Глава 1. Теоретическое и методологическое обоснование экологизации процесса воспитания и обучения школьников

ВВЕДЕНИЕ

 

Биосфера, как и её отдельные экосистемы, способна переносить значительные антропогенные нагрузки благодаря возможности саморегуляции, самоочищения и самовосстановления. Однако эти свойства имеют естественные пределы. Человек не может жить вне природы, он всегда пользовался её ресурсами. Но возникновение и развитие цивилизации, особенно научно- технический прогресс, способствовали усилению экспансии человечества в биосфере, которая ярко проявляется в регионах с развитыми государствами. Продолжающийся рост давления на природу, нарушающий её естественные возможности, негативно сказывается на условиях жизни не только сегодняшних жителей, но может сделать невозможной жизнь последующих поколений.

Серьёзность и сложность современного общественного развития определяется не только ухудшением состояния природы, экономики, других сфер жизни общества, но и кризисным состоянием самого человека, обусловленным веками сложившимся образом жизни, поведением (А. Яшин). В связи с этим возникает необходимость воспитания новой личности, ориентированной на разумное взаимодействие с природой.

Осознание этих глобальных проблем мировым сообществом детерминировало необходимость создания на уровне ООН глобальной сети экологического образования и воспитания всех слоёв населения. В связи с этим должно стать обязательным специальное экологическое образование и воспитание населения, особенно подрастающего поколения [3].

Согласно Федеральному образовательному стандарту, личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать сформированность бережного отношения к природе. Сегодня важен новый взгляд на природоохранную деятельность школьников как на ценность и фактор воспитания интеллигентности и цивилизованности, экологического отношения к природе.

Формирование природоохранных ценностей связано с системой непрерывного экологического образования, экологией личности (концепция Б.Т. Лихачева)[25].

Экологизация процесса обучения и воспитания подрастающего поколения стала одним из направлений и государственной политики в области образования. Согласно действующему «Закону Российской Федерации об охране окружающей среды» в России установлена система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания, включающая в себя весь процесс перманентного образования.

В качестве основной цели экологического образования ставится формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания.

Выделяется важность решения задач формирования:

а) адекватных экологических представлений; б) бережного отношения к природе; в) системы умений, навыков и стратегий взаимодействия с природой. (С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин)[3].

Состояние окружающей среды сейчас волнует каждого, так как от этого зависит здоровье человека. В то же время практика показывает, что учащиеся хорошо ориентируется, знают сущность глобальных экологических проблем, но плохо представляют, как эти глобальные мирового уровня проблемы проявляются в конкретных ситуациях, вокруг нас. Недостаток этих знаний должен восполняться не только за счет введения предмета экологии, но и в результате экологизации других школьных предметов, в частности, географии, что сделает изучение географии (особенно своего края) более значимым.

Экологизация географического образования выглядит наиболее естественно, так как сейчас существует реальная угроза нарушению равновесного состояния биосферы (т.е. живой оболочки) или всей географической оболочки в целом. Первая служит объектом исследования экологии, а вторая - географии.

География и экология - предметы очень схожие в своей универсальности, они используют знания математики, физики, биологии, химии. Изучение этих наук невозможно без практической деятельности по изучению окружающей нас природной среды. Экологические проблемы во многом порождены обществом. А взаимодействие природы и общества - это предмет изучения географии. В географии объектом исследования являются геосистемы, в экологии - экосистемы. Такой системный подход также сближает экологию и географию, т.е. взаимосвязь и взаимообогащение этих наук очевидно.

С особой остротой проблема формирования природоохранных ценностей стоит перед общеобразовательной сельской школой. Отставание села от города по условиям и уровню жизни населения в условиях экономического кризиса и после него, потребительское отношение к природе и ее ресурсам требуют принятия неотложных мер по формированию природоохранных ценностей у подрастающего поколения.

Одной из задач, которые стоят перед современным географическим образованием, является формирование у всех членов общества “образа страны”. Любой человек должен иметь правильное представление о том, в какой стране, каком регионе, городе, селе он живёт.

Без этого невозможен истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.

Актуальной проблемой географического образования является развитие интересов учащихся в области изучения своего края. Одним из способов привлечения внимания, развития интереса к изучению своего края может быть усиление экологической направленности в преподавании географии.

Поэтому тема дипломной работы «Особенности эколого-географического образования и воспитания школьников в условиях сельской местности» весьма актуальна и значима.

Цель работы: изучение и анализ особенностей эколого-географического образования и воспитания школьников в условиях сельской школы на примере МБОУ «Паклинская ОСШ».

Объект исследования: образовательный процесс (модель экологического образования в МБОУ «Паклинская ОСШ»).

Предмет исследования: условия и особенности эколого-географического образования и воспитания школьников в условиях сельской школы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что всестороннее изучение процесса организации эколого-географического образования и воспитания школьников в условиях сельской школы позволит выявить его особенности, привлечь внимание учителей и методистов, тем самым повысить качество и эффективность работы системы образования, мотивацию и уровень ценностных ориентаций сельских школьников.

Задачи:

Изучить сущность эколого-географического образования и воспитания школьников в условиях сельской школы;

Проанализировать условия образовательного процесса по модели экологического образования в МБОУ «Паклинская ОСШ».

Выявить особенности эколого-географического образования в МБОУ «Паклинская ОСШ».

Определить основные формы и методы эколого-географического образования и воспитания школьников в условиях сельской школы (на примере МБОУ «Паклинская ОСШ»).

Подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу в ходе исследований.

Работа основывается на изучении психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также образовательных стандартов, программ, фондовых материалов Паклинской средней школы.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения и приложений, в которые включены программы и методические разработки. Общий объем работы - 80 страниц компьютерного текста.


 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: