Она характеризуется полносоставностью предложений, развернутостью мыслей.
По коммуникативной цели монологи бывают:
1)
|
2) монолог-описание
3) монолог-рассуждение
4) монолог-повествование
5) монолог-убеждение
В школе преимущество отдается описанию и сообщению. Учащиеся должны владеть наречиями времени, причинно следственными, наречиями, выражающими последовательность; различными речевыми образцами.
Обучение монологической речи
Программа требует: «Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказаться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, передавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного текста в пределах программного материала. При этом учащийся должен уметь не только сообщать о фактах, но и выражать свое отношение к изложенному. Объем – не менее 10 фраз, правильно оформленных в языковом отношении».
При обучении монологу выполняются упражнения с опорой на:
|
|
1) наглядность, 2) текст, 3) ситуацию, 4) тему, 5) проблему.
Эта последовательность характерна для начального этапа. На среднем этапе последовательность другая:
1)ситуация, 2) наглядность, 3)текст, 4)тема.
На старшем:
1) текст,
2) ситуация,
3) наглядность,
4) тема, проблема.
Это связано с тем, что вначале целесообразно формировать ситуативно-контекстную речь, а уже потом контекстную монологическую речь.
Рекомендуется для развития композиционно-структурных умений монологической речи использовать образцовый, «эталонный» текст с ясной структурой: вступление (зачин), основная часть, заключение. Возможно использовать специальную схему-образец построения монолога.
На начальной стадии на первом месте стоит развитие монологических высказываний по картинкам, после усвоения материала в диалогической речи. Такие монологи некоммуникативные, имеют учебную цель: употребить ранее усвоенный материал в самостоятельной связной речи. (Описание класса, семьи). На следующем этапе рассказ о своей семье – приобретает черты подлинно коммуникативной, информационной монологической речи.
Литература
1. Бим И.Л. Некоторые проблемы обучения диалогической речи. – ИЯШ, 1979, № 5
2. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию. Киев, 1983.
3. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи. Киев, Радянська школа, 1989