Формирование экологических знаний и практической природоохранной деятельности у учащихся среднего звена сельской школы в единстве учебной и внеучебной деятельности

 

Экологизация процесса обучения и воспитания подрастающего поколения стала одним из направлений и государственной политики в области образования. Согласно действующему «Закону Российской Федерации об охране окружающей среды» в России установлена система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания, включающая в себя весь процесс перманентного образования.

К числу его составляющих относится экологическое воспитание школьников, направленное на:

адекватное осознание себя как биологический вид, живущий в биосфере наряду с другими формами жизни, не менее значимыми, чем человек, того, что всё живое имеет право на благоприятную среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экосистем, природных и природно-антропогенных объектов;

понимание того, что человек, хотя и обладает культурным наследием, не является доминантой биосферы, а оно накладывает ответственность за сохранность всех форм жизни и всей её закономерной целостности (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин). [8]

Так формируется экологическое мировоззрение, основой которого является зоологическая культура, адекватный уровень сформированности которой призван обеспечивать устойчивое развитие социума.

Корни экологических мыслей уходят в глубокую древность. В историческом культурном наследии разных этносов содержится немало возможностей, актуальных и полезных сведений, фактов, возрождение которых может активизировать и развивать процесс экологического воспитания школьников на более эффективном уровне. Сущность его заключается в формировании ответственно-позитивного, нравственно-эстетического отношения школьников к природе как социальной и личностной ценности. Сегодня эта идея настолько обоснована, что в педагогической науке приоритетное направление приобретает вопрос о разработке технологий его построения по формированию и развитию экологической воспитанности, которая должна стать составной частью как личностной, так и общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе ценностный исторический, философский, нравственный, эстетический опыт этносов. Следовательно, становление будущего гражданина не может быть успешно осуществлено без учёта его экологической роли в изменении естественной среды, в связи с чем в современной педагогической деятельности экологическое воспитание справедливо рассматривается как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в школе.

Ещё античные мыслители (Аристотель, Демокрит, Платон), затем классики мировой и отечественной педагогики (А. Дистервег, А.Я. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) считали совершенной саморазвивающую природу ребёнка, а в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и развития личности. Отсюда - необходимость целенаправленного организованного приобщения детей к природе, которое находит свою реализацию в процессе экологического воспитания.

В связи с обострением экологической кризисной ситуации со второй половины двадцатого века начинается интенсивное исследование проблем экологического образования и воспитания.

В рамках социально-философского направления анализируются сущность экологической культуры, её структура, место в системе общечеловеческой культуры, прослеживаются основные пути её развития (Э.В. Гирусов, Д.С. Лихачев, А.Н. Моисеев, К.П. Шилин).

Необходимость формирования у учащейся молодежи экологических знаний и практической природоохранной деятельности в аспекте гуманизации образования раскрыта в трудах А.А. Вербицкого, И.Т. Гайсина, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Н.М. Мамедова, В.А. Миронова, Л.В. Моисеевой, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, Н.К. Сергеева, И.Т. Суравегиной и других ученых.

Различные аспекты формирования экологических знаний при изучении предметов естественнонаучного цикла рассмотрены в исследованиях Т.О. Волковой, Н.Ф. Винокуровой, С.И. Гильманшиной, Р.Я. Дыгановой, В.Н. Михелькевича, В.В. Серикова, Р.М. Якуповой и др.

Отдельные вопросы содержания и организации эколого-педагогического процесса в сельской школе отражены в работах Р.А. Акбашева, Л.В. Байбородовой, В.Г. Бочаровой, Ф.В. Габышевой и др. Ученые полагают, что основой бережного отношения к окружающему миру служит приобщение учащихся к природоохранной деятельности.

Акцент на природоохранную деятельность сельских жителей обусловлен близостью школьника к природе, особенностями его восприятия окружающей среды, свойственной жителям деревни, а также наличием необходимых условий для ее осуществления во внеучебное время.

Наиболее благоприятным периодом для формирования природоохранных ценностей является средний школьный возраст. Учащиеся среднего школьного звена отличаются любознательностью, стремлением к самостоятельной учебно-поисковой деятельности. Они живо откликаются на новую информацию, начинают активно посещать школьные кружки, стремятся к коллективной трудовой деятельности. Этому возрасту свойственна перестройка знаний и способов мышления, новые мотивы, отношение к окружающей природе.

В трудах С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина в качестве основной цели экологического образования ставится формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания. [8]

Выделяется важность решения задач формирования:

а) адекватных экологических представлений;

б) бережного отношения к природе;

в) системы умений, навыков и стратегий взаимодействия с природой.

Решение этих задач, по мнению ученых, возможно посредством познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной деятельности.

Преобразовательная природоохранная деятельность требует экологически направленного мышления. Фундаментальные подходы к исследованию мышления (Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.) определяют эффективность формирования экологически направленного мышления в структуре природоохранной ориентации.

В настоящее время понятие «экологически направленное мышление» получает ценностное развитие. Концепция деятельностного подхода к формированию мышления (труды В.Н. Дружинина, Б.Ф. Ломова и др.) раскрывает логическую связь между трудовой деятельностью, принятием решения и его реализацией.

Анализ современной педагогической литературы свидетельствует о том, что в современных социально-экономических условиях ценностные ориентации являются требованием к образовательной подготовке ученика, т.е. идеальным нормативом. Сегодня важен новый взгляд на школьную природоохранную деятельность как на ценность.

В целом, в период глобальности ухудшения качества окружающей среды, обусловленного рядом неблагоприятных факторов (рост техногенной нагрузки на природу, нарушение внутреннего механизма саморегуляции биосферы и др.), природоохранные ценностные ориентации можно рассматривать как фактор воспитания интеллигентности и цивилизованности, бережного отношения к природе.

Природоохранные ценностные ориентации учащихся сельских школ имеют свою специфику, обусловленную близостью сельских жителей к природе, сельскому хозяйству и животноводству. Выпускники сельских школ должны умело сочетать гуманитарное и естественнонаучное образование с деятельностью будущего хозяина земли, культурного труженика села. При этом, не отрицая основополагающей роли знаний, необходимо формирование и продуктивное использование способностей учащихся среднего звена наслаждаться красотой природы и негативно воспринимать наносимый ей ущерб (школьники этого возраста наиболее эмоционально восприимчивы к новой информации). Личностными качествами сельского школьника должны стать бережное отношение к природе родного края; готовность к ее защите от стоков животноводческих ферм, хранилищ минеральных удобрений и пестицидов, свалок мусора, сброса в реки жидких отходов, эрозии почв и их уплотнения под тяжестью машин; забота об экологической чистоте продуктов сельского хозяйства и животноводства.

Природоохранные ценностные ориентации учащихся среднего звена сельской школы как совокупность взаимосвязанных качеств личности требуют осознания школьниками разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в родном крае, многопланового значения природы, потребности общения с ней, бережного отношения ко всему живому.

Усиление ценностно-смыслового компонента ориентирует учащихся на новое мировоззрение как образа жизни, как способа мышления, а экологическое образование в целом - на формирование природоохранных ценностных ориентаций.

Природоохранная ориентация учащихся среднего звена сельской школы отражает во взаимосвязи естественнонаучную и эколого-правовую грамотность (по правовой регуляции отношений человека и природы, обеспечению качества окружающей природной среды в условиях сельскохозяйственного производства), нравственные начала, гражданственность, духовность, умения и навыки осуществления природоохранной деятельности по отношению к объектам сельской природы в целом и сельскохозяйственного производства в частности.

Нравственная сторона природоохранной ориентации формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды, гражданственность - в процессе осознания природы как национального достояния.

Духовность и понимание ценности естественнонаучных знаний воспитываются в ходе организованной эколого-правовой деятельности (например, мероприятия по охране почв не должны приводить к загрязнению рек). Речь идет о социальной природоохранной ориентации учащихся.

Устойчивые связи, определяющие содержание природоохранной ценностной ориентации, позволяют раскрыть ее структуру, представленную в таблице 1, стр. 14.

Продуктивная природоохранная деятельность возможна при наличии мыслительных умений экологической направленности. Выявлено три принципа их формирования:

Это принцип дидактической интерпретации логики и методов естественных наук, используемых в школе. Его сущность в применении принципов дидактики, учете реальных возможностей учащихся, использовании специально составленных образовательных задач школьных курсов изучаемых предметов.

Второй принцип - обучение нравственному и эколого-правовому природопользованию с учетом психологических закономерностей усвоения системы экологических понятий школьниками. Его суть - в применении системы проблемных эколого-правовых ситуаций и задач с отражением нравственных противоречий, проблем, понятий в системе рационального природопользования, в обучении логике и методам описания, объяснения изучаемых явлений и их прогнозированию, исследовательскому методу.

 

Таблица 1 - Структура природоохранных ценностных ориентаций учащихся среднего звена сельской школы

Основные компоненты Содержание природоохранных ценностных ориентаций
Основы естественнонаучных и эколого-правовых знаний Основы знаний о взаимосвязях живой и неживой природы, человека с природой, об экологических проблемах и возможных путях их решения. Основы знаний о принципах, правилах, нормах в отношении к природе, праве человека на благоприятную окружающую среду и способах предотвращения вреда окружающей среде. Основы знаний по правовой регуляции отношений человека и природы, обеспечению качества окружающей природной среды в условиях сельскохозяйственного производства. Основы знаний об эколого-правовой ответственности и правовом механизме охраны окружающей среды.
Опыт эмоционального общения с природой Способность наслаждаться красотой природы, испытывать положительные чувства по отношению к природным объектам и явлениям. Способность сопереживать по поводу наносимого ущерба природе жизнедеятельностью человека.
Экологическая направленность личности Проявление чувства долга и ответственности за сохранение окружающей среды. Потребность в познании объектов природы и к совершению нравственных поступков в ее отношении. Готовность к сохранению традиций рационального природопользования в сельской местности, заложенных жителями.
Мыслительные умения экологической направленности Основы умений по осознанию взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов, как природных, так и между обществом и природой. Умение предвидеть последствия деятельности человека в природной среде.
Основы природоохранных умений Первичный опыт природоохранной деятельности. Первичный опыт по охране почв, лесов, рек от отрицательного влияния человеческой жизнедеятельности. Первичный опыт по ограничению использования бытовых веществ, разрушающих озоновый слой.

 

Третий принцип - пропаганда активной трудовой деятельности по изучению и охране природы своей местности (пропагандистская деятельность, озеленение школы и населенных пунктов, лесовосстановление и охрана лесов, охрана почв от эрозии, охрана полезных насекомых, охрана и привлечение птиц, охрана водоемов и др.).

В целом, для формирования природоохранной ценностной ориентации во внеурочное время нужны педагогические технологии, обеспечивающие единство естественно-научного и эколого-правового образования, нравственного, гражданственно-трудового, духовно-эстетического воспитания.

Необходимо выделить педагогические условия, которые соответствуют обеспечивающим указанное единство технологиям.

Первое условие - интеграция учебной, игровой, трудовой, общественной природоохранной деятельности учащихся на основе системного и комплексного подходов.

Его суть во влиянии природоохранных, естественнонаучных, эколого-правовых знаний в комплексе.

Следовательно, для эффективности ее формирования в условиях села необходима системная интеграция учебной, игровой, трудовой, общественной природоохранной деятельности учащихся среднего звена, направленная на оптимизацию отношений в замкнутой системе «природа - человек (здоровье человека) - искусственная среда (сельскохозяйственные технологии)». Данное обстоятельство связано со спецификой малокомплектной сельской школы - объединением учащихся среднего звена малочисленных классов в общий коллектив. При этом взаимное дополнение указанных выше видов деятельности объясняется одним предметом деятельности (природа и природные объекты); общим субъектом деятельности (дети, учителя, педагоги дополнительного образования детей); взаимосвязанностью указанных видов деятельности (игровая деятельность в форме ролевой игры, конкурса, КВН гармонично переходит в учебную и трудовую, а учебная деятельность природоохранной направленности в виде написания реферата, защиты исследовательского проекта - в природоохранную деятельность). В условиях сельской школы интеграция указанных видов деятельности учащихся среднего звена позволяет сформировать у них устойчивый интерес и убежденность в необходимости природоохранной деятельности.

Второе условие - усиление исследовательской направленности и рефлексивного характера природоохранной деятельности учащихся.

В условиях малокомплектных сельских школ данное условие предполагает приобщение школьников среднего звена к самостоятельной исследовательской деятельности по природе родного края, развивающей способность к критическому осмыслению своих природоохранных действий.

Ее организация возможна с использованием комплекса доступных для школьников данного возраста методов: наблюдения, описания, эксперимента. Метод описания целесообразно использовать на начальном этапе организации природоохранной работы во внеурочное время.

Для природоохранных наблюдений как метода научного познания окружающей действительности характерен учет изменения абиотических, биотических и антропогенных факторов. Возможны кратковременные или долговременные наблюдения за природными объектами в зависимости от результата воздействия человека. Наиболее ценны наблюдения, помогающие учащимся среднего звена сделать вывод о значении природных объектов в жизни человека, оценить их состояние на территории родного села.

Более сложным этапом исследовательской направленности природоохранной деятельности является эксперимент, включающий измерения и мониторинг. В целом, усиление исследовательской направленности и рефлексивного характера природоохранной деятельности учащихся позволяет обучать их применению теоретических естественнонаучных и эколого-правовых знаний в практике охраны природы родного села и сформировать основы исследовательских умений и навыков в выборе метода охраны окружающей среды.

Третье условие - учет возрастных особенностей учащихся при разработке комплексов практических природоохранных дел. Для подростков овладение системой знаний о взаимодействии в системе природа - человек - общество, об устойчивом развитии и экологических проблемах современности является возможностью самоутверждения посредством включения в мир взрослых в результате овладения опытом реальной доступной природоохранной деятельности.

Внеурочные занятия на селе содержат мероприятия, рассчитанные на разные возрастные особенности учащихся. Каждое мероприятие проводится как для ознакомления с той или иной экологической проблемой, так и для развития интереса детей к природоохранным вопросам с учетом их возраста и воспитания, способности к критическому осмыслению своих природоохранных действий.

Четвертое условие - организация совместной методической и образовательной деятельности учителей и педагогов школ и учреждений дополнительного образования детей.

Поскольку программы дополнительного образования детей дорабатываются и уточняются с учетом экологических особенностей сельских районов, для эффективного формирования у учащихся среднего звена природоохранной компетенции необходима корректировка совместной деятельности учителей и педагогов по применению традиционных и инновационных форм взаимодействия с природной средой родного села.

Методическая помощь школе осуществляется на основе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности:

в формировании у учащихся среднего звена природоохранных знаний и развитии у них познавательной активности;

пробуждении способности чувствовать природу и сопереживать по поводу наносимого ей ущерба жизнедеятельностью человека;

проявлении чувства долга и ответственности за сохранение окружающей среды; готовности к сохранению традиций рационального природопользования в сельской местности, заложенных жителями;

формировании основ умений по осознанию взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов, как природных, так и между обществом и природой;

вовлечении в природоохранительную деятельность (по охране почв, лесов, рек от отрицательного влияния сельскохозяйственного производства);

по ограничению использования бытовых веществ, разрушающих озоновый слой.

При этом формируются устойчивая убежденность в необходимости охраны природы родного села, умения применять теоретические знания на практике и навыки по выбору метода природоохранной деятельности.

 

    На третьем этапе формирования в единстве учебной и внеучебной деятельности необходимо привлекать учащихся к решению учебно-исследовательских задач экологического содержания, делая акцент на теоретическое обоснование деятельности по охране природы родного края.
 

На втором этапеведущей становится учебная деятельность учащихся (основное внимание уделяется теоретическому обоснованию природоохранной деятельности в экосреде и обобщению природоохранных знаний).

Первый этап связан с вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность в экосреде во внеурочное время (преобладают коллективные формы деятельности с акцентом на формирование способностей советоваться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения в экосреде.

Рисунок 1 - Этапы формирования экологически-направленной личности


 

Ведущей целью на всех этапах экологического образования и воспитания является целенаправленное формирование личности школьника, его мировоззрения, убеждений, ценностных ориентации, мыслительных умений экологической направленности, воли, характера.

Процесс формирования природоохранной ориентации у учащихся среднего звена сельской школы содержит две подсистемы (учебную и внеучебную). Каналом взаимодействия подсистем служит непрерывное экологическое образование.

Первая подсистема включает учебно-воспитательный процесс на уроках, предусматривает междисциплинарность, экологизацию основных образовательных программ предметов естественнонаучного цикла. В рамках этой подсистемы происходит накопление теоретических знаний об окружающей среде, научным основам рационального природопользования и охраны природы в ходе изучения естественнонаучных дисциплин.

Вторая подсистема «внеучебная» содержит внеурочную деятельность учащихся под руководством классного руководителя, дополнительное природоохранное образование учащихся среднего звена сельской школы (в системе дополнительного образования детей) и их участие в общественной природоохранной деятельности родной местности.

Цель внеучебной составляющей - формирование природоохранной ориентации у сельских учащихся среднего школьного звена на основе достоверной информации по экологии родной местности.

Цель определяет задачи:

сформировать устойчивый интерес и убежденность в необходимости природоохранной деятельности;

обучить умению применять теоретические знания в практике природоохранной деятельности;

сформировать основы исследовательских умений и навыков в выборе метода природоохранной деятельности;

развить способность к критическому осмыслению своих природоохранных действий.

Содержательный компонент связан с углублением и расширением знаний по охране природы от негативного влияния объектов сельскохозяйственного труда (стоков животноводческих ферм, хранилищ минеральных удобрений и пестицидов, свалок мусора, сброса в реки жидких отходов, эрозии почв и их уплотнения под тяжестью машин и др.), а также иных сооружений на природу родного села. Этот компонент включает формируемые у учащихся естественнонаучные и эколого-правовые знания, умения выживать в чрезвычайных экологических ситуациях; умения природоохранной деятельности по защите от негативного влияния сельскохозяйственного производства и иных объектов на экологию родного села; умения исследовательской и опытно-трудовой деятельности по охране природы; умения критически осмысливать практическую природоохранную деятельность и др. Поскольку качество сельской местности сильно влияет на экологическую чистоту продуктов сельского хозяйства и животноводства, процессуальный компонент внеучебной составляющей включает рейды по сбору информации о состоянии природы родного края в целом, мест объектов сельскохозяйственного труда с последующим критическим анализом и посильной природоохранной деятельностью.

При этом используется комплекс различных методов, приемов и форм (исследовательские проекты природоохранной направленности; недели экологии, олимпиады; природоохранные конкурсы, пресс-конференции, рейды; кружки, такие как школьное лесничество, общество «зеленых» и др.).

Важнейшим фактором эффективности формирования природоохранной ориентации у учащихся среднего звена сельской школы является взаимосвязь учреждений дополнительного образования.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: