1. http://elibrary.ru/ Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)
2. http://www.psyjournals.ru. Психологические журналы. Описание. Содержание. Отдельные полнотекстовые статьи
3. Каталог психологической литературы в Интернет. (http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm)
4. Психологическая библиотека. (http://www.bookap.by.ru/)
5. Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology
6. Электронная библиотека портала Auditorium.ru. (http://www.auditorium.ru)
Лекция 8. «Психологические особенности развития детей раннего возраста»
Основные параметры развития психики детей от 1 года до 3 лет
Хронологические границы раннего возраста: от года до трёх.
Изменения в психическом развитии ребёнка:
· овладение операционально-технической деятельностью,
· активизация двигательной сферы (ходьба, локомоции, мелкая моторика),
· приобретение относительной самостоятельности и автономии от взрослого.
Социальная ситуация развития: «РЕБЁНОК-ПРЕДМЕТ-ВЗРОСЛЫЙ» или «сотрудничество». Благодаря возникновению у ребенка собственных мотивов поведения прежняя социальная ситуация «МЫ» разрушается изнутри. Но несмотря на автономность ребенка от взрослого, ребенок остается связан со взрослым:
|
|
- ему нужна практическая помощь в деятельности;
- ему нужны внимание, оценка и отношение взрослого.
Основным содержанием новой социальной ситуации становится усвоение ребенком общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый выступает как образец специфических человеческих предметных действий.
Ведущая деятельность: предметная. Предметная деятельность – это целенаправленная форма активности ребёнка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным её содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.
Общение со взрослым: ситуативно-деловое. Мотив – действие с предметами, где инициатива принадлежит ребенку, а возможность его реализации сфокусирована на взрослом – посреднике, передающем способы их употребления и общественную функцию. Такое взаимодействие начинает носить предметный характер, способствующий развитию предметной деятельности.