Методические указания преподавателю

Учебный курс «Клинический психоанализ» читается студентам всех форм обучения: очной, очно-заочной и заочной, причем у студентов двух последних форм обучения значительно повышается доля самостоятельной подготовки по данному учебному предмету. В качестве организационных форм обучения при преподавании данного учебного предмета используются лекции и семинары. Обучение — групповое, хотя в отдельных случаях возможно и индивидуальное. Информационная обеспеченность дисциплины достаточно высока, так как студентам для чтения и изучения предлагаются три базовых учебника по клиническому психоанализу (Дж.Сандлер и др., Ральф Р.Гринсон, Р.Урсано и др.), а также работы самого основателя психоанализа З.Фрейда. Эта литература содержит большое количество теоретического материала для того, чтобы студенты могли составить себе достаточно четкое представление о предмете клинического психоанализа, его отличительных чертах от других видов психотерапии, его принципам, техникам и процедурам.                  

Для более полного раскрытия тем курса преподавателю рекомендуется сопровождать теоретический материал примерами из реальной клинической практики с соответствующими комментариями и соблюдением принципа конфиденциальности в отношении пациентов.

В целях наибольшего понимания материала преподавателю также рекомендуется всячески поощрять и стимулировать творческий интерес учащихся к предмету.

Практические навыки в области психоаналитической техники студенты имеют возможность получить в результате своего индивидуального тренингового или группового анализа.

Работа по подготовке преподавателя к проведению занятия начинается с анализа учебной программы учебной дисциплины.

При анализе программы следует обращать внимание на следующие моменты:

1. Особенности и содержание материала разделов и тем. Все три раздела в программе носят теоретический характер и сопровождаются примерами из клинической практики с подробным их разбором и практическими рекомендациями относительно психоаналитической техники в различных случаях.

В первом разделе целесообразно уделить достаточное внимание истории психоаналитической техники, ее дальнейшему развитию и современному разнообразию.

Во втором разделе очень важными являются темы, посвященные основным понятиям клинического психоанализа. Следует учесть, что, как правило, они являются достаточно сложными для усвоения, т.к. без практики представляются для студентов достаточно абстрактными.

Третий раздел является логическим заключением всего курса и содержит материал, для ознакомления с которым необходимо качественное усвоение всего предыдущего материала (представление о основных понятиях клинического психоанализа, процессах и процедурах, существующих в нем, а также о их взаимосвязи и взаимовлиянии).

2. Связь между отдельными темами. В первом разделе курса все темы взаимосвязаны, поскольку по мере изложения материала освещаются основные этапы развития метода клинического психоанализа, начиная от катарсической техники до разнообразных модификаций классической техники, применяемых в различных клинических случаях в зависимости от конкретного вида патологии, в современное время.

        Во втором разделе темы являются относительно самостоятельными, так как они посвящены рассмотрению отдельных основных понятий, процессов, техник и процедур клинического психоанализа, которые в целях наилучшего усвоения целесообразнее изучать по отдельности. При этом необходимо помнить о сложном пересечении, взаимовлиянии и взаимозависимости процессов, происходящих в психотерапии, связи их с личностями аналитика и пациента.

 Темы третьего раздела курса взаимосвязаны между собой, т.к. с точки зрения психоаналитической теории последовательно описывают различные виды психопатологии, истоки ее возникновения и логически следуемые из этого особенности психоаналитической техники.

3. Логика структурирования материала в программе. Теоретическая часть учебной программы построена по принципу «от общего — к частному». При изложении клинического материала, используемого для наибольшей наглядности психоаналитического метода, рекомендуется использовать принцип «от частного – к общему», логически связывая частные индивидуальные особенности данного конкретного терапевтического случая с базовыми теоретическими концепциями клинического психоанализа.

4. Ключевая терминология (основные понятия) по данному курсу приведены в глоссарии.

5. Технология преподавания отдельных тем. Подавляющее большинство тем данного курса преподаетсяв форме лекций, которые проводятся методами: проблемного изложе­ния материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами. Кроме этого, учебным планом по многим темам предусмотрены семинарские занятия, которые проводятся в описанных выше формах активного обучения.     

Подготовка к занятиям осуществляется в три этапа.

1. Этап диагностики. На этом этапе преподаватель на основе наблюдения или специальных методик оценивает: уровень мотивации студентов, степень их познавательного интереса, способности и возможности студентов учебной группы в среднем. Преподаватель также определяет конкретные условия, в которых ему придется проводить занятия: расстановка, мебели, наличие аппаратуры, раздаточного и демонстрационного материала.

2. Этап прогнозирования – предположения преподавателя по поводу возможного развития событий во время занятия.

3. Этап проектирования. На этом этапе преподаватель составляет сценарий учебного занятия, который составляется путем осуществления нескольких оперативных действий: замысла учебного занятия, формулирования его целей, определения содержания учебного занятия, организации деятельности преподавателя и студентов.

На этапе проектирования составляется план учебного занятия, например, по такой схеме: вступление (установление контакта с аудиторией, обоснование важности изучаемой темы) – основная часть (активизация познавательной деятельности, сообщение учебной информации, управление восприятием и закреплением информации) – заключение.

Поскольку данный курс представляет собой цикл лекций и семинаров, подготовка к проведению занятий должна обеспечивать именно эти формы обучения.

При подготовке к изложению материала курса преподаватель должен учитывать, что акцент в данном курсе делается не только на ознакомлениес различными теоретическим понятиями клинического психоанализа, процессами, происходящими в нем, техниками и процедурами, применяемыми в процессе работы, но и на методологических основах выбора той или иной модификации психоаналитической техники.

При проведении семинарских занятий необходимо использовать методы и приемы, повышающие познавательную активность студентов. Поэтому целесообразно обращать внимание студентов на противоречия в различных подходах, на проблемы и не решенные до настоящего времени вопросы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: