Эмоциональные процессы и состояния

Эмоции – это особый класс субъективных психических состояний, отражающийся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношения человека к миру, людям, к процессам и результатам деятельности. Эмоции - в узком смысле слова - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства.

Функции эмоций: 1) отражательная (обобщённая оценка событий – желательность или нежелательность); 2) побудительная (стимулирующая) – направление поиска для удовлетворения потребности; 3) подкрепляющая (испытывая удовольствие человек стремится к повторному переживанию эмоций); 4) переключающая (связана с волей в ситуациях выбора); 5) приспособительная (человек склонен к тем видам деятельности и отношениям, которые максимально удовлетворяют его способности и при этом руководствуется эмоциями); 6) коммуникативная (мимика и пантомимика сигнализирует о готовности взаимодействия.

Главная функция эмоций состоит в том, чтобы: - помочь людям лучше понять друг друга, не пользуясь речью; - лучше распознавать состояния друг друга; - и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Выделяют такие «фундаментальные» эмоции: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Из соединения этих фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность (может сочетать в себе страх, гнев, вину иинтерес).

Чувства – это переживание человеком своего отношения ко всему, что он делает, и что его окружает, к предметам и явлениям действительности. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.Отличается относительной устойчивостью и длительностью, человек нуждается в переживании чувств, имеют сознательную окраску.

Характеристиками чувств являются: 1- Полярность - это сказывается как в наиболее простых переживаниях, так и в более сложных чувствах: любовь - ненависть, радость - горе, веселье - печаль и др. 2 - Интегральность - чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, чувства могут быть сигналом полезного или вредного воздействия на организм. 3- Связь с жизнедеятельностью организма - Под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими мотивирующую роль. В отношении с окружающим его миром, человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность или вредность воздействующих факторов и реагировать на них прежде, чем будет определено: само вредное воздействие. В этом смысле чувства выполняют сигнальную роль - возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на пути, на что нужно обратить внимание в первую очередь и т.д.

Категории чувств: 1) влечение (направленность личности, эмоциональная готовность к какой – либо деятельности, задаёт переживание страсти) -à 2) страсть (сильные чувства, направляющие наши интересы, определяющие смысл деятельности)à интеллектуальноеà эстетическое (гармония – завершенность – красота – гармония)àнравственно всё то, что не наносит существенного вреда физическому и психическому здоровью себя и окружающих.

Эмоциональное состояние – способ переживания. Стресс – разрыв между способностью и невозможностью её удовлетворения (эмоциональное напряжение) – это специфический ответ организма на всякое предъявление требований окружающей среды. 3формы: физиологический, эмоциональный, информационный. Дистресс – дезорганизация функций, может быть организующим и дезорганизующим. Стрессовые ситуации мобилизуют защитные функции организма, регулируются в организме двумя гормонами: адреналином – страх, замирание, скованность, и норадреналином – гнев, ярость, активность агрессивности, реакция стремления. Аффект – сильное, бурное, и относительно кратковременное переживание, связанное с резкими изменениями жизненной ситуации: Аффект ярости (гнев), аффект радости (эйфория), аффект горя (отчаяние), аффект удовольствия (оргазм). В состоянии аффекта происходит сужение сознания и человек не контролирует свою деятельность, временное замешательство (3-5мин.). Как справиться с аффектом: 1) не включенность, 2) переключенность, 3) перебивание ещё большим аффектом, 4) переключение с эмоциональной на логическую сферу. Фрустрация – субъективная невозможность желаемого субъектом воспринимается, как объективная, состояние длительной неудовлетворенности (депривация) – недовольство собой, миром, окружающим. Источники: семейные обстоятельства, внешнее давление, неудачи.

Духовные состояния (2 процесса): 1) Инсайт (озарение) – чувство, связанное с реализацией себя идеального. 2)Катарсис (очищающее переживание) связанное с социальным освобождением от чувство вины, формирует на хорошо выраженном положительном эмоциональном уровне. Удовлетворение экзистенциальных потребностей: 1) в творчестве – реализует часть себя, 2) в системе убеждений и взглядов (идеологические потребности), 3) в корнях, 4) в принадлежности.

Настроение – эмоциональное состояние со слабовыраженными положительными или отрицательными эмоциями, существующие относительно длительное время и окрашивающие восприятие. Важны навыки саморегуляции настроения (релаксация, самоподкрепление, медитация).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: