонкая грань между совершенствованием, достижением новых высот и эгоистичным поведением, чрезмерным индивидуализмом. Ее нужно чувствовать и стараться не пересекать. Образцы

Только морально развитая личность может осуществить нравственные поступки. Примеры таковых можно часто встретить в литературных произведениях или кино, которые несут читателю и зрителю определенный заряд мудрости. В любом романе или повести есть герои, чье поведение можно поощрить за мужество, самоотверженность, этичность. Так мы узнаем о возвышенном предназначении личности. Все это происходит на фоне определенной эпохи, ее уклада и представления о правильном и греховном поведении. Для того чтобы заставить читателя задуматься, авторы создают ситуации, в которых персонажи на страницах книг совершают нравственные поступки. Примеры их изобилуют в романе «Война и мир», написанном Толстым. Можно говорить о целой цепи непростых проблем морального характера, которые решаются по ходу повествования. Даже глядя на жизнь одного из главных героев, А. Болконского, можно заметить моменты совершенного покоя, которые сменяются военными трудностями. Он самоотверженно жертвует собственной жизнью во имя родной земли, что заслуживает всяческих похвал и одобрения.

Задание: разверните понятие «нравственный поступок» доступно для пятиклассников.

4. Кейс «Аморальное и моральное поведение, свойственное российской культуре » [160]

«В теории воспитание человека должно соответствовать нормам поведения. Чаще всего под этим подразумевается свод правил, внушаемых с детских лет, чтобы человек был неспособен причинить дискомфорт и откровенный вред обществу и его гражданам.

Обычно под понятие «аморальный поступок» подпадают следующие действия: физические и словесные оскорбления; употребление нецензурных выражений; чрезмерное увлечение спиртосодержащими напитками; намеренное вредительство; преступная деятельность.

Как правило, в зависимости от вида аморального поведения человек демонстрирует худшие свои качества: вульгарность; невоспитанность; избалованность; алчность; похоть; чревоугодие; пристрастие к вредным привычкам: табакозависимость, наркомания, алкоголизм.

В большинстве стран, в том числе и в России, подобное поведение становится причиной наложения штрафов и прочих наказаний, соответственно степени вины человека, совершившего антиобщественный поступок. К примеру, аморальное поведение на рабочем месте является усугубляющим фактором, если работодатель решил уволить не слишком активного, часто допускающего ошибки сотрудника.

Хотя следует помнить, что и в случае аморального поведения работодателя оскорбленный работник может добиться материальной компенсации за унизительное отношение, обратившись в суд и представив доказательства своей правоты.

Данные стандарты действуют не только на работе. Уже существуют примеры, когда справедливости добивались дети, страдающие из-за аморальности собственных родителей.

Тем не менее, необходимо помнить, что для уголовного наказания или общественного, к примеру, лишения родительских прав, необходим факт преступного деяния.

В противном случае, к сожалению, подлецы и люди с извращенной моралью легко избегают наказания, так как четких границ норм поведения до сих пор не существует».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: