Деятельность педагога – психолога, основные принципы и приоритеты в его работе

Деятельность педагога психолога имеет следующие приоритеты:

1. Психопрофилактический — прием детей в первые классы, определение психологической готовности к обучению; обсле­дование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней в среднюю общеобразователь­ную и профессиональную; разработка программ индивидуаль­ной работы с учащимися; предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей; организация педа­гогического консилиума с целью психологического анализа по­ведения и развития учащегося; создание благоприятного пси­хологического климата; развитие коммуникативньи навыков в профессиональной деятельности сотрудников; психологический анализ плана работы и различных развивающих мероприятий.

2. Психодиагностический — обследование уровня развития лю­дей для оценки его соответствия возрастным нормативам; изу­чение особенностей интересов, способностей для обеспечения индивидуального подхода к сотрудникам; диагностика обще­ния детей со взрослыми и сверстниками; дифференциальная диагностика отклонений в психическом развитии.

3. Развивающий и психокоррекционныи — разработка и осуще­ствление программ психического развития личности (например, учащихся) на различных возрастных этапах; разработка и осу­ществление программы коррекции отклонений в психическом развитии.

4. Консультационный — консультирование администрации, учителей, родителей по проблемам обучения и воспитания де­тей; индивидуальное и групповое консультирование по пробле­мам учения, развития, жизненного и профессионального само­определения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.; повышение психологической культуры (например, педагогов и родителей); экспертиза и консультиро­вание при решении вопроса о психических особенностях раз­вития ребенка по запросам народных судов, органов опеки и попечительства и др.; консультирование по вопросам планиро­вания учебно-воспитательных мероприятий с учетом психоло­гических и возрастных особенностей детей.

Должностные обязанности педагога-психолога.

ü Профессиональная деятельность, направленная на сохранение психического, соматического и социального благополучия участников процесса деятельности учреждения;

ü Содействие охране прав личности в соответствии с нормативными документами;

ü Содействие гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивных мероприятий по профилактике возникновения социально-психологической дезадаптации;

ü Определение психотравмирующих факторов и факторов, препятствующих развитию личности, и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной;

ü Оказание помощи администрации и работникам учреждения в решении конкретных проблем;

ü Проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения;

ü Составление психологических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации участников процесса деятельности учреждения в проблемах личностного и социального благополучия;

ü Ведение документации по установленной форме и использование её по назначению;

ü Участие в планировании и разработке программ деятельности учреждения с учётом индивидуально-психологических особенностей личности участников процесса деятельности учреждения, а также содействие развитию у них готовности к ориентации в различных жизненных и профессиональных ситуациях;

ü Формирование психологической культуры участников процесса деятельности учреждения;

Консультации работников по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированные на повышение социально-психологической компетентности участников процесса деятельности учреждения

Диагностика аффекта.

Аффект - самая мощная эмоциональная реакция. Сильная и относительно кратковременная эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями иизменениями в функциях внутренних органов. Аффекты возникают на уже произошедшее событие и как бы сдвинуты к его концу. Любое чувство может переживаться в аффективной форме (например, аффективный восторг фанатов, аффективный гнев, религиозный экстаз и.т.д.). Развитие аффекта подчиняется следующему закону; чем сильнее мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффект возникает резко, внезапно, в виде вспышки, порыва. При этом изменяются основные характеристики внимания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживаниями вошли в комплекс. Все остальные раздражители осознаются недостаточно и это одна из причин неуправляемости этим состоянием. Кроме того изменяется мышление, человеку трудно сосредоточится, предвидеть результаты своих поступков и целесообразное поведение становится невозможным. Отличительная черта аффекта - ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффекты сопровождаются сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушение сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на события.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: