ОТВЕТ НА ХАДИС ИБН 'АББАСА

 

Тавус передал, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Троекратный развод во времена посланника Аллаха ﷺ, Абу Бакра и в течение первых двух лет правления ‘Умара был одним разводом. А потом ‘Умар сказал: «Поистине, люди торопятся с тем, с чем им следовало бы помедлить, так что, если мы им будем их засчитывать?» — и стал засчитывать им». (Муслим: 1472)

________________________

1 - Ахмад ибн Ханбаль (ум.241 г.х.) сказал:

"Все ученики Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, передали обратное тому, что передал Тавус. Са'ид ибн Джубайр, Муджахид и Нафи' передали от Ибн 'Аббаса противоречивое этому.

Я (Каусадж) спросил его: "можно ли им (хадисом ибн 'Аббаса) аргументировать?". Имам Ахмад ответил: "Нет, его не передал никто, кроме Тавуса!". 📚 "Масаиль Аль-Каусадж" [1149-1150]

✓ Итог: Имам Ахмад считал этот хадис отклонённым, несмотря на надёжность передатчиков, ввиду противоречия всем остальным надёжным передатчикам.

2 - Исхак ибн Рахавейхи (ум.238 г.х.) сказал:

"Мы относим хадис Тавуса к случаю, когда развод дан той, с которой не было полового акта, поскольку 'Икрима передал от Ибн 'Аббаса, что он различал между ними".

📚 "Масаиль Каусадж" [1150]

3 - Абу Зур'а Ар-Рази (ум.264 г.х.) сказал:

«По-моему мнению, смысл данного хадиса заключается в том, что те три развода которые вы даёте за раз, во время пророка, мир и благословение Аллаха ему, Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах, давали по одному". 📚 "Ас-Сунан аль-Кубра" Байхаки [14984].

___________________

Слова шейха Адиля аль Хамдана, хафизахуЛлах, о мнении, о том, что тройной развод считается одним.

 

Сказал имам Ибн Батта перечисляя Сунну в вопросе таляка в своей книге об убеждениях "Аль-Ибана": "Разведенная тройным таляком за один раз не разрешена своему бывшему мужу навечно, до тех пор, пока она не выйдет замуж за другого"

Сказал шейх Адиль аль Хамдан в сноске к этим словам:

"И это потому, что он развёл ее тремя таляками, и они действительны и считаются тремя. И это – слово сподвижников, табиинов, и людей знания после них. И это то, на чём собрал людей амир верующих Умар да будет доволен им Аллах, и никто ему из сподвижников не противоречил!

И передал Абу Дауд в своем "Сунане", 2197, от Муджахида, что он сказал: "Я был у Ибн Аббаса, и пришёл к нему мужчина, и сказал, что он развел свою жену тройным таляком". И он помолчал до тех пор, пока я подумал, что Ибн Аббас вернет ее к ней, а затем он сказал: "Дает таляк один из вас, и совершает глупости", а затем говорит: "О Ибн Аббас, о Ибн Аббас!". А Аллах Всевышний сказал: "Кто боится Аллаха – тому Он сделает выход". А ты не побоялся Аллаха, и не сделал Аллах тебе выхода! Ослушался ты твоего Господа, и окончательно разведена твоя женщина. Истинно, Всевышний Аллах сказал: "О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в начале установленного срока"

Назвал этот хадис достоверным автор "Фатх аль Бари", 9-362, и в этом разделе множество хадисов и асаров о действительности тройного развода.

И смотри их в "Аль-Муватта", 2-59, и "Аль-Мудаввана", 2-419 Малика, и "Аль-Умм", аш Шафии, и аргументировали ими Малик и Аш Шафии да смилуется над ними Аллах, на действительность тройного развода, и не упоминали в этом вопросе разногласия.

Сказал Ибн Раджаб в "Джами аль улюм уаль хикам", 2-125: "В любом случае, то, на чём собрал Умар сподвижников, и они обьединились вокруг этого в его время – истина без малейшего сомнения, даже если кто то после них им и противоречил… И это подобно тому, на чем он собрал людей в действительности тройного толяка, и запрете временного брака... и тому подобного"

И сказал он также в своей книге "Мушкиль аль ахадис аль варида фи анна таляку ас-саляс уахида": "Неизвестно чтобы кто-то в Умме противоречил в этом вопросе очевидным противоречием, ни хукмом, ни судейскими поставлениями, ни знанием, ни фетвой, и не произошло этого кроме как у крайне малейшей группы, и порицали их за это их современники предельным порицанием, и большинство из них прятали это, и не выявляли. Так как же будет единогласное мнение Уммы на прятании религии Аллаха, которую Он узаконил на языке своего Посланника, мир ему?!".

И сказал Ибн Роджаб в этой книге, опровергая тех кто считает такой таляк не произошедшим: "Не говорил такое слово ни один сподвижник и ни один табиин и никто из саляфов!"

См. "Сайр аль-хасс", Ибн аль Мибрада, 109 страница...

И смотри ослабление имамом Ахмадом, хадиса, который передается Ибн Аббасом, да будет доволен им Аллах, о том, что в эпоху Пророка и Абу Бакра тройной таляк был как один, в "Масаиль" аль-Кусаджа, 1149.

И у Ибн Батты есть книга, где он опровергает тех, кто сказал, что тройной таляк не действителен"

Источник: "Тахкык аль Ибана ас Сугра", 196-197.

Конец примечания].

 

 

_____________________________________

17 Последнее тюремное заключение по причине фатвы о запрете на путешествия к могилам.

 

Ибн Адбул-Хади пишет: «В 726 году, произошли разбирательства вокруг вопроса о путешествии и снаряжения в путь для посещения могил Пророков и праведников. Они добились от Шейха ответа на вопрос, на который он в принципе отвечал и ранее, ответ состоял в пояснении двух мнений в этом вопросе и приведении доказательств обоих сторон. Шейх по этому поводу говорил еще очень давно, в своей книге «Икътида ас-сирот аль-мустакъим» и др. где ответ был более ясный и подробный чем то, что они взялись осуждать.

 

Умножились разговоры, распространились сплетни по причине этого ответа, слова Шейха исказили, приписали то, что он вообще не говорил, поползла смута и усложнилось положение. Все стали переживать за Шейха из-за козней, которые плелись в Египте * и Шаме. Ослабло положение ранее сильных и влиятельных соратников Шейха, а другие побоялись что-то сказать в защиту… В Египте по этому поводу собралось собрание, они серьёзно подняли вопрос и перед Султаном выразили единогласное мнение о необходимости убить Шейха. Однако Султан с ними не согласился.

*[Ибн Касир пишет «В 718 году, на смену Маликитскому Судье Ибн Махлюфу, который умер, пришел Такъия-дин аль-Ахнаи…Этот судья в 725 году, запретил Шейху Шамсу-дину ибн Мари аль-Баълябаки, говорить в Египте в лоне того, что выражал Шейх Такъия-дин Ибн Теймийя в вопросе «истигъасы» (обращения за помощью к мертвым)…».

Книга «аль-бидая ва ан-нихая» 2\2162].

 

 

_____________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: