Виртуальная образовательная среда:
– включает информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемых и используемых для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса;
– создается и развивается для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса;
– отличается от традиционной образовательной среды способом получения (предоставления) образования, характером образовательной коммуникации, осуществляемой как опосредованно - на расстоянии, так и традиционно -
«глаза-в-глаза».
Виртуальная образовательная среда – быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:
1) инновационные и традиционные технологии, специфические
для взаимодействия участников учебного процесса в рамках открытой модели асинхронного индивидуального обучения;
2) информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;
|
|
3) современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.
Виртуальная образовательная среда характеризуется:
– наличием обратной связи (уровнем интерактивности);
– множеством возможностей для ответных откликов различного характера;
– персональной направленностью.
Виртуальная образовательная среда выполняет следующие функции:
– информационно-обучающую (учебная информация представлена в самых разных формах);
– коммуникационную (обучение проходит в диалоге с участниками учебного процесса);
– контрольно-административную (проводятся комплексные меры по контролю уровня знаний, умений и навыков и администрированию).
Создание виртуальной образовательной среды предполагает появление
у преподавателя, новых функций. Роль педагога изменяется. В контексте виртуальной образовательной среды она может быть представлена как:
– организатора учебного процесса, познавательной деятельности и творческой активности обучающегося; совместной деятельности обучающихся; учебно-педагогической деятельности в виртуальной образовательной среде
с использованием инновационных технологий (проведение занятий; интернет консультирования; участие в форумах, блогах, web-квестах, чатах; обучение созданию собственной среды обучения и др.);
– автора и разработчика электронного учебного курса;
- консультанта, организующего профессиональную педагогическую поддержку в процессе обучения;
– виртуального психолога, который создает комфортные условия
для обучения;
– проектировщика, который проектирует формы организации учебного процесса и виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса, нередко – свой собственный курс; включает предвидение результатов собственных действий, определение их последовательности в процессе обучения, формирование стратегии и тактики образовательной деятельности, разработку или выбор адекватной технологии и формы обучения.
|
|
Новая роль преподавателя наделяет его новыми функциями:
– подготовка учебно-методического комплекса, размещение материалов
в оболочку виртуальной образовательной среды;
– проведение вводного организационного занятия, где разъясняется,
как проходит обучение в виртуальной образовательной среде, каким образом знакомиться с материалами курса, как выполнять задания, участвовать в форумах, общаться и т.д.;
– дистанционное отслеживание эффективности усвоения обучающимися материалов курса;
– дистанционная проверка и контроль за выполнением заданий
по самостоятельной работе обучающихся; – участие в коллективных обсуждениях, форумах и чатах, вебинарахweb-квестах;
– общение с обучающимися посредством форума, системы быстрых сообщений, программы Skype и т.д.;
– анализ результатов выполнения заданий;
– профессиональная педагогическая поддержка обучающихся и др.
В виртуальной образовательной среде используются особые технологии – технологии информации и коммуникации. Технологии информации
и коммуникации – современные способы использования, преобразования, передачи, обработки, накопления, хранения и контроля информации в образовательной среде, основанные на применении инновационных коммуникационных средств
и компьютерной техники.
Инновационные технологии, используемые в качестве технологических компонентов виртуальной образовательной среды: электронная почта, дискуссионные группы с использованием некоторого программного обеспечения для их поддержки (телеконференции, списки рассылки,web-форумы, чаты и
web-чаты и пр.); интернет-конференции, электронные журналы, электронные библиотеки, служба мгновенной почты (InstantMessenger, ICQ), многопользовательские миры, или MUD/MOO, web-сайты, WWW
(WorldWideWeb), или Всемирная паутина, web-квесты, виртуальные лекции, дискретные лекции.
Технологии обучения в виртуальной образовательной среде базируется
на использовании возможностей Интернета:
- посредством Web-ресурса (учебной оболочки) обучающиеся обеспечиваются учебно-методическими материалами при постоянном интерактивном взаимодействии с педагогом в виртуальной образовательной среде;
- обучение происходит в соответствующем разделе Web-ресурса (учебной оболочки);
- основными участниками образовательного процесса являются учитель
в виртуальной образовательной среде, обучаемый, тьютор, сетевой администратор.
Одной из форм взаимодействия в виртуальной образовательной среде является видеоконференция.
Видеоконференция – форма сетевого педагогического аудиовизуального взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса посредством сетевыхаудиовидеотехнологий.
Видеоконференция позволяет приблизить опосредованное общение к живому, непосредственному, тем самым, повышая продуктивность взаимодействия учителя и обучающихся.
Видеоконференция, особенности организации видеообщения:
– режим «точка – точка» (когда транслируемая видеосвязь возможна только
с одним участником) – реализуется программами Messenger и Skype (интегрированный вариант: видео – с помощью программы Messenger, аудио –
с помощью программы Skype) или VideoPort и VzoChat;
– режим «точка–многоточие» (когда транслируемая видеосвязь возможна
с несколькими участниками) – реализуется программами VideoPort или VzoChat. Технологии систем VideoPort и VzoChat; обеспечивают качество видеосвязи
на низкоскоростных и нестабильных линиях, включая Интернет.
|
|
Видеоконференция, преимущества:
– универсальность – не требуют специализированного оборудования;
– доступность – реальная стоимость организуемой связи (регистрация
в системе бесплатна, клиентское приложение и входящие звонки бесплатны);
– качество видеоконференций на стандартных линиях связи (от 128кбит/сек);
– удобный интерфейс, не требующий специальных знаний;
– многоточечная связь между абонентами через адреса электронной почты;
– мобильность – обучающиеся могут устанавливать связь друг с другом
из любой точки Земли, необходим лишь доступ в Интернет.
Видеоконференция, типы конференций:
– стандартная – конференция с участием двух пользователей – «точка–точка»;
– групповая – конференция с участием нескольких пользователей одновременно – «точка – многоточие»;
– вещание – сеанс вещания от одного пользователя ко многим
«точка–многоточие».
Диалог в виртуальной образовательной среде, правила:
– передаваемая информация должна быть, по возможности, однозначной,
не содержащей противоречий и/или двусмысленной информации;
– не следует скрывать или как-то урезать важнейшую информацию с целью избежать дискомфорта или тревоги в рамках системы;
– необходимо стараться больше узнать о том, как другие понимают наши действия, как реагируют на наши высказывания. При необходимости переспрашивать, задавать уточняющие вопросы;
– в письменной речи все существенные связи и мысли должны быть раскрыты и отражены, поэтому требуется более систематическое, логически связанное изложение;
– в письменной речи всё должно быть понятно исключительно
из её собственного смыслового содержания, из её контекста, нельзя ссылаться
на домысливание и недосказанность;
– письменная речь требует особенной продуманности, плавности, сознательности.
Работая в виртуальном пространстве преподавателю необходимо учитывать требования к технологиям. Соответствие педагогических и коммуникационных технологий показано в таблице ниже.
|
|
Педагогические технологии | Коммуникационные технологии |
Дискуссии | Блог, видеоконференция, чат, форум |
Лекция | Аудиолекция, видеолекция, видеоконференция, гипертекст, мультимедиа, презентации, skype |
Метод проектов | Блог, веб-квест, википедия, интернет-ресурсы, форум, электронная почта, skype |
Мозговой штурм | Видеоконференция, чат, skype |
Обучение в сотрудничестве | Блог, чат, форум, электронная почта |
Ролевые и деловые игры | Видеоконференция, чат, форум, skype |
Ситуационный анализ | Чат, форум |
Приложение 3