Правила чистой приведенной стоимости

Правила, которыми стоит руководствоваться при принятии инвестиционных решений:

1. Правило чистой приведенной стоимости: инвестировать в любой проект с чистой приведенной стоимостью.

2. Правило доходности: инвестировать в любой проект, доходность которого превосходит доходность эквивалентных инвестиций на рынке капитала.

В акционерных обществах инвестиции осуществляются от имени и за счет сотен и тысяч акционеров с разной склонностью к риску и разными предпочтениями о том, что касается выбора между сегодняшним и будущем доходом. В связи с этим возникает вопрос: может ли один и тот же проект для одного акционера иметь положительную чистую приведенную стоимость, а для другого – отрицательную? Ответ на который: не может, если обоих акционеров есть беспрепятственный доступ на рынок капитала. Всякий раз, когда фирма дисконтирует денежный поток по ставке финансового рынка, она исходит из предпосылки, что все ее акционеры имеют свободный и равный доступ на конкурентные рынки капитала. Отсутствие хорошо работающего рынка капитала подрывает логику этого правила чистой приведенной стоимости.

Акционеры, хотя и имеют разные предпочтения, проявляют единогласие по поводу сумм, которые они готовы инвестировать в реальные активы. Менеджерам не нужно ничего знать о вкусах и предпочтения акционеров, их задача – максимизировать чистую приведенную стоимость. Всякий раз, когда менеджер находит и запускает проект с положительной чистой приведенной стоимостью, он делает акционеров своей компании богаче.

Иногда указывается, что работа менеджера – это максимизация прибыли. Однако максимизацию прибыли в чистом виде неразумно провозглашать в качестве корпоративной цели и тому несколько причин:

1.Задача максимизации прибыли сразу же порождает вопрос: «прибыль какого года?». Возможно, акционерам не захочется, чтобы менеджер наращивал прибыль следующего года в ущерб прибылям более поздних лет.

2.Компания может увеличивать будущие прибыли, сокращая выплату дивидендов и вкладывая эти денежные средства в инвестиционные проекты. Но при низкой доходности таких инвестиций это идет вразрез с интересами акционеров.

Вывод:

Концепция чистой приведенной стоимости подтверждает целесообразность отделения собственности от управления в рамках корпорации. Менеджер, инвестирующий капитал только в проекты с положительной чистой приведенной стоимостью, наилучшим образом соблюдает интересы каждого из акционеров. Это возможно благодаря рынку капитала, который позволяет каждому акционеру формировать собственный инвестиционный портфель сообразно своим потребностям. Компании не нужно подстраивать инвестиционную политику так, чтобы последующие денежные потоки соответствовали предпочтительным для акционеров временным моделям потребления. Акционеры прекрасно могут сами перемещать средства во времени, если они имеют свободный доступ на конкурентные рынки капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: