Мишени психологической и психосоциальной помощи

Организация лечебной среды: возможность регулярных осмыслен­ных занятий по интересам, принимающий и заинтересованный персонал, поддерживающий установку на возможность выздоровления и возврата к нормальной жизни, раннее вмешательство социального работника, способного составить реалистичный план социальный и трудовой реа­билитации пациента, избегание ситуации смены лечащего врача, си­стематические занятия в психотерапевтических группах, постепенность перехода от условий лечения в клинике к обычным условиям жизни.

123


Макросоциальный уровень: преодоление характерной для нашей культуры стигматизации психически больных, создание дружествен­ной, безопасной социальной среды, рабочих мест для психически больных и условий для их интеграции в социум.

Личностный уровень и психические функции: развитие автоно­мии, самостоятельности, развитие социальных навыков и навыков совладения со стрессом, способности к самовыражению, символиза­ции своих переживаний, а также коммуникативной направленности мышления или способности к ментализации; разработка и внедрение психотерапевтических программ, направленных на компенсацию ког­нитивного дефицита у больных шизофренией и перестройку дисфунк­циональных убеждений, поддерживающих продуктивную симптома­тику и неадаптивное поведение.

Семейный и интерперсональный уровни: снижение уровня кри­тики и негативных эмоций в семье, повышение уровня принятия, по­нимания и автономии членов семьи, принятие ответственности всеми членами семьи, расширение социальной сети больного, предотвра­щение изоляции, интеграция в социальную среду.

Таким образом, скептическое отношение к возможности психоло­гической помощи людям, страдающим шизофренией, которое неред­ко имеет место среди специалистов, не оправдано. Психологическая помощь является необходимым звеном в системе комплексной по­мощи, которая должна быть основана на бригадном полипрофессио­нальном подходе.


Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные этапы и подходы (в рамках психиатрии и кли­нической психологии) к изучению шизофрении?

2. Какие исследования доказывают роль биологических факторов в возникновении шизофрении?

3. Каковы основные модели шизофрении в рамках психодинамиче­ской традиции? В чем состоит различие взглядов М.Сешэ и Ф.Фромм-Райхман в понимании мишеней и техник психотерапии шизофрении?

4. В чем выражается дефицит социальных и когнитивных навыков у больных шизофренией?

5. Что такое операциональный аспект мышления, каковы его нару­шения у больных шизофренией?

6. Что такое мотивационный аспект мышления, каковы его наруше­ния у больных шизофренией?

7. Что такое коммуникативный аспект мышления и какие исследова­ния доказывают его нарушения у больных шизофренией?

8. Как были организованы исследования Дж. Леффа и К. Вон для до­казательства роли эмоциональной экспрессивности в течении шизо­френии?

9. В чем состоит механизм «двойной связи», описанный Г.Бейтсоном?

10. Как Вы понимаете метафору «фильтра» в концепции центрально­
го психологического дефицита?

124


II. Вспомните основные мифы относительно шизофрении и опасе­ния людей, которые страдают этим заболеванием. Какова, на Ваш и и ляд, роль стигматизации больных шизофренией и их близких, какие дополнительные сложности это явление приносит в их жизнь и как ска­пывается на течении болезни?

Рекомендуемая литература Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 2000. — С. 200 — 215, 226 —

т.



Клиническая психология / под ред. М.Перре, У.Бауманна. — СПб., 2002.-С. 1006-1025.

Лаувенг А. Завтра я всегда бывала львом / пер. с норвеж. И.Стреб-ловой. — Самара, 2009.

Лэнг Р. Д. Призрак заброшенного сада, или Очерк о хронической шизофреничке (Случай Джулии) // Расколотое «Я». — СПб., 1995. — С. 191-222.

Холмогорова А. />. Психологические аспекты микросоциального контекста психических расстройств (на примере шизофрении) // Моск. мсихотерапевтич. журн. — 2000. — № 3. — С. 25 — 67.

Холмогорова А. Б. Психотерапия шизофрении за рубежом / Психо­логическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. — Т. 1. — М, 1998.-С. 225-252.

Карсон Р., Башнер Дж., Минека С. Анормальная психология. — СПб., 2004.-С. 761-808.

Дополнительная литература

Бейтсон Г., Джексон Д. Д., Хейли Дж., Уикленд Дж. К теории шизофрении // Моск. психотерапевтич. журн. — 1993. — № 1. — С. 5-24.

Волков Л. Разнообразие человеческих миров. — М., 2000. — С. 363 — 441,442-504.

Каннабих Ю. История психиатрии. — М., 1994. — С. 411—494.

Короленко Ц.Л., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиа­трия. - М., 2000. - С. 421 -443.

Лэнг Р.Д. Политика переживания. — СПб., 1995. — С. 287 — 334.

Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класси­фикация психических и поведенческих расстройств. — СПб., 1994. — С. 87-108.

Курек Н. С. Дефицит психической активности: пассивность лично­сти и болезнь. — М., 1996. — С. 62 — 97, 154— 165.

Финзен А. Психоз и стигма / пер. с нем. И.Я.Сапожниковой. — М., 2001.-С. 146-155.

Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. — М., 1976.-С. 94-102.

Экспериментально-психологические исследования патологии пси­хической деятельности при шизофрении / под ред. Ю. Ф. Полякова. — М., 1982.



ГЛАВА 3

Депрессия

Депрессия — это замороженный страх.

3. Фрейд

Ни одна эпоха, ни одна цивилизация не создавала людей, в которых было бы столько горечи. В этом смысле мы живем в уникальное время. Если бы надо было выразить духовное состояние совре­менного человека одним-единственным словом, я, несомненно, выбрал бы слово «горечь».

М. Уэльбек

Депрессии разыгрываются втайне. Они являют­ся принадлежностью затемненных неосвещенных сторон жизни. Рассмотреть их с освещенной сто­роны отчетливо невозможно. Даже тяжелые фор­мы депрессивного страдания порой невозможно разглядеть невооруженным глазом. Но тот, кто ис­пытал на себе тяжесть груза депрессий, знает их силу и хотел бы найти защиту от них.

Д.Хелл

Краткий очерк истории изучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: