Б. По темам и разделам курса

 

Раздел 1. Введение в клинический психоанализ.

Тема 1. Предмет и задачи клинического психоанализа

Клинический психоанализ как метод недирективной психотерапии. Цель клинического психоанализа, его теоретические основы и положения. Методология клинического психоанализ.

Основные понятия клинического психоанализа и его принципы.

Место психоанализа среди других способов оказания психотерапевтической и психологической помощи, его преимущества и ограничения. Перспективы развития психоаналитической терапии.

 

Тема 2. История развития клинического психоанализа.

      Краткая биография основателя метода клинического психоанализа Зигмунда Фрейда. История развития клинического психоанализа. Катарсический метод. Обзор основных научных работ, написанных З.Фрейдом, связанных с клиническим психоанализом. Базисная модель психоанализа.

 

Тема 3. Современный клинический психоанализ.

Современный клинический психоанализ как результат влияния различных теоретических и практических школ. Дальнейшая разработка основных понятий психоанализа. Приспособление психоаналитической техники к лечению других видов патологии. Создание детского психоанализа. Развитие психоанализа в других странах и появление национальных школ психоанализа. Развитие других видов психотерапии на основе клинического психоанализа.

 

Тема 4. Психоанализ и другие виды психотерапии.

Психоанализ, другие виды психодинамических терапий и неаналитические техники: общие черты и отличия. Сравнительный анализ базовых психотерапевтических техник (суггестия, манипулирование, разъяснение, абреакция, интерпретация) и процедур (продукция материала, его утилизация, ассимиляция, процессы переориентирования и реприспособления) в психодинамических и неаналитических видах психотерапии.

Тема 5. Классический психоанализ и психоаналитическая терапия.

Причины перехода от классической ортодоксальной техники к психоаналитической терапии. Сравнительный анализ техник, процедур и процессов, происходящих в классическом психоанализе и психоаналитической терапии. Влияние сеттинга на перенос, контрперенос, сопротивление, рабочий альянс, динамику и результаты терапии.

 

Раздел 2.Основные понятия, техники и процедуры клинического психоанализа.

 

Тема 6. Показания и противопоказания к лечению психоанализом.

 

Вопрос анализируемости пациента. Вопрос выбора наилучшей техники для конкретного пациента. Степень анализируемости пациента. Влияние степени патологии на анализируемость. Влияние здоровых ресурсов на анализируемость. Мотивация пациента. Значение гибкости функций Эго. Факторы, повышающие Возможность анализа. Факторы, ограничивающие способность пациента и его возможности к психоанализу.

 

Тема 7. Личность психоаналитика.

Умения, требующиеся для работы психоаналитиком. Понимание бессознательного. Эмпатия. Интуиция. Уровень интеллекта. Жизненный опыт. Культурный уровень. Способности, которыми должен обладать психоаналитик (умение слушать и говорить, использовать и молчание). Обеспечение трансферного невроза. Обеспечение рабочего альянса. Черты личности и характера психоаналитика.

Тема 8. Обследование пациента и начало лечения.

Первый контакт с пациентом. Способы проведения первого интервью (структурное, свободное, смешанное), их преимущества и ограничения, показания и противопоказания. Информация, получаемая во время проведения первичного интервью (сознательные и бессознательные проявления пациента). Контрперенос терапевта во время первой встречи. Заключение договора с пациентом, установление сеттинга. Описание процессов, характерных для начала психоаналитического лечения.

 

Тема 9. Продукция материала пациентом в клиническом психоанализе.

Источники получения информации от пациента в клиническом психоанализе. Свободные ассоциации как основной источник получения информации. Проявления трансфера. Проявления сопротивления. Контртрансфер терапевта. Сновидения. Факты отреагирования пациента. Особенности речи пациента (употребляемая лексика, интонации, скорость и громкость речи, способы построения диалога). Внешние визуальные проявления (внешний вид, мимика, поза и т.д.) Динамика процесса лечения.

Тема 10. Анализирование материала пациента.

 Конфронтация. Прояснение. Интерпретация. Проработка. Инсайт через прояснение и инсайт через интерпретацию. Особенности применения конфронтации, прояснения, интерпретации и проработки в зависимости от степени патологии пациента.

 

Тема 11. Перенос.

Общее понятие переноса. Краткая история термина. Различные точки зрения на важность переноса. Наиболее типичные клинические проявления реакций переноса (неуместность реакции, ее интенсивность, амбивалентность и стойкость). Клиническая классификация реакций переноса (позитивный и негативный перенос, перенос с точки зрения развития либидозных фаз, с точки зрения объектных отношений, с точки зрения структурного психического аппарата). Невроз переноса, причины и условия возникновения. Отличие невроза переноса от переносной реакции. Техника работы с переносом. Отличительные особенности при работе с переносом в классическом психоанализе и психоаналитической терапии. Особенности работы с переносом в зависимости от уровня патологии пациента.

 

Тема 12. Рабочий альянс.

Общее понятие рабочего альянса. Краткая история термина. Источники рабочего альянса. Вклад пациента в рабочий альянс (способность формировать сублимированные, задержанные в отношении цели отношений в своей внешней жизни, роль функций Эго). Вклад аналитика. Факторы, мешающие развитию рабочего альянса.

 

Тема 13. Реальные отношения.

Понятие реальных отношений в психоанализе. Критерии наличия реальных отношений в клиническом психоанализе и отличие их от рабочего альянса и трансферных реакций. Ситуации, когда существуют реальные отношения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: