МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По организации образовательной деятельности
(обучение и воспитание) при реализации образовательных программ
Среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Общие положения
1.1 Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии
с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), в целях оказания методической помощи при реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.2. В настоящих Методических рекомендациях приведены:
- рекомендации по реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- примерная модель реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- особенности реализации учебной и производственной практик при реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.3. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой
при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих
её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей обеспечивающих передачу
по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
1.4. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Рекомендации по реализации программ
среднего профессионального образования с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
2.1. При реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательныхтехнологий допускается использование специально оборудованных помещений,
их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общиеи профессиональные компетенции.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяэлектронное обучение и дистанционные образовательные технологии должныпредусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для нихформах (Приложение1).
2.2. При реализации программ среднего профессионального образованияс применением электронного обучения и дистанционных образовательныхтехнологий допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», котораяпроисходит при удаленности друг от друга практически всех субъектовобразования, в том числе с помощью использования систем видео-конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»
(Приложение 2).
2.3. При реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательныхтехнологий педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать
на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованиемразличных возможностей для взаимодействия друг с другом.
2.4. Образовательная организация самостоятельно определяет наборэлектронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательномпроцессе, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов,необходимых для реализации программ с применением электронного обученияи дистанционных образовательных технологий(Приложение 3).
2.5. В случае временного перевода всех обучающихся на обучениес применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям)профессиональным и образовательным организациям рекомендуется обеспечить возможность доступа
к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке)
для каждого обучающегося (Приложение 4.1 Обучение, Приложение 4.2.Воспитание).
В период временного перевода на обучение по программам среднегопрофессионального образования с применением электронного обучения идистанционных образовательных технологий могут быть реализованы групповыеработы (практикумы, проекты).
2.6. Образовательная организация самостоятельно определяет требования
к процедуре проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации
с учетом особенностей ее проведения, в том числе для лиц с ограниченнымивозможностями здоровья и инвалидностью, и может проводиться с использованиемдистанционных образовательных технологий.
2.7.В случае невозможности применения дистанционных образовательныхтехнологий и электронного обучения, образовательным организациям,реализующим программы среднего профессионального образования,рекомендуется рассмотреть возможность предоставления каникул – плановыхперерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей всоответствии
с законодательством об образовании и календарным учебнымграфиком образовательной организации, с учетом положений статьи 157 Трудовогокодекса Российской Федерации о времени простоя по причинам, не зависящим
от работодателя и работника, либо перевода обучающихся на обучение
по индивидуальным учебным планам.
3. Примерная модель реализации образовательных программ
среднего профессионального образования с применением
электронного обученияи дистанционных образовательных технологий
3.1. Профессиональная образовательная организация, осуществляющая образовательнуюдеятельность по программам среднего профессионального образованияс применением электронного обучения и дистанционных образовательныхтехнологий:
– издает организационный приказо временном переходе на реализациюобразовательных программ с применением электронного обученияи дистанционных образовательных технологий в связи с особымиобстоятельствами (Приложение 5);
– назначает ответственного за консультирование педагогических работников иобучающихся по использованию электронного обучения и дистанционныхобразовательных технологий;
– актуализирует имеющиеся в электронном виде методические материалы
по использованию электронного обучения и дистанционных образовательныхтехнологий для обучающихся, педагогических и административных работников,ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции
по размещению учебных материалов;
– обеспечивает создание тестовых заданий, публикацию объявлений, сборписьменных работ обучающихся, а также организацию текущейи промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса;
– размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» инструкцию для обучающихсяи педагогических работников о том, как получить или восстановить логини пароль
(в случае использования личных кабинетов), а также инструкции поорганизации работы в «виртуальных» и «совместных» группах;
– самостоятельно отбирает и рекомендует для проведения вебинаров,онлайн консультирования, коллективного обсуждения и коллективногопроектирования список инструментов виртуальной коммуникации;
– определяет самостоятельно,какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсымогут быть реализованы с помощью онлайн курсов, а также, какие учебныедисциплины и междисциплинарные курсы требуют присутствия в строгоопределенное время обучающегося перед компьютером, а какие могут осваиватьсяв свободном режиме;
– вправе перенести на другой период времени занятия, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием;
– размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расписание онлайн-занятий, требующихприсутствия в строго определенное время;
– вправе определить локальным актом, какие элементы учебного планане смогут быть реализованы в текущем учебном годус применением электронного обучения и дистанционных образовательныхтехнологий и внести соответствующие изменения в основные профессиональныеобразовательные программы, перенеся эти элементы на будущий учебный год;
– обеспечивает постоянную дистанционную связь с обучающимися, а также проводит мониторинг фактического взаимодействия педагогическихработников и обучающихся, включая элементы текущего контроляи промежуточной аттестации.
3.2. Преподаватели, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
- определяет набор электронных ресурсов, приложений для организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по дисциплине, модулю, МДК;
- определяет средства коммуникации (электронная почта, чат и т.д.); формат проведения учебных занятий (видеоконференции, вебинар, скайп, zoom и т.д.); периодичность, график проведения оценочных мероприятий и домашнего задания; перечень учебной литературы, дополнительных источников; способы организации обратной связи, рефлексии;
- проводит корректировку рабочих программ;
- определяет допустимый объём домашних заданий на день-два (либо другой временной интервал);
- определяет формат выполнения домашних заданий (творческие и проектные работы и т.д.);
- актуализирует имеющиеся методические материалы (видео-материалы, учебно-методические материалы, лекции, учебные пособия в электронном виде и т.д.) по преподаваемым дисциплинам, модулям, курсам, запланированных в расписании занятий, проводимых с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- разрабатывает и доводит до сведения обучающихся процедуру оценки текущей успеваемости с использованием средств электронный среды образовательной организации, электронных сервисов тестирования и других средств;
- проводит фиксацию посещения обучающимися учебного занятия;
- организуют текущий контроль и фиксируют его результаты;
- контролируют качество выполнения заданий, направляют в электронном виде свои замечания и предложения обучающимся;
- своевременно заполняют журнал /электронный журнал, вносят результаты образовательной деятельности;
- оказывают консультационную и учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе при помощи форумов, чатов, электронной почты, социальных сетей в электронной информационно-образовательной среде (Приложение 6).
3.3. Классный руководитель/куратор:
- осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения обучающихся для организации образовательного процесса (обучение и воспитание) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (наличие компьютера-ноутбука-планшета-телефона с выходом в интернет; электронной почты обучающегося и родителей; адрес скайпа либо другого ресурса для видео-взаимодействия);
- осуществляет контроль взаимодействия всех обучающихся группы с преподавателями;
- осуществляет ежедневный контроль посещаемости обучающихся учебных занятий и внеучебных мероприятий с применением элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- проводит не реже одного раза в два дня «видео-часы общения» (не менее 20 минут) с обучающимися группы;
- проводит не реже одного раза в неделю классные часы;
- определяет тематику и форму проведения внеучебных мероприятий;
- определяет формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о результатах обучения и воспитания обучающихся с применением элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (памятка для информирования родителей (законных представителей);
- проводит родительские собрания группы.
3.4. Педагог-психолог:
Определяет формат и регулярность работы с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками профессиональной образовательной организации.
с обучающимися:
- определяет средства коммуникации (электронная почта, чат и т.д.) и формат проведения (видеоконференции, вебинар, скайп, zoom и т.д.) психологической работы с обучающимися;
- определяет набор электронных ресурсов, приложений для организации психологической работы с обучающимися;
- определяет ежедневный график работы, с обучающимися, состоящих на различных видах учёта, детей-сирот, детей, оставшимися без попечения родителей, а также лиц из их числа;
- определяет форму проведения психологической работы (консультации, диагностики, выявление индивидуально-психологических особенностей и т.д.);
- оказывает психологическую помощь и поддержку всем обратившимся обучающимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, в решении личностных, профессиональных и других проблем по средствам разных коммуникаций (телефон, мессенджерах, страница Вконтакте и т.д.);
- ежедневно заполняет документацию, входящую в должностные обязанности педагога-психолога (журналы, карточки, отчёты и т.д.).
с преподавателями:
- определяет средства коммуникации (электронная почта, чат и т.д.) и формат проведения (видеоконференции, вебинар, скайп, zoom и т.д.) психологической работы с педагогическими работниками;
- оказывает психологическую помощь и поддержку преподавателям, в решении личностных, профессиональных и других проблем в средствах разных коммуникаций;
- оказывает содействие по формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе в средствах разных коммуникаций;
- оказывает психологическую помощь и поддержку преподавателям, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания в средствах разных коммуникаций;
- проведение консультаций для молодых педагогов в средствах разных коммуникаций;
- проведение консультаций педагогов по проблемам индивидуального развития студентов в средствах разных коммуникаций.
с родителями:
- определяет средства коммуникации (электронная почта, чат и т.д.) и формат проведения (видеоконференции, вебинар, скайп, zoom и т.д.) психологической работы с родителями (законными представителями);
- оказывает психологическую помощь и поддержку родителям (законным представителям), в решении личностных, профессиональных и других проблем в средствах разных коммуникаций;
- консультирует родителей (законных представителей) по проблемам индивидуального развития студентов в средствах разных коммуникаций.
3.5. Социальный педагог:
Определяет формат и регулярность работы с обучающимися, педагогическими работниками профессиональной образовательной организации.
с обучающимися:
- определяет средства коммуникации (электронная почта, чат и т.д.) и формат проведения (видеоконференции, вебинар, скайп, zoom и т.д.) социальной работы с обучающимися;
- определяет набор электронных ресурсов, приложений для организации социальной работы с обучающимися;
- определяет ежедневный график работы, с обучающимися, состоящих на различных видах учёта, детей-сирот, детей, оставшимися без попечения родителей, а также лиц из их числа;
- определяет форму проведения социальной работы (консультации, беседы и т.д.);
- проводит ежедневный мониторинг посещаемости учебных занятий и внеучебных мероприятий обучающихся, состоящих на различных видах учёта, детей-сирот, детей, оставшимися без попечения родителей, а также лиц из их числа;
- ежедневно заполняет документацию, входящую в должностные обязанности социального педагога (карточки, отчёты, банки данных и т.д.).
с преподавателями:
- определяет средства коммуникации (электронная почта, чат и т.д.) и формат проведения (видеоконференции, вебинар, скайп, zoom и т.д.) работы с педагогическими работниками;
- оказывает помощь в привлечении обучающихся к учебно-воспитательному процессу;
- разрабатывает методические рекомендации по профилактике правонарушений, употребление ПАВ и т.д., для проведения классного часа;
- поддерживает связь с классными руководителями через средства коммуникации.
с родителями:
- определяет средства коммуникации (электронная почта, чат и т.д.) и формат проведения (видеоконференции, вебинар, скайп, zoom и т.д.) работы с родителями (законными представителями);
- консультирует родителей (законных представителей) в средствах разных коммуникаций по различным социальным проблемам обучающихся.
3.6. Обучающиеся:
- самостоятельно и своевременно изучают материал, предусмотренный учебной программой;
- присутствуют на учебных занятиях в режиме on-line в соответствии с расписанием;
- предоставляют преподавателю в соответствии с установленными сроками выполненные задания для своевременного получения комментариев, замечаний и оценок;
- проходят текущий контроль, промежуточную аттестацию в соответствии с индивидуальным учебным планом или учебным планом по специальности (Приложение 7).
Особенности проведения учебной и производственной практик