Массы как носители массового сознания определяются с социологической точки Б.А. Грушиным как «ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)». При определенной психологической неполноте, данное определение позволяет четко разграничить массу и группы. Кроме того, оно дает возможность подойти к пониманию важных качеств массового сознания.
Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Соответственно, массы делятся на
1) большие и малые;
2) устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные);
3) сгруппированные и несгруппированные, упорядоченные или неупорядоченные в пространстве;
4) контактные и неконтактные (дисперсные);
5) спонтанные, стихийно возникающие, и специально организуемые;
6) социально однородные и неоднородные.