1. Патриотизм – важное нравственное качество. Как вы думаете, быть патриотом – это:
- гордиться символикой своей страны;
- считать все своё лучшим, чем заграничное;
- вести счёт боевым победам своего государства;
- любить свой народ;
- “раньше думать о Родине, а потом о себе”
Обоснуйте свой ответ.
3. На упадок нравственности сейчас жалуются очень сильно. В чем он, по-вашему, выражается в наибольшей степени:
- в озлобленности людей друг против друга;
- в разобщении по политическим и идейным мотивам в среде друзей, в семье, на работе;
- в эгоизме /”каждый сам за себя”/;
- в росте преступности;
- в исчезновении элементарной культуры поведения;
- в том, что прервалась связь поколений;
Обоснуйте свой ответ.
4. “Золотое правило нравственности” гласит: чего себе не желаешь, того другим не делай. Примените его в различных ситуациях:
- старый человек нуждается в помощи молодого;
- вор крадёт имущество разбогатевшего нечестным путем;
- голодный крадёт кусок хлеба;
- подружки /друзья/ “перемывают косточки” знакомым:
- гражданин отказывается от несения воинской службы.
5. Универсально ли “золотое правило”? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни?
6. Есть выражение “резать правду-матку” и “говорить всю правду в глаза”. Но известно, что такая правда часто бывает оскорбительной. Как сочетать правдивость и деликатность? Какая норма кажется вам наиболее важной? Обоснуйте свой ответ.
7. Запрет на ложь – один из самых древних в истории культуры. Какую ложь Вы осудите в большей степени:
- утверждение, обратное правде;
- рассказы, не связанные с действительностью;
- утаивание части правды;
- самообман;
- ложь во спасение;
- маленькая ложь для достижения большого блага;
- ложь для удовольствия лгать.
Обоснуйте свою точку зрения.
9. Условием моральной свободы является моральная вменяемость. Кого бы Вы сочли морально невменяемым субъектом:
- маленького ребенка;
- человека в сильном гневе;
- сумасшедшего;
- непроходимого дурака;
- человека, поставленного в безвыходное положение.
Обоснуйте свой ответ по каждому из предложенных вариантов.
10. Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, где приведенные ниже конфликтогены вызвали конфликтную ситуацию.
- Незаслуженные и унизительные упреки.
- Негативные обобщения, «навешивание ярлыков».
- Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести.
- Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии.
- Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения.
- Неуместная ирония, сарказм.
- Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар».
2.4 Коммуникативные и диалоговые технологии
Среди диалоговых педагогических технологий выделяются: проблемно-поисковые диалоги, дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью и проч.Особенно продуктивно овладение учителем техниками фасилитации, модерации и медиации, которые помогут организовать диалог, беседу. Дискуссию и настроить учащихся на доверительный разговор.
Фасилитация – это технология, в узкой педагогической практике понимаемая как развивающий образовательный метод. Его использование содействует тому, чтобы люди обменивались идеями, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними задачи и определяли пути их реализации. Фасилитатором (от англ. facilitate – помогать, облегчать) часто называют ведущего/тренера, основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска и анализа информации участниками групповой работы[161].
В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Модератором (от итал. moderare – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздывание) называют руководителя дискуссии, обладающего такими качествами, как гибкость, дипломатичность, наличие интуиции, умение вести беседу и дискуссию.
Медиация – технология разрешения споров, это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Таким образом, все активные и интерактивные методы направлены на формирование и корректировку педагогической позиции и профессионально-личностных качеств учителя, дальнейшую саморегуляцию профессионального поведения педагога. В целом, формируется внутреннее нравственное убеждение («харизма» учителя) как высшая степень педагогической одаренности и компетентности, связанная с его гуманистическим приоритетом.
Эвристическая беседа
Ее создателем считается Сократ, в честь которого беседа именуется также сократической. Эвристическая беседа имеет двухтысячелетнюю историю. Эвристические беседы – это цепочки взаимосвязанных вопросов и ответов. Существует следующая типология вопросов, возникающих в ходе эвристической беседы:
2 - вопросы на уточнение («Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-либо добавить?»);
- вопросы на поиск причин и доказательств («Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»);
- вопросы о точке зрения и подходе («Можно ли посмотреть на эту проблему с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»);
- вопросы о подтексте и последствиях («Если это произойдет, что еще получится в результате? Почему?»);
- вопросы о вопросах («Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос легко ответить или сложно? Почему?»).
Можно выделить основные признаки эвристической беседы: а) каждый вопрос представляет логический шаг поиска; б) все вопросы взаимосвязаны; в) поиск протекает при частично самостоятельной деятельности детей под руководством педагога: педагог направляет пути поиска, а дети решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи; г) поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний, либо на доказательство истинности последних; д) успех поиска обеспечивается наличием запаса исходных представлений. Основными структурными элементами эвристической беседы являются вопрос и ответ, причем ведущим элементом является вопрос. Вопрос вместе с ответом составляет шаг. Движение в эвристической беседе к последующему шагу возможно, если завершен процесс предыдущего шага, то есть каждый новый вопрос возможен в том случае, если поступил ответ на предыдущий вопрос. Если на вопрос педагога следует ошибочный ответ, то педагог с помощью дополнительных вопросов вскрывает в ответах ребенка ошибку, подводит к самостоятельному отыскиванию верного ответа и только потом ставит следующий вопрос беседы[162].
Деятельность учителя при использовании эвристической беседы имеет два этапа:
а) организационно-подготовительный;
б) исполнительский. Сущность организационно-подготовительного этапа состоит в том, что каждый раз, исходя из конкретной дидактической цели конкретного урока, учитель проводит логико-теоретический анализ учебного материала, чтобы выяснить, позволяет ли этот материал применить эвристическую беседу.
Исполнительский этап начинается с постановки искомого:
1) искомое может выдвинуть и сформировать сам учитель;
2) учитель может создать ситуацию, в ходе которой учащиеся под его руководством будут подведены к искомому;
3) учащиеся усматривают и формулируют искомое сами.
На основе анализа структуры эвристической беседы выделяют две ее формы:
1) «жесткая» вопросно-ответная форма эвристической беседы, основными компонентами являются вопрос педагога и ответ ребенка;
2) «свободная» форма эвристической беседы, имеющая несколько иную структуру: на один вопрос педагога следует «цепочка» логически связанных между собой ответов детей.
Дидактическими условиями, обеспечивающими эффективность эвристической беседы, являются: наличие достаточного объема представлений о характере предмета беседы у всех детей (эти представления должны включать характерные и существенные признаки); логика беседы, обеспечивающая последовательное движение мысли детей; разнообразие приемов, обеспечивающих активность всех детей, участников беседы; результат беседы (заключительное суждение) должен достигаться усилиями самих детей.
Пример эвристической беседы (урок в начальной школе «Будь вежлив»):
«Ребята, давайте послушаем задачку: «По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: один портфель, три книжки и один большой сверток. Одна из книг упала. «У вас упала книга»,– закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» – удивился тот. «Конечно, – объяснил мальчик, – у вас было три книги плюс один портфель плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре». «Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение – сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, – однако есть правила, которых ты еще не усвоил».
– Скажите, о каких это правилах говорил прохожий?
– А как бы вы поступили в такой ситуации?
– Скажите, так что должен был сделать мальчик? Как он должен был поступить?»
Рефлексивный диалог
Рефлексивный диалог в образовательном процессе – «это становление личности, которое происходит во взаимодействии сДругим на уровне творческой направленности. При этом можно выделить два противоположных способа взаимодействия человека. Первый (способ) – когда коммуникативная среда "больше", чем человек, и она во многом определяет его мысли и поступки. Это уровень интерактивного диалога, рефлексивного управления, требующий коммуникативных навыков. При этом выход на рефлексивные уровни взаимодействия возможен только при наличии проблемной ситуации и личного осознанного отношения субъекта к ней как проблемной и развивающей. Второй способ предполагает диалогическую открытость обеих сторон, что позволяет им вместе двигаться по уровням рефлексии, самоопределяться относительно проблемной ситуации и осуществлять творческое взаимодействие. Это модель создания условий для рефлексии и свободного самоопределения в проблемной ситуации. Взаимодействие становится творческим, когда оно преображает человека или, точнее, человек понимая и преобразуя других, понимает и преобразует себя [163]. Рефлексивный диалог предполагает принцип со-бытийности (присоединенности), интерактивное взаимодействие – это такое взаимодействие, которое опосредуется, с одной стороны, созданием особой социальной и символической среды (общих условий жизни), с другой – процессами стимуляции этой среды с целью повернуть на себя остальных участников коммуникации и через себя изменить их отношение в сторону культурно–согласованного поведения. В рефлексивно-диалогическом подходе две составляющие диалога – интерактивная и личностная – определяют технологию развития профессионально–личностных качеств.
Цель: 1) Адаптивное решение, б) Стандартное решение,в) Творческое решение. Адаптивное решение определяется целью обмена установками (на эмоциональном и информационном уровне) и определяется вопросами "Что, для чего я делаю так в данной ситуации, что мне это даст?". Результатом адаптивного рефлексивного управления является поддержка мотивации.
1. Стандартное решение определяется передачей регламентированных инструкций и конкретно–действенных установок, определяется вопросами "Зачем?", "Почему?", "Как это было раньше?", т.е. какие идеи и нормы порождают такой тип проблемных (конфликтных) ситуаций. На этом уровне решений человек должен освоить определенную систему знаний, умений, навыков с тем, чтобы уметь действовать в стандартных ситуациях по заданным образцам.
2. Творческое решение связано с возможным переосмыслением личностных и организационно-деятельных стереотипов в процессе преодоления проблемно-конфликтной ситуации, определяется вопросами, связано с вопросами "Ради чего?", "Во имя чего?", "Как это может (должно) быть?"
Следуя базовой технологической модели, рефлексивно-творческое взаимодействие здесь представлено шестью шагами: 1) в качестве побуждения (причины) взаимодействия для руководителя здесь выступала необходимость проведения реорганизации, требующей сокращения определенного числа сотрудников; 2) целью (намерением) взаимодействия с начальником подразделения было обоснование ему необходимости последующих действий; 3) в качестве ценностного основания (ценность) здесь выступает поддержка коллектива; 4) замыслом выступает непосредственное обращение к начальнику подразделения с просьбой о создании инициативной группы; 5) в качестве возможного варианта решения выступает план сокращения определенного числа сотрудников; 6) последний шаг в качестве поступка выступает как итоговая концептуализация совместно принятого решения [164].