Пример организации семинара по психологии

Тема: «Я-концепция» личности

Цель: Показать, как теория работает в деятельности практи­ческого психолога.

План семинара:

1 часть (теоретическая). Общее представление о «я-концеп-пин»в современной психологии.

1.1.           Основные понятия: самосознание, «я-концепция», «я-образ», самооценка. Выступление1. 1.2        Функции «я-концепции» в жизни человека. Выступление 2.Основные функции «я-концепции»

1.3. Особенности «я-концепции» и значение их в работе практического психолога. Выступление 3.

2 часть (практическая). Методы изучения «я-концепции» личности в работе практического психолога.

2.1. Изучение содержания «я-концепции» личности. Выступ­ление 4.

2.2. Изучение особенностей «я-концепции» с помощью мето­дики «Личностный дифференциал». Выступление 5.Сопоставление результатов двух методик (групповое об­суждение). Вывод.

2.3. Обсуждение вопроса «Какие особенности «я-концепции»могут служить признаком психического неблагополучия?»

3 часть (заключительная). Преподаватель обобщает результа­ты, полученные в обсуждении и дает задание выполнить анало­гичное изучение «я-концепции», но уже взрослого человека.

 

 

В-35. Планирование учебного процесса; календарно-тем-ий план работы препод-ля психологии; конспект занятия по психологии.

Подготовка к занятиям начинается с составления учебно-тематического плана. Весь учебный материал разбивается на порции соответственно отведенным часам и видам занятий (лекции и практические). Целесообразно разбивку делать по два часа (пара). Это позволяет рационально спланировать время. Учебно-тематический план сначала составляется в расчете на дневное отделение. На его основе конструируются планы вечер­него и заочного отделений. Содержание плана дневного отделе­ния должно полностью входить в эти планы с той только разни­цей, что некоторые темы выносятся на самостоятельное изуче­ние.

Составление всего учебно-тематического плана (на семестр или даже учебный год) позволяет преподавателю подготовить не только аудиторный материал, но и продумать задания для самостоятельной работы, заранее предъявить студентам свои требования к их выполнению, указать сроки отчетности и дать необходимые консультации.

После того как учебно-тематический план готов, можно при­ступить к разработке конкретных тем. Прежде всего необходи­мо ознакомиться с изложением каждой темы в 2-3 учебниках и других источниках.

Целесообразно на основе изученного материала составить подробный план темы (не бойтесь большого количества пунктов плана).

Тематический план строится на основе учеб. программы и представляет собой конкретизацию форм учеб. деят-ти уч-ся или студ-тов, направленной на освоение предмета, а также уточнение объема учебного времени, форм контроля и оценки успеваемости.

Тематический план:

· Раскрывает послед-ть изучения разделов и тем программы;

· Демонстрирует распределение учеб. часов по разделам, темам и формам учеб. занятий (лекции, практические и лаборатор. занятия, самост. работа);

· Определяет сроки выполнения заданий по самост-му изучению матер-ла студ-ми;

· Определяет сроки выполнения письменных заданий студ-ми;

· Определяет сроки и формы контроля и оценки усвоения учебного матер-ла.

Тематич. план часто оформляется в виде таблицы, различается лишь форма ее в средних и высших уч. завед-ях. Школьный тематич. план содержит как минимум 4 столбца: 1. Тема, 2. Кол-во уроков, 3. Домашние задания, 4. Формы контроля и оценки. Вузовский тематич. план выглядит несколько иначе, поскольку в вузе существует больше разнообразных форм учеб. деят-ти: 1. Тема, 2. Лекции (кол-во часов), 3. Семинары (кол-во часов), 4. Лабоартор. работы (кол-во часов), 5. Самост-ая работа (кол-во часов или страниц).

При составлении учебно-тематического плана необход. предусмотреть какое кол-во уроков необходимо для изучения каждой темы, какие темы требуют закрепления в виде д/з, а какие нет, какие темы могут быть оставлены только на самостоятельное изучение, какие формы контроля будут использоваться. В кач-ве приложений в рабочую программу рекомендуется вкл. также планы семинарских и лаборатор. занятий, необход. методическое обеспечение, задания для самост. работы студ-тов, формы контроля знаний и умений студ-тов.

Например, план темы «Эмоции» может выглядеть так: 1.Определения эмоций.2.Функции. 3.Физиологические механизмы.4.                  Различные классификации эмоций и краткая характеристика десяти базовых эмоций.5.Чувства: определение, отличие от эмоций, виды.6.Основные теории эмоций (можно перечислить).7.Эмоциональные состояния: тревожность, фрустрация, ка­тарсис.8.Эмоции и поведение: агрессия.9.Связь эмоций с различными сторонами психики человека.10.Методы изучения и диагностики эмоций. 11.Развитие эмоциональной сферы личности.12.Эмоциональные нарушения и их коррекция.

Далее определяется, какие вопросы плана будут изложены в лекциях, какие на семинарских занятиях и на каком теоретическом и практическом уровне, а какие студенты будут должны изучить самостоятельно. В процессе подготовки к занятиям преподаватель обязан: -сформулировать темы, отводимые для самостоятельного изучения; -дать план (чтобы студенты не упустили существенные по­ложения темы); -указать соответствующую литературу; -указать сроки выполнения и форму отчетности.

Теперь можно приступить к подготовке содержания очеред­ной темы. Она начинается с просмотра научной и популярной литературы. Поскольку психологической литературы в настоя­щее время более чем достаточно, нужно научиться просматри­вать литературные источники и результаты фиксировать на спе­циальных карточках (или другим способом). Карточка готовится заранее. Это 'часть форматного листа бумаги. Просмотр со­держит определенные этапы: 1)     на карточке (в верхней части) фиксируются выходные данные книги (автор, название, место и год издания). Эту ин­формацию следует на карточке отделить чертой от последующе­го содержания; 2)чтение аннотации;3)просмотр оглавления (пункты плана, заинтересовавшие вас, следует отметить в карточке); 4)последовательный, быстрый просмотр книги (все, что по­
казалось интересным (теоретические положения, примеры, гра­фики, схемы и т.д.)) нужно фиксировать на карточке. Не забудь­
те указывать страницы.

При работе над темой полезно сделать выписки: формулиро­вок теоретических положений, отдельно примеров, имен ученых и их высказываний, содержаний научных экспериментов и др. Целесообразно эти выписки тоже делать на карточках. Обязательно найдите происхождение каждого термина. При подготовке занятия продумайте, что можно показать, изо­бразить на доске.

Следующей задачей преп-ля явл. подготовка учебных занятий – лекций, семинаров, практ. занятий, уроков, заданий для самост. работы. Методика проведения каждого из перечисленных видов занятий имеет свою специфику, что отражается на подготовке к ним. Задачами подготовительной работы преп-ля к занятию явл.: 1) определение целей занятия; 2) выбор знаний и умений, которые д/б изучены в ходе занятия; 3) подбор методов и приемов обучения; 4) разработка методов контроля и оценки успешности занятия; 5) планирование этапов занятия; 6) подготовка конспекта (плана) занятия.

Заключительным этапом подготовки к занятию явл. составление его конспекта. Оформление конспекта м/б разным в зависимости от вида занятий (лекций, семинаров, практ. занятий, уроков), однако его расположение на листе бумаги должно помогать преп-лю быстро и четко выделять наиболее важные методические аспекты занятия:

1.Формулировка цели занятия, а также знаний и умений, которые д/б усвоены при его выполнении;

2.Постановка задач, которые д/б решены при выполнении задания; 3.Хар-ка ср-в выполнения задания; 4.Хар-ка источников, которыми можно пользоваться при выполнении задания; 5.Примерная оценка времени, которое потребуется для выполнения задания; 6.Определение срока, к которому задание д/б выполнено, и места, куда оно д/б сдано; 7.Формулировка штрафных санкций за сдачу задания позже назначенного срока;8.Разраб-ка и формулировка критериев оценки выполненного задания.

 

В-36. Контроль и его место в учебном процессе. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Учет и оценка знаний по психологии.

В соответствии с Законом об образовании и типовыми положениями образоват. учреждения самостоятельны в выборе системы оценок, формы порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соотв-вии со своим уставом и с Законом РФ «Об образовании». Однако, существуют некоторые ограничения, касающиеся максимального кол-ва зачетов и экзаменов при промежуточной аттестации.

Так, в общеобразоват. уч. завед-ях чаще всего использ-ся традиционные формы промежут. аттестации в виде поурочных, четвертных, полугодовых и годовых оценок за выполнение ими контр. работ или устные ответы на поставленные вопросы. в средних спец-ых и высших уч. завед-ях использ-ся зачетные и экзаменационные формы проверки и оценки знаний и умений, которые проводятся обычно в конце учебного семестра.

В средних спец-ых уч. завед-ях кол-во экзаменов в процессе промежуточной аттестации студ-тов не должно превышать 8 за один учебный год, а кол-во зачетов – 10. Итоговая гос. аттестация выпускников сред. спец-ых уч. завед-ий осуществляется гос. аттестац-ми комиссиями.

Студенты вузов в рамках промежуточной аттестации в течение учеб. года сдают не более 10 экз. и 12 зач.

Проверка ЗУН осуществляется в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации студ-тов и уч-ся. Текущая проверка и оценка проводится в рамках учебных занятий по курсу, а ее формы и типы оценок определяются преп-лем. Промежуточная проверка и оценка проводится по итогам изучения всего всего учеб. курса, а ее формы и тип выставляемых оценок определяются уч. завед-ем. Это м/б контр. работа, тест, зачет или экзамен. Осущ-ет аттестацию чаще всего сам преп-ль проводивший уч. курс. Итоговая проверка и оценка осущ-ся в ходе аттестации, проводимой по завершении студентом всей образоват. программы. Ее формы и процедура определяются учеб. заведением; осуществляет итоговую аттестацию гос. аттестац-я комиссия.

Основные ф-ции проверки ЗУН в учебном процессе:

Ориентирующая. Т.е. текущая оценка дает уч-ся ориентир (обр. связь) с т. зр. того, насколько успешно он усвоил определенные ЗУН-ы, и т.о. способствует их корректировке и совершенствованию. Однако это происходит только в том случае, когда преп-ль не только выставляет отметку, но и содержательно характеризует рез-ты ответа уч-ся (студ-та) или выполнения им контр. задания.

Стимулирующая. Проверка и оценка во многих случаях явл. необходимым стимулом к изучению учеб. матер-ла студ-том (уч-ся). Систематичность проверки явл. стимулом к систематическому изучению предмета в ходе учеб. курса – в этом заключ. важная роль проведения текущей проверки и оценки.

Аттестационная (контролирующая). Данная ф-ция проявляется в выявлении ЗУН уч-ся, усвоенных ими на определенном этапе обучения. Это необходимо для определения их готовности к дальнейшему обучению или выполнению трудовой деят-ти. Контроль призван гарантировать достижение целей соотв-щей образоват. программы и кач-во образования.

При оценке знаний по психологии может использоваться два типа оценивания: нормативное оценивание или оценивание на основе распределения рез-тов.

Нормативное оценивание подразумевает оценку степени соответствия знаний уч-ся (студ-тов) определенным нормам усвоения, которые заранее устанавливаются экзаменаторами. При такой стратегии оценивания сущ-ют определенные эталоны знаний, к кот. стремятся уч-ся, и они могут их достичь. Т.о., больш-во студ-тов учебной группы могут получить отличные оценки. Однако, практика жегодного оценивания в целом приводит к кривой нормального распределения отметок, т.к. преобладание отличных отметок порой рассматр. как признак заниженного уровня требований, а преоблад. неудовлетворит-х и удовл-ных отметок – завышенного уровня требований экзаменатора.

Оценивание на основе распределения рез-тов. В американском образовании ее называют «оценкой на кривой». Под «кривой» подразумев-ся кривая распределения оценок, которые получили все студенты данного курса. Т.о., оценка и отметка одного студента зависит от отметок других. При такой стратегии оценивания нет строго фиксированных эталонов знаний, они меняются в процессе реального оценивания.

Планируя мероприятия по проверке и оценке знаний студ-тов, преп-ль должен заранее предусмотреть:

1. Какие критерии и показатели он будет использовать в оценке успеваемости студ-тов по учебному курсу;

2. Будет ли учитываться посещаемость занятий и активность студ-тов;

3. Как часто будет проводиться проверка знаний;

4. Какие виды и формы оценивания будут использоваться;

5. Какова будет длительность каждой проверочной процедуры;

6. Каким будет вклад каждой текущей оценки в итоговую оценку по всему курсу.

Виды проверки знаний при изучении психологии:  опрос и выполнение практических заданий.

Опрос/Практическое задание – устный и письменный; свободный и программированный (на широко или конкретно поставленный вопрос); индивидуальный и фронтальный (индивид-но с каждым студ-том или со всей группой); персональный и экспертный (проверка с одним или с группой экзаменаторов); однократный и распределенный по времени.

 

 

В-14. Старшеклассник как субъекты учебной деятельности

  Старшеклассник (период ранней юности с 14—15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения - гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается с стремлением к автономии, правом быть самим собой. Большое значение в этом возрасте имеют дружба, доверительные отношения. Дружба представляет для юношей и девушек одну из важнейших форм отношений, часто дополняясь, а иногда заменяясь всем многообразием отношений любви.

В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, как врач, педагог, исследователь, но и конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны.

Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность в самоопределении (Л.И. Божович) не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассника, но иногда и определяет ее. Это относится прежде всего к выбору учебного заведения, классов с углубленной подготовкой, игнорированию предметов того или иного цикла: гуманитарного или естественно-научного.

Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний и имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность — средство реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.

Важнейшее психологическое новообразование данного возраста — умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника (Д.И. Фельдштейн). Она сама становится средством реализации этих планов, все более явно «уходя» от положения ведущей деятельности.

Готовность учащегося к профессиональному и личностному определению включает систему ценностных ориентации, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания.

Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это еще в большей степени как бы подчиняет учебную деятельность более важной цели — будущей профессиональной или профессионально ориентированной деятельности.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: