Организация лечебной среды: возможность регулярных осмысленных занятий по интересам, принимающий и заинтересованный персонал, поддерживающий установку на возможность выздоровления и возврата к нормальной жизни, раннее вмешательство социального работника, способного составить реалистичный план социальный и трудовой реабилитации пациента, избегание ситуации смены лечащего врача, систематические занятия в психотерапевтических группах, постепенность перехода от условий лечения в клинике к обычным условиям жизни.
123
Макросоциальный уровень: преодоление характерной для нашей культуры стигматизации психически больных, создание дружественной, безопасной социальной среды, рабочих мест для психически больных и условий для их интеграции в социум.
Личностный уровень и психические функции: развитие автономии, самостоятельности, развитие социальных навыков и навыков совладения со стрессом, способности к самовыражению, символизации своих переживаний, а также коммуникативной направленности мышления или способности к ментализации; разработка и внедрение психотерапевтических программ, направленных на компенсацию когнитивного дефицита у больных шизофренией и перестройку дисфункциональных убеждений, поддерживающих продуктивную симптоматику и неадаптивное поведение.
Семейный и интерперсональный уровни: снижение уровня критики и негативных эмоций в семье, повышение уровня принятия, понимания и автономии членов семьи, принятие ответственности всеми членами семьи, расширение социальной сети больного, предотвращение изоляции, интеграция в социальную среду.
Таким образом, скептическое отношение к возможности психологической помощи людям, страдающим шизофренией, которое нередко имеет место среди специалистов, не оправдано. Психологическая помощь является необходимым звеном в системе комплексной помощи, которая должна быть основана на бригадном полипрофессиональном подходе.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы основные этапы и подходы (в рамках психиатрии и клинической психологии) к изучению шизофрении?
2. Какие исследования доказывают роль биологических факторов в возникновении шизофрении?
3. Каковы основные модели шизофрении в рамках психодинамической традиции? В чем состоит различие взглядов М.Сешэ и Ф.Фромм-Райхман в понимании мишеней и техник психотерапии шизофрении?
4. В чем выражается дефицит социальных и когнитивных навыков у больных шизофренией?
5. Что такое операциональный аспект мышления, каковы его нарушения у больных шизофренией?
6. Что такое мотивационный аспект мышления, каковы его нарушения у больных шизофренией?
7. Что такое коммуникативный аспект мышления и какие исследования доказывают его нарушения у больных шизофренией?
8. Как были организованы исследования Дж. Леффа и К. Вон для доказательства роли эмоциональной экспрессивности в течении шизофрении?
9. В чем состоит механизм «двойной связи», описанный Г.Бейтсоном?
10. Как Вы понимаете метафору «фильтра» в концепции центрально
го психологического дефицита?
124
II. Вспомните основные мифы относительно шизофрении и опасения людей, которые страдают этим заболеванием. Какова, на Ваш и и ляд, роль стигматизации больных шизофренией и их близких, какие дополнительные сложности это явление приносит в их жизнь и как скапывается на течении болезни?
Рекомендуемая литература Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 2000. — С. 200 — 215, 226 —
т.
Клиническая психология / под ред. М.Перре, У.Бауманна. — СПб., 2002.-С. 1006-1025.
Лаувенг А. Завтра я всегда бывала львом / пер. с норвеж. И.Стреб-ловой. — Самара, 2009.
Лэнг Р. Д. Призрак заброшенного сада, или Очерк о хронической шизофреничке (Случай Джулии) // Расколотое «Я». — СПб., 1995. — С. 191-222.
Холмогорова А. />. Психологические аспекты микросоциального контекста психических расстройств (на примере шизофрении) // Моск. мсихотерапевтич. журн. — 2000. — № 3. — С. 25 — 67.
Холмогорова А. Б. Психотерапия шизофрении за рубежом / Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. — Т. 1. — М, 1998.-С. 225-252.
Карсон Р., Башнер Дж., Минека С. Анормальная психология. — СПб., 2004.-С. 761-808.
Дополнительная литература
Бейтсон Г., Джексон Д. Д., Хейли Дж., Уикленд Дж. К теории шизофрении // Моск. психотерапевтич. журн. — 1993. — № 1. — С. 5-24.
Волков Л. Разнообразие человеческих миров. — М., 2000. — С. 363 — 441,442-504.
Каннабих Ю. История психиатрии. — М., 1994. — С. 411—494.
Короленко Ц.Л., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. - М., 2000. - С. 421 -443.
Лэнг Р.Д. Политика переживания. — СПб., 1995. — С. 287 — 334.
Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. — СПб., 1994. — С. 87-108.
Курек Н. С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. — М., 1996. — С. 62 — 97, 154— 165.
Финзен А. Психоз и стигма / пер. с нем. И.Я.Сапожниковой. — М., 2001.-С. 146-155.
Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. — М., 1976.-С. 94-102.
Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении / под ред. Ю. Ф. Полякова. — М., 1982.
ГЛАВА 3
Депрессия
Депрессия — это замороженный страх.
3. Фрейд
Ни одна эпоха, ни одна цивилизация не создавала людей, в которых было бы столько горечи. В этом смысле мы живем в уникальное время. Если бы надо было выразить духовное состояние современного человека одним-единственным словом, я, несомненно, выбрал бы слово «горечь».
М. Уэльбек
Депрессии разыгрываются втайне. Они являются принадлежностью затемненных неосвещенных сторон жизни. Рассмотреть их с освещенной стороны отчетливо невозможно. Даже тяжелые формы депрессивного страдания порой невозможно разглядеть невооруженным глазом. Но тот, кто испытал на себе тяжесть груза депрессий, знает их силу и хотел бы найти защиту от них.
Д.Хелл
Краткий очерк истории изучения