Восприятие и формирование художественных образов

Восприятие и формирование художественных образов возможно благодаря восприятию и воображению.

Восприятие — познавательный процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений при восприятии отражаются не отдельные свойства, а предметы в целом, это качественно более высокий уровень познания.

В зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии, различают следующие виды восприятия:

В зависимости от формы существования материи (пространство, время, движение), выделяют:

восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

Диагностика особенностей восприятия сводится к изучению объёма восприятия и таких свойств, как:

n предметность, которая проявляется в отнесённости продуктов восприятия к окружающему миру;

n целостность, которая проявляется в единстве и комплексности продуктов восприятия;

n структурность, которая реализуется в абстрагировании ощущений (восприятие не является суммой ощущений, а представляет собой процесс абстрагирования из указанных ощущений некоторой структуры);

n константность, которая понимается как способность системы анализаторов, обеспечивающих восприятие, компенсировать несущественные изменения параметров предмета (благодаря константности предметы и явления воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.);

n осмысленность, так как образы восприятия всегда наделены определённым смысловым значением и связаны с мышлением, пониманием сущности воспринимаемого (воспринять предмет - означает мысленно назвать его, т.е. отнести к определённой группе предметов, обобщить в слове);

n избирательность, которая проявляется в преимущественном выделении одних фрагментов воспринимаемого мира по сравнению с другими.

Воображение – это познавательный процесс создания новых образов (представлений) предметов и явлений, на основе ранее воспринятых, т.е. процесс, преобразующий отражательную действительность, на основе переработки и мыслительной реконструкции представлений, оставшихся у человека от прошлого опыта. Воображение — особая форма психических процессов, занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Основой воображения являются знания и впечатления.

Воображение характерно только для человеческой психики. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность, управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно вызываемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в нем есть элементы фантазии, вымысла.. Если воображение рисует сознанию картины, которые мало соответствуют действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме: того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности: - отражает мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; -способствует предвосхищению будущего; -“оживляет” то, что было ранее.

Формы воображения:

1. Агглютинация - склеивание различных в повседневной жизни несоединимых частей, качеств.

2. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей

3. Схематизация – отдельные представления склеиваются, различия сглаживаются Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

4. Заострение – подчёркивание каких-либо отдельных признаков.

Виды воображения:

1. Активное (произвольное) воображение - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

2. Пассивное (непроизвольное) воображение - его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

3. Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

4. Репродуктивное воображение - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так например, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. С продуктивным воображением в искусстве мы сталкиваемся, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает этот образ в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом и других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия, как разновидность воображения, играет положительную роль.

5. Сновидения - можно отнести к разряду непроизвольных и пассивных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека не установлена. Однако известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин, не могут быть удовлетворены в реальной жизни.

6. Галлюцинации - это образ внешнего раздражителя и качественно схожий с реальным объектом. Одним словом, это фантастические видения. Обычно они - результат.иных нарушений психики или работы организма (сопровождают многие болезненные состояния).

7. Грезы - в отличие от галлюцинаций, это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием чаще всего с будущим, которое несколько идеализируется (очень часто такое состояние бывает у влюбленных).

8. Мечты - образ желаемого будущего, от грезы отличается тем, что она гораздо более реалистична и связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Особенности мечты: яркий, живой, конкретный характер; слабая выраженность путей к осуществлению; эмоциональная насыщенность образов; иррационально чувство уверенности в осуществлении мечты.

Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

 

 

Вюрцбургская школа.

Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато экспериментальное изуче­ние мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе |1862-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вундта; |юд его руководством он обучался в Лейпцигском университете, а позднее писал докторскую диссертацию, которую защитил в 1887 г. Вундту же он посвятил свою первую книгу «Очерк психологии, ос­нованной на эксперименте» (1893). В первые годы своей деятельности он частично повторял эксперименты, проводимые в Лейпцигской лаборатории, частично со­вершенствовал интроспективный метод. Изменение инструкции, которая дается испытуемому перед началом эксперимента, привело к тому, что главное внимание в работах Кюльпе и его сотрудников рыло сконцентрировано уже не на результатах деятельности (ско­рости ответа, его точности и т.д.), а на ее процессе. Поставив пе­ред испытуемым задачу и наблюдая за ее решением, Кюльпе фактически начал экспериментальное изучение процесса мышления. Тем самым было опровергнуто мнение Вундта о том, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) процессы и что сознание представляет собой сенсорную мозаику.

 Эксперименты Вюрцбургской школы показали, что испытуе­мый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно не осознает. Из этого следовало, во-первых, что наряду с сенсорным «материалом» в «ткань» психологической жизни человека включены элементы, несводимые к ощущениям, во-вторых, что эти элементы сопряжены с действиями субъекта, умственной деятельностью и, наконец, в-третьих, что неосоз­нанность этих актов в момент их совершения требует внести кор­рективы в метод интроспекции.

Работа Кюльпе над модификацией метода интроспекции привела к его преобразованию в метод «систематической эксперимен­тальной интроспекции». Решая интеллектуальную задачу (напри­мер, устанавливая логическую связь между понятиями), испытуе­мый должен был дать ретроспективный отчет о состояниях созна­ния, пережитых им в процессе решения. Этот самоотчет назывался систематическим, поскольку весь процесс точно разделялся на вре­менные отрезки и повторялся множество раз с целью коррекции описания. Было установлено, что мысль, с психологической точки зрения, можно охарактеризовать не только негативно (как качест­венно отличную от сенсорных данных), но и позитивно, как опери­рующую значениями. Тем самым решительно изменилось прежнее представление о содержании сознания, в состав которого вводи­лись новые феномены - умственные образы.

В опытах Марбе (1901) от испытуемых требовалось при взвеши­вании предметов Сообщить не только о том, какой из них тяжелее, но и о том, как они пришли к этому выводу. Целью опытов Уатта и Мессера было проследить за тем, какие процессы происходят в сознании испытуемого в промежутке между восприятием слова-стимула и ответной словесной реакцией. Эти эксперименты, так же как и работы Н. Аха, усовершенствовавшего в 1905 г. методику систематической интроспекции, доказали наличие несенсорных компонентов в сознании. Выявили они и наличие нового, неиз­вестного фактора, детерминирующего процесс мышления. Это не был поток ассоциаций, но он и не направлялся апперцепцией, как считал Вундт.

В 1906 г. Ах начал, вслед за изучением мышления, исследовать волевой акт. Он исходил из того, что принцип построения этих актов одинаков (что подтверждал и Вундт) и реагирование в ответ на раздражитель нажатием на ключ ничем не отличается от реа­гирования словом. На основе полученных результатов он ввел понятие детерминирующей тенденции, направляющей ход дея­тельности в обоих процессах и помогающей достичь лучшего ре­зультата.

В экспериментах К. Бюлера испытуемому уже предлагались ло­гические и арифметические задачи. Обдумывая их, он должен был замечать путь, который ведет к решению. В результате Бюлер и Уатт пришли к выводу о том, что принятие задачи является глав­ным фактором, определяющим процесс мышления, т. е. именно задача, ее содержание направляет и регулирует этот процесс. Таким образом, мышление стало рассматриваться не как одномоментный акт, а как процесс, имеющий начало, Еремя протекания и результат. Более детальное изучение динамики мышления помогло выявить новые важные закономерности.

Прежде всего к ним относится понятие установки, которая оп­ределяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей. Понятие установки, принятое в Вюрцбургской школе, естест­венно, отличалось от современной ее трактовки, но также подразу­мевало бессознательную направленность на решение задачи, кото­рая возникает у испытуемого в момент принятия этой задачи как цели. В зависимости от этой установки (которая в некоторой степе­ни рассматривалась и как аналог современной мотивации), испыту­емые выполняют задание быстрее или медленнее, более или менее продуктивно. Содержание направленности на решение задачи Кюльпе и его сотрудники связали со значением данной задачи или ситуа­ции в целом для испытуемых. Так в психологии появилась новая категория, трактуемая достаточно широко - как значение умст­венного образа, значение инструкции, значение ситуации в целом.

Из многих учеников Кюльпе необходимо упомянуть и о М.Вертгеймере - одном из создателей гештальтпсихологии и Дж. Энджелле - одном из лидеров американской функциональной психологии.

Экспериментальное исследование мышления, начатое в Вюрцбургской школе, было продолжено другими исследователями и стало одной из самых обширных областей экспериментальной пси­хологии. Однако первые материалы получили именно Кюльпе и его сотрудники, главными достижениями которых стало распространение экспериментального метода на высшие психические процессы (мышление и волю). В экспериментах, проводимых в Вюрцбургской школе, было впервые доказано, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установ­ки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно по­казали, что психологические закономерности мышления несводимы к логическим. Таким образом, изучение мышления стало приобретать психологические контуры.

Гештальтпсихология.

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии. Его создание связано с именами М.Вертгеймера, В.Келера, К.Коффки и К.Левина, заложивших методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии, - «Эксперимен­тальные исследования видимого движения» - была опубликована в 1912г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны.

Гештальтпсихология, исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предмет том психологической науки является исследование содержания пси- хики, познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Однако, оставив практически в неприкосновенности предмет, психологии, гештальтпсихология существенно трансформировала ■ прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей.

Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась нОвая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители данного направления уделяли значительное внима­ние проблеме психического развития, так как само развитие отож­дествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций оН0 видели доказательство правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа одна из первых обратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспе­риментальных методов исследования психики. Кроме того, это была первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глу­бинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях - понятиях психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поле заимствовано из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде раз­личных схем в психическом поле. При этом гештальты могут из­меняться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано зна­чение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить про­цесс формирования представлений об окружающем, доказало зна­чение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные меха­низмы творческого мышления.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: