Психология активности. Поисковая и надситуативная активность. Концепция отраженной субъективности

Активность и ее виды.

В психологии выделяется два вида активно­сти — активность внешняя и активность внутренняя. При этом внеш­няя активность отождествляется с поведением, а внутренняя — с познавательными процессами.

Психическая активность всегда связана с тем или иным видом деятельности и имеет четкую направленность на достижение опре­деленного результата — либо идеального (образ или понятие), либо реального (предмет). Источник активности психического существа (т.е. существа, обладающего психикой) находится в нем самом, а не вне его, как это происходит с допсихическими объектами. Источ­ник активности камня — в человеке, который его двигает. А источ­ник активности животного или насекомого, не говоря уже о чело­веке, — в нем самом, он связан с актуализацией его потребности. Наличие психической активности, внутреннего источника энер­гии для деятельности, превращает объект в субъекта. Так в психо­логии появляется понятие субъекта, главным свойством которого является способность действовать под влиянием собственной мо­тивации. Таким образом, поисковая психическая активность рассматривается как способность к самодвижению, направленному на адаптацию к окружающему.

У человека, в отличие от других живых существ, есть еще одни вид активности, так называемой надситуативной активности, при которой он может ставить цели деятельности, выходящие за рамки требований наличной ситуации, т.е. сиюминутной адаптации. Та­кая активность проявляется, например, в творческой деятельно­сти, в деятельности, направленной на самоактуализацию, реализа­цию своих способностей, своих установок и идеалов, т.е. в любой деятельности, придающей смысл существованию человека как лич­ности.

Координаты «пространства личности».

Чтобы соотнести между собой введенные выше основные по­нятия, воспользуемся следующей аналогией. Представим себе некоторое трехмерное пространство Если считать плоскостями этого пространства, во-первых, деятельность, или, более обобщенно, бытие человека, определяемое как система сменяющих друг друга деятельностей; во-вторых, значение, или, обобщенно, кг/ль- туру как систему значений, программ, образцов, норм, правил и т.п. и, наконец, в-третьих, смыслы как «значения значений», как динамические системы сознания, несущие пристрастные отно­шения человека к действительности, преображающие в созна­нии саму эту действительность, то личность можно представить как некий предмет, идеальное «тело», существующее в этих плоскостях и особым образом связанное, отражающееся в каж­дой из них.

Очевидна условность такой аналогии, однако, приняв ее, мы сможем наглядно показать соотношение рассмотренных в главе основных понятий, каждое из которых освещает разные аспекты развития личности. Деятельность, бытие отвечает в основном на вопрос, как и почему происходит это развитие; обращение к плоскости культуры - на вопрос, для чего, для каких целей, задач, для достижения каких норм и образцов происходит развитие;

наконец, плоскость смыслов соотносится с вопросом, ради чего человек живет, ради чего осуществляются, все эти «кар;», «поче­му», «для «чего».

Каждая из этих плоскостей имеет и свои собственные пара­метры: говоря о деятельности, необходимо иметь в виду меру ее внутренней сложности, опосредствованное™, стадии развития, широту связей п т.п.; говоря о культуре - качество, развитие и взаимосвязи значений, программ, образцов поведения, движение рассматриваемых значений от житейских и разрозненных до научных и системных. Что касается смысловой плоскости, то выше уже шла речь об ее уровнях, о борьбе двух основных векторов, один из которых направлен к коллективному, общему, всеобщему, а другой, противоборствующий - к частному, прагма­тическому, эгоцентрическому.

Исходя из представленного становится более понятной суть некоторых распространенных в психологии подходов, их воз­можности и ограничения. Так, если рассматривать личность как образование, целиком производное от культуры (культурологи­ческие теории), то личность предстанет как некий слепок, ско­лок культуры (проекция на плоскость значений), и тогда каж­дый человек, каждая личность может быть в конечном итоге охарактеризована ходячей фразой заголовка школьных сочине­ний: такой-то как типичный представитель своей эпохи, места, окружения. Подход, разумеется, важный и правомерный. С этой позиции можно объяснить фактически.все многообразие лич­ностных проявлений, не исключая таких, как творчество и мо­раль, ведь и то и другое так же имеют объективно существую­щие в обществе (т.е. предшествующие по отношению к конк­ретному человеку) предпосылки, свое разработанное веками бытие и пути достижения, зафиксированные, кристаллизован­ные, свернутые в знаках, значениях, понятиях, символах, поуче­ниях, правилах, представленных в той или иной форме, будь то книга, писаный или неписаный закон, народный обычай, пред­рассудок данного времени и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: