Периодизация развития морального сознания Л. Колберга

Название этапов Возрастные границы Характеристика этапов
1. Предконвенциональный 5-11 лет Нравственные суждения основаны на поощрениях и наказаниях
1 стадия 5-7 лет Ориентация на избежание наказаний и послушание
2 стадия 7-11 лет Наивный инструментальный гедонизм (подчинение правилам ради личной выгоды)
2. Конвенциональный 11-15 лет Нравственные суждения основаны на социальных нормах
3 стадия 11-13 лет Ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны окружающих
4 стадия 14-15 лет Мораль, поддерживающая авторитеты и власть
3. Постконвенциональный 15 и старше Нравственные суждения основаны на моральных принципах
5 стадия   Мораль общественного договора, индивидуальных прав и демократически принятого закона
6 стадия   Мораль, ориентированная на индивидуальные принципы совести

 

Л. Колберг, как и Ж. Пиаже, полагал, что смена стадий нравственного развития определяется закономерностями созревания интеллекта, прежде всего, формированием децентрации и логических операций.

В становлении морального сознания Л. Колбергом выделяются две линии: 1) переход от суждений по последствиям поступков к интериоризованным моральным принципам; 2) превращение конкретных суждений в абстрактные.

Факторами, влияющими на нравственное развитие, являются уровень образования родителей, особенности общения ребенка со взрослыми и сверстниками, а также желание ребенка получить награду за хорошее поведение.

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

Период

Младен-чество Раннее детство Дошколь-ное Младшее школьное Младшее Старшее

Эпоха

Раннее детство

Детство

Подростничество

 

 

 

 

развитие мотивационно-потребностной сферы

 

развитие познавательной сферы

 

переходы от периода к периоду

 

переходы от эпохи к эпохе

                 

Д.Б. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир.

Психические новообразования возникают в ведущей деятельности, специфичной на каждом возрастном этапе, но сочетающей в себе две стороны: познавательную и мотивационную. Эти две стороны деятельности развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде. В момент максимального расхождения между уровнями развития познавательной и мотивационной сторон деятельности, по мнению Д.Б. Эльконина, возникает кризис. Его появление объясняется необходимостью изменить деятельность так, чтобы дать возможность другой стороне достичь необходимого для данного возраста уровня, поскольку большой разрыв между операциональной и мотивационной сторонами деятельности может вызвать нарушения в поведении ребенка.

Формирование личности ребенка происходит в процессе его деятельности внутри систем «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый».

Контрольные вопросы к лекции № 6

1. Какими способами можно построить возрастную периодизацию?

2. Каковы критерии для выделения стадий психического развития?

3. Какие стадии психического развития выделены в периодизации К. Гетчинсона?

4. Какие стадии психического развития выделены в периодизации К. Штратца?

5. Какие стадии психического развития выделены в периодизации П.П. Блонского?

6. Какие стадии психического развития выделены в периодизации З.Фрейда?

7. Какие стадии психического развития выделены в периодизации Э.Эриксона?

8. Какие стадии психического развития выделены в периодизации Ж.Пиаже?

9. Какие стадии психического развития выделены в периодизации Л.Колберга?

10. Какие стадии психического развития выделены в периодизации Д.Б. Эльконина?

Литература к лекции № 6

1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2010.

2. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2008.

Интернет-ресурсы к лекции № 6

1. http://elibrary.ru/ Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

2. http://www.psyjournals.ru. Психологические журналы. Описание. Содержание. Отдельные полнотекстовые статьи

 



РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Лекция 7. «Психологические особенности развития младенцев»

Общая характеристика периода новорожденности

Первый год жизни – период наиболее интенсивных и быстрых изменений в психическом развитии ребенка. Он делится на 2 стадии:

1. Новорожденность – первые 4-6 недель

2. Младенчество – до конца 1 года.

Новорожденность – период адаптации ребенка к жизни во внеутробных условиях. Физически ребенок отделился от матери, но физиологически и психологически остался слит с нею.

Характерные особенности периода новорожденности:

1. Малое различение сна и бодрствования.

2. Преобладание торможения над возбуждением.

3. Спонтанная двигательная активность.

Врожденные безусловные рефлексы новорожденного.

В адаптации к новым условиям жизни беспомощному ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы (безусловные рефлексы) двух типов:

1) рефлексы выживания – направлены на удовлетворение органических потребностей, обеспечивающих только выживание, но не составляющих основу психического развития ребенка.

2) примитивные рефлексы - имеют диагностическую ценность, т.к. в норме они исчезают в течение первых месяцев жизни. Если нет - это может быть сигналом наличия у ребенка проблем неврологического характера.

Примитивные рефлексы

1. Рефлекс Моро – когда ребенка резко опускают или поднимают, или он пугается резкого звука, он сначала растопыривает руки и вытягивает пальцы, а затем сжимает их и подтягивает руки назад к телу. Исчезает рефлекс приблизительно по прошествии 4 месяцев.
2. Хватательный рефлекс кисти – при прикасании к ладони ребенка карандашом или пальцем он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает еще крепче. Исчезает примерно через 5 месяцев.
3. Хватательный рефлекс стопы – если слегка нажать рукой на верхнюю часть подошвы, у ребенка происходит тоническое сгибание пальцев стопы. Рефлекс похож на хватательный рефлекс кисти, но исчезает лишь спустя 9 месяцев.
4. Рефлекс Бабинского – при поглаживании поверхности подошвы ступни ребенка от пятки к пальцам наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и разведение в стороны остальных. Исчезает через 6 месяцев.
5. Рефлекс шага (ходьбы) – когда ребенка держат вертикально, перемещая туловище вперед, а он упирается ступнями о твердую поверхность, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. Рефлекс исчезает через 2-3 месяца.
6. Плавательный рефлекс – ребенок пытается совершить скоординированные плавательные движения, если поместить его в воду животом вниз. Исчезает примерно через 6 месяцев.
7. Шейно-тонический рефлекс – когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные (поза фехтовальщика). Исчезает примерно через 4 месяца.

Рефлексы выживания.

1. Пищевые. В наибольшей мере к рождению складывается система пищевых рефлексов, легко вызываемых у новорожденного прикосновением к углам губ и слизистой оболочке языка. И в основном готов механизм сосания, при активизации которого проявляется названная Денисовой М.П. и Фигуриным Н.Л. реакция «пищевого сосредоточения», когда все остальные движения задерживаются, тормозятся.

2. Дыхательные. Дыхание также является рефлекторным, хотя по прошествии первых месяцев, оно начинает подчиняться произвольному контролю. Рефлекторными являются и кашель, чихание, отрыжка, зевота.

3. Защитные и ориентировочные рефлексы. К данной группе также относятся зрачковый рефлекс и моргание, зажмуривание при сильном свете, поворачивание головы и глаз к свету. Кроме того, к моменту рождения функционально готовы и некоторые механизмы уха, обуславливающие вздрагивание новорожденного при резком и сильном звуке. Однако зрительное и слуховое сосредоточение образуются позже.

В период новорожденности общая готовность ребенка к взаимодействию с миром основана на зрительно-моторных, зрительно-слуховых и слухо-моторных координациях.

Однако всех этих наследственных механизмов недостаточно для приспособления к новым условиям внеутробного существования, поэтому решающим условием его жизни выступает уход взрослого за ним. Физиологическая связь плода и организма матери сменяется связью ребенка с ухаживающими и поддерживающими его жизнь взрослыми, что достаточно важно в связи с потерей веса новорожденного в течение 9-12 дней жизни и последующим приростом веса.

Своеобразное переходное состояние от внутриутробного к внеутробному существованию выражается в недифференцированности состояний сна и бодрствования. Около 80% времени суток ребенок проводит в многофазном и не сконцентрированном в определенные часы сне, сопровождающемся постоянными движениями.

П.Вольф выделил 6 состояний поведения новорожденного с постоянной, типичной для них длительностью и предсказуемой ежедневной цикличностью: активное бодрствование, крик (плач), спокойное бодрствование, полусон, ровный/глубокий и неровный/поверхностный сон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: