Основными требованиями к речи являются фонематичность и скорость. Фонематичность означает степень правильности фонетического оформления речи, достаточную для того, чтобы она была понятной для собеседника; скорость – степень автоматизированности произносительных навыков, которая позволяет ученикам говорить в нормальном (средне-нормальном) темпе речи – 130-150 слов в минуту.
В средней школе очень трудно достичь безошибочности и аутентичности речи учащихся. Поэтому требования к речи учащиеся определяют, исходя из принципа апроксимации, то есть, приближенности к правильной речи. С этой целью ограничивается объем фонетического материала, который изучается, а также допускается определенное снижение качества произношения отдельных звуков и интонационных моделей. Аппроксимированное произношение – это такое произношение, в котором, как и в литературном произношении, отсутствуют фонологические ошибки, но которое, в отличие от литературного произношения, допускает нефонологические ошибки, то есть такие, которые не мешают пониманию.
|
|
Что нужно помнить при обучении ИЯ? Ученики уже владеют звуковыми средствами РЯ, а то и двух языков. С одной стороны, это помогает в овладении произношением ИЯ, с другой стороны – вызывает определенные трудности, вызванные интерференцией. Например: Долгота гласных. В украинском и русском долгота не имеет смыслоразличительного характера, в отличие от английского. Источником ошибок в интонации является отсутствие в украинском и русском языке высокого тона в начале и резкого падения в понижающем тоне, что характерно для английской речи. То есть, задача учителя состоит в том, чтобы скорректировать те фонетические навыки, которые уже есть у учеников, в соответствии с фонетической системой новой речи и дополнить ее теми элементами произношения, которые отсутствуют в РЯ.
Для нейтрализации негативного влияния фонетических навыков РЯ обучение иностранной речи должно строиться на сравнительном анализе фонологических систем РЯ и ИЯ, что является одним из основных принципов обучения фонетике.
В связи с тем, что репродукция звукового потока обязательно сопровождается контролем со стороны слухового анализатора, в памяти того, кто говорит, обязательно должны существовать соответствующие акустические образы. Это требует одновременного создания слуховых (акустических) и речемоторных образов слов.
При овладении произношением на ИЯ с учетом трудностей рекомендуется пользоваться аналитико-имитативным методом. Это означает, что объяснение и анализ используются только в той мере, в какой они помогают понять особенности фонетического явления и усвоить его (η, r).
|
|
Целью обучения фонетике является формирование слухоречевых и ритмико-интонационных навыков на аппроксимированном уровне.
Слухоречевые навыки – это «навыки фонемно-правильного произношения всех звуков в речевом потоке и понимание всех звуков при аудировании речи».
Ритмико-интонационные навыки – это «навыки интонационно и ритмично правильного оформления речи и соответственно понимания речи других людей».
Из этого определения явствует, что фонетические навыки включают как автоматизированную рецепцию звуков (так называемый «фонематический слух») и интонем («интонационный слух»), так и репродукцию – артикуляцию и интонирование.
Все навыки характеризуются автоматизированностью, гибкостью и стойкостью и формируются поэтапно.
Обучение звукам иностранной речи (ИР)
Все звуки ИР и РР условно делятся на три группы:
1. Максимально приближенные к звукам РР: b, m, s, z.
Здесь идет позитивный перенос навыков РР в английскую. Имитации достаточно.
2. Внешне схожие, но по сути различающиеся: e, x, Í, i, l k
Здесь очень высока интерференция. Учащиеся автоматически переносят произносительные навыки РР на английский. Это приводит не только к акценту в произношении, но и к ошибкам на уровне смысла. Здесь нужно усиленное внимание и специальная тренировка в виде разнообразных упражнений, особенно контрастных по отношению к звукам РР.
3. Звуки, которые не имеют артикуляционных или акустических аналогов в РР учащихся: θ, η, w, r, h.
Они очень трудны для усвоения, так как здесь должна сформироваться совершенно новая артикуляционная база.
Именно от того, к какой группе принадлежит новый звук ИР, будет зависеть и способы презентации звука, и выбор, и число упражнений, которые потребуются для овладения им.
Ознакомление с новыми звуками ИР
Знакомство с новым звуком должно происходить в звуковом тексте (ученик должен купаться в звуках ИР!).
Итак, вначале текст.
Затем, в соответствии с аналитико-имитационным подходом к обучению произношению, звуки выделяются из связного целого и объясняются [w].
Пояснения следует давать четкие, краткие и практически ценные.
Затем, после аналитической части работы над звуком, он включается в целое: слоги, слова, фразы. Ученики имитируют.
Автоматизация действий с новыми звуками
Тут очень важны образцы, или эталоны произношения – демонстрирует учитель или диктор. Для обучения произношению трудно переоценить роль фонограммы (или видеофонограммы), особенно аутентичной.
Упражнения делятся на две группы:
а) упражнения в рецепции
б) упражнения в репродукции
Упражнения на рецепцию
Они нацелены на развитие фонематического слуха учащихся. Фонематический слух – это способность различать звуковой состав речи и синтезировать значения при восприятии речи.
Это некоммуникативные упражнения на опознавание, дифференциацию и идентификацию.
Упражнения на опознавание выполнятся так. Учитель предлагает послушать слова, rhyme, стихи, в котором есть новый звук. Инструкция:
- Поднимите руку (хлопните в ладоши), если услышите звук [w], ударное слово и т.д.
- Послушайте звуки и когда услышите I: поднимите руку.
На дифференциацию
Выполняются на уровне отдельных слов или коротких предложений. Инструкция:
- Послушайте пары слов и определите, одинаковы ли у них
а) первые согласные звуки; б) последние согласные; в) гласные в середине слова.
При прослушивании фонограммы учащиеся в тетрадях ставят «+» (одинаковые звуки) или «–» (разные) против соответствующего номера пары слов.
1) thick – this
2) that – those
3) thought - thin
На идентификацию
[θ], [э] – [э] Инструкция: Послушайте слова и поднимите карточку, если услышите θ
|
|
Упражнения на репродукцию
Вначале надо дать послушать образец, независимо от того, будет изучаться новый материал, или повторяться уже усвоенный.
Упражнения в основном на имитацию, некоммуникативные и условно-коммуникативные: 1) имитация РО, 2) подстановка, 3) ответы на вопросы.
Примеры:
1) Послушайте слова со звуком […]. Повторите их,обращая внимание на…
2) Послушайте пары слов.
Для очень трудных слов используются беззвучная артикуляция, так называемая «гимнастика» языка и губ (supercolourfragilisticexpialodocious)
3) Послушайте мои утверждения. Подтвердите их (условно-коммуникативные на слушание и имитацию)
4) Дайте полные ответы на вопросы к рисунку, предмету и т.д.
Эти упражнения используются на всех ступенях обучения ИР в школе. Но назначение их меняется в зависимости от ступени. На среднем и старшем этапе обучения упражнения направлены на поддержку и усовершенствование произносительных навыков, как правило, при УР и чтении вслух. В начале урока рекомендуется проводить фонетические зарядки.
Все стихи, диалоги и т.д. вначале разучиваются под руководством учителя (фонограмма), затем вырабатывается темп (скорость) и, наконец, происходит заучивание наизусть.
Обучение интонации
Интонация – сложный комплекс, состоящий из мелодий, фразового и логического ударения, ритма, тембра, темпа, паузации.
Целью обучения интонации является формирование «интонационного слуха» в аудировании, формирование ритмико-интонационных навыков в говорении и при чтении вслух. Упор необходимо делать на рецепцию!
При оценке произношения следует различать фонетические и фонологические ошибки. На фонетические в школе не обращают внимания (принцип апроксимации), ибо основная цель – общение.
2.
Аудирование относится к рецептивному виду РД. В основе аудирования лежат восприятие и понимание УР на слух в момент ее порождения.
Особенностями восприятия УР не слух является то, что оно определяется темпом речи говорящего, непрерывностью в поступлении информации. В отличие от восприятия готового письменного текста восприятие и понимание УР исключает длительные произвольные задержки и возвращения к отдельным местам устного текста с целью уяснения непонятых выражений или мысли.
|
|
Аудирование может выступать как самостоятельный вид РД (например, длительное слушание монологического высказывания, лекции, доклада, выступления). Оно может входить в диалогическое общение в качестве его рецептивного компонента, причем слушающий и говорящий может попеременно меняться ролями. Аудирование может играть также роль средства обучения.