В виртуальной образовательной среде

Виртуальная образовательная среда:

– включает информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемых и используемых для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса;

– создается и развивается для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса;

– отличается от традиционной образовательной среды способом получения (предоставления) образования, характером образовательной коммуникации, осуществляемой как опосредованно - на расстоянии, так и традиционно -
«глаза-в-глаза».

Виртуальная образовательная среда – быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:

1) инновационные и традиционные технологии, специфические
для взаимодействия участников учебного процесса в рамках открытой модели асинхронного индивидуального обучения;

2) информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;

3) современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.

Виртуальная образовательная среда характеризуется:

– наличием обратной связи (уровнем интерактивности);

– множеством возможностей для ответных откликов различного характера;

– персональной направленностью.

Виртуальная образовательная среда выполняет следующие функции:

– информационно-обучающую (учебная информация представлена в самых разных формах);

– коммуникационную (обучение проходит в диалоге с участниками учебного процесса);

– контрольно-административную (проводятся комплексные меры по контролю уровня знаний, умений и навыков и администрированию).

Создание виртуальной образовательной среды предполагает появление
у преподавателя, новых функций. Роль педагога изменяется. В контексте виртуальной образовательной среды она может быть представлена как:

– организатора учебного процесса, познавательной деятельности и творческой активности обучающегося; совместной деятельности обучающихся; учебно-педагогической деятельности в виртуальной образовательной среде
с использованием инновационных технологий (проведение занятий; интернет консультирования; участие в форумах, блогах, web-квестах, чатах; обучение созданию собственной среды обучения и др.);

– автора и разработчика электронного учебного курса;

- консультанта, организующего профессиональную педагогическую поддержку в процессе обучения;

– виртуального психолога, который создает комфортные условия
для обучения;

– проектировщика, который проектирует формы организации учебного процесса и виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса, нередко – свой собственный курс; включает предвидение результатов собственных действий, определение их последовательности в процессе обучения, формирование стратегии и тактики образовательной деятельности, разработку или выбор адекватной технологии и формы обучения.

Новая роль преподавателя наделяет его новыми функциями:

– подготовка учебно-методического комплекса, размещение материалов
в оболочку виртуальной образовательной среды;

– проведение вводного организационного занятия, где разъясняется,
как проходит обучение в виртуальной образовательной среде, каким образом знакомиться с материалами курса, как выполнять задания, участвовать в форумах, общаться и т.д.;

– дистанционное отслеживание эффективности усвоения обучающимися материалов курса;

– дистанционная проверка и контроль за выполнением заданий
по самостоятельной работе обучающихся; – участие в коллективных обсуждениях, форумах и чатах, вебинарахweb-квестах;

– общение с обучающимися посредством форума, системы быстрых сообщений, программы Skype и т.д.;

– анализ результатов выполнения заданий;

– профессиональная педагогическая поддержка обучающихся и др.

В виртуальной образовательной среде используются особые технологии – технологии информации и коммуникации. Технологии информации
и коммуникации – современные способы использования, преобразования, передачи, обработки, накопления, хранения и контроля информации в образовательной среде, основанные на применении инновационных коммуникационных средств
и компьютерной техники.

Инновационные технологии, используемые в качестве технологических компонентов виртуальной образовательной среды: электронная почта, дискуссионные группы с использованием некоторого программного обеспечения для их поддержки (телеконференции, списки рассылки,web-форумы, чаты и
web-чаты и пр.); интернет-конференции, электронные журналы, электронные библиотеки, служба мгновенной почты (InstantMessenger, ICQ), многопользовательские миры, или MUD/MOO, web-сайты, WWW
(WorldWideWeb), или Всемирная паутина, web-квесты, виртуальные лекции, дискретные лекции.

Технологии обучения в виртуальной образовательной среде базируется
на использовании возможностей Интернета:

- посредством Web-ресурса (учебной оболочки) обучающиеся обеспечиваются учебно-методическими материалами при постоянном интерактивном взаимодействии с педагогом в виртуальной образовательной среде;

- обучение происходит в соответствующем разделе Web-ресурса (учебной оболочки);

- основными участниками образовательного процесса являются учитель
в виртуальной образовательной среде, обучаемый, тьютор, сетевой администратор.

Одной из форм взаимодействия в виртуальной образовательной среде является видеоконференция.

Видеоконференция – форма сетевого педагогического аудиовизуального взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса посредством сетевыхаудиовидеотехнологий.

Видеоконференция позволяет приблизить опосредованное общение к живому, непосредственному, тем самым, повышая продуктивность взаимодействия учителя и обучающихся.

Видеоконференция, особенности организации видеообщения:

– режим «точка – точка» (когда транслируемая видеосвязь возможна только
с одним участником) – реализуется программами Messenger и Skype (интегрированный вариант: видео – с помощью программы Messenger, аудио –
с помощью программы Skype) или VideoPort и VzoChat;

– режим «точка–многоточие» (когда транслируемая видеосвязь возможна
с несколькими участниками) – реализуется программами VideoPort или VzoChat. Технологии систем VideoPort и VzoChat; обеспечивают качество видеосвязи
на низкоскоростных и нестабильных линиях, включая Интернет.

Видеоконференция, преимущества:

– универсальность – не требуют специализированного оборудования;

– доступность – реальная стоимость организуемой связи (регистрация
в системе бесплатна, клиентское приложение и входящие звонки бесплатны);

– качество видеоконференций на стандартных линиях связи (от 128кбит/сек);

– удобный интерфейс, не требующий специальных знаний;

– многоточечная связь между абонентами через адреса электронной почты;

– мобильность – обучающиеся могут устанавливать связь друг с другом
из любой точки Земли, необходим лишь доступ в Интернет.

Видеоконференция, типы конференций:

– стандартная – конференция с участием двух пользователей – «точка–точка»;

– групповая – конференция с участием нескольких пользователей одновременно – «точка – многоточие»;

– вещание – сеанс вещания от одного пользователя ко многим
«точка–многоточие».

Диалог в виртуальной образовательной среде, правила:

– передаваемая информация должна быть, по возможности, однозначной,
не содержащей противоречий и/или двусмысленной информации;

– не следует скрывать или как-то урезать важнейшую информацию с целью избежать дискомфорта или тревоги в рамках системы;

– необходимо стараться больше узнать о том, как другие понимают наши действия, как реагируют на наши высказывания. При необходимости переспрашивать, задавать уточняющие вопросы;

– в письменной речи все существенные связи и мысли должны быть раскрыты и отражены, поэтому требуется более систематическое, логически связанное изложение;

– в письменной речи всё должно быть понятно исключительно
из её собственного смыслового содержания, из её контекста, нельзя ссылаться
на домысливание и недосказанность;

– письменная речь требует особенной продуманности, плавности, сознательности.

Работая в виртуальном пространстве преподавателю необходимо учитывать требования к  технологиям. Соответствие педагогических и коммуникационных технологий показано в таблице ниже.

Педагогические технологии Коммуникационные технологии
Дискуссии Блог, видеоконференция, чат, форум
Лекция Аудиолекция, видеолекция, видеоконференция, гипертекст, мультимедиа, презентации, skype
Метод проектов Блог, веб-квест, википедия, интернет-ресурсы, форум, электронная почта, skype
Мозговой штурм Видеоконференция, чат, skype
Обучение в сотрудничестве Блог, чат, форум, электронная почта
Ролевые и деловые игры Видеоконференция, чат, форум, skype
Ситуационный анализ Чат, форум

 

 

Приложение 3


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: