Теоретическая справка к теме

 «Мужские и женские роли в семье»

Различия между мужчинами и женщинами столь очевидны, что обсуждение этого вопроса часто выпадает из сферы изучения межличностных отношений. Хотя мужчины и женщины принадлежат к одному биологическому виду и у них много общего, все же они отличаются друг от друга по ряду важных характеристик: физиологических, психологических, социальных. Мужчины и женщины живут как бы в параллельных мирах. У них разные интересы и темы разговоров. Они по-разному чувствуют и по-разному думают. У них разные сферы деятельности и разные способы самореализации. В какой-то степени разделение обусловлено биологическими параметрами, но в большей степени - полоролевыми социокультурными стереотипами.

Пол - биологическая характеристика человека. Пол - важнейшая характеристика человека. Генетическая основа того, что люди называют полом, возникает уже в момент оплодотворения. Это происходит из-за того, что одна из 23 пар хромосом - называемая половыми хромосомами- получает либо Х-хромосому и возникшая комбинация XX будет означать появление существа женского пола, либо 23-я пара будет иметь вид ХУ, ведущая к появлению существа мужского пола. Таким образом, пол человека определяет всего одна хромосома.

Следовательно, библейский миф о создании человека далек от истины. Вспомним, в Библии говорится: «И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева». То есть утверждается, что мужчина появился раньше женщины, тогда как ученые доказали: «Базовая матрица человеческого тела и ума - женская. Все мы начинаем свою жизнь девочками: 22 пары хромосом (аутосом) несут женские коды и лишь в 23-й паре хромосом - половых может содержаться У-хромосома отца - мужской генетический код».

После получения Х- или У- хромосомы, решающим фактором становится выделение мужских или женских гормонов. Когда гормоны начинают проникать в мозг зародыша, в нем начинают развиваться те структурные и функциональные изменения, которые характерны для мужского и женского мозга. Мужской гормон - тестостерон- и женские гормоны - эстрон, эстриол, эстрадиол- начинают вырабатываться в развивающемся организме задолго до рождения, что оказывает серьезное влияние на весь организм ребенка, формирование характера и способностей человека. У девочек идет более быстрое развитие скелета, но мальчики при рождении оказываются длиннее и тяжелее. На 105 мальчиков при рождении приходится 100 девочек.

После рождения ребенка половых гормонов вырабатывается столько, чтобы ребенок мог нормально физически и психически развиваться в соответствии со своей половой принадлежностью. Вместе с другими факторами это определяет различия в поведении, направленность интересов и склонностей мальчиков и девочек. Это становится особенно заметным во время подросткового созревания. Вырабатываемые гормоны влияют не только на формирование физических признаков пола, но и на мозг.

Ученые установили, что некоторые способности человека базируются на врожденных чертах, имеющих значение для выживания в древних человеческих сообществах. Мужчины, как правило, могут делать только одно дело в одно время, тогда как женщины - несколько дел одновременно. Это позволяет мужчинам более полно сконцентрироваться на выполнении одной задачи и закрепляет четкую специализацию мозга за отдельными функциями (правое полушарие мозга, например, отвечает за математически действия, а левое - за речевые). У женщин такая специализация менее выражена. При повреждении мозга (в результате несчастного случая или болезни), мужчина, как правило, утрачивает часть мыслительных способностей, а женщина - нет, так как продолжает использовать другое полушарие.

Особенности организации мозговой деятельности привели к тому, что женщины лучше приспосабливаются к любой ситуации, а мужчины в случае дискомфорта выходят из ситуации, находя новое решение. Поэтому мужчины охотнее берутся за выполнение новых задач, требующих поиска, а женщины лучше доводят решение знакомых задач до совершенства.

Поэтому мы можем говорить, что умственные способности мужчин и женщин равноценны, но не одинаковы и проявляются по-разному. Особенно заметны различия мужчин и женщин в языковых и математических способностях. Например, в словарном запасе, речевой активности, в ясности речи девочки опережают мальчиков. Анализ речевого поведения показывает, что при совместном общении мужчин и женщин также проявляются различия. Мужчины чаще прерывают высказывания женщин. Женщины же чаще проявляют готовность уступить слово. Мужчинам свойственно делать безапелляционные и категоричные высказывания, не терпящие возражений. Женщины более демократичны в высказываниях и начинают свои высказывания со слов «Я думаю, что...» или «Не правда ли...».

Зато мальчики опережают девочек в точных науках, так как они способны к большей концентрации на поиске правильного ответа. Кроме того, при решении логических задач присутствует элемент соревнования, что для мальчиков важнее, чем для девочек.

Таким образом, физиологические и вытекающие из них психологические различия между полами обеспечивают развитие и совершенствование человеческого вида (эволюцию). Если бы физиологические и психологические различия между полами стерлись, эволюция была бы невозможной. Оба пола играют в этом равноценную роль.

Подведем некоторые итоги. Мы рассмотрели биологическую основу того, что называется полом. Сейчас мы можем сказать, что мужчины и женщины отличаются друг от друга по ряду важных биологических характеристик. Набор хромосом, биологический статус определяют многие поведенческие характеристики. Мужчины более агрессивны, женщины более тактичны. У мужчин более развито пространственное мышление, а у женщин - гуманитарный склад ума. Женщины проявляют больше способности к гуманитарным, мужчины - к естественным наукам. Для женщины более характерна пассивность, а для мужчины - физическая активность. И существующее положение вещей обеспечивает выживание и эволюцию человека. Но самое главное - женщина приспособлена к вынашиванию и выкармливанию детей. Этот факт стал определяющим в эволюции человека со времен первобытнообщинного строя и по сей день.

Приложение 13.

Теоретическая справка к практическому занятию

 «Планета мужчин и женщин»

Причины и этапы формирования гендерных стереотипов. Существует немало научных теорий, объясняющих возникновение различий в общественно-значимых функциях, которые выполняли мужчины и женщины (гендерные роли). Все они основываются на том, что в первобытном обществе мужчина, превосходящий женщину в силе, мог охотиться (добывать пищу) и защищать племя от диких зверей и враждебных племен. Женщина, рожая, выкармливая и воспитывая детей, не могла вести такой активный образ жизни, но это гарантировало продолжение рода и воспроизводство племени. Следовательно, она была зависима от мужчины и должна была подчиняться ему. Хотя мужчина тоже участвовал в процессе воспроизводства потомства, его роль в этом процессе была ограниченной. Поэтому за мужчиной закрепилась роль добытчика и защитника, а за женщиной - матери и хранительницы очага. Только такое разделение ролей гарантировало выживание рода.

Изначально роль мужская и женская имели одинаково важное значение для жизни общества, были обусловлены реально обоснованными причинами и не определялись как престижные или не престижные, а были естественными и важными. Это разделение ролей также накладывало отпечаток и на склад характера человека. Так, в обязанности мужчин входили охота и защита женщин и детей, мужчины всегда должны были быть «начеку» и предвидеть опасность, исходящую из внешнего мира. Поэтому недоверчивость мужчин была вполне нормальным явлением. Женщины же, напротив, должны были доверять мужчинам, всецело полагаясь на них, и поэтому доверчивость как черта характера закрепилась у большинства женщин. Подобным же образом можно объяснить и высокую степень агрессивности у мужчин и низкую - у женщин. Ведь для того, чтобы успешно выполнять возложенную на него гендерную роль защитника и охотника (кормильца), мужчина должен был всегда иметь боевой настрой и стремление побеждать. Чрезмерная доброта и мягкость привели, скорее всего, к гибели рода. А женщина, напротив, для того, чтобы выносить и выкормить ребенка обязана была постоянно поддерживать и развивать в себе такие качества как чуткость и доброта. Ведь жестокость в женщине привела бы либо к снижению рождаемости, либо к младенческой смертности.

Таким образом, изначальное разделение ролей между полами было обоснованным реальными обстоятельствами жизни. Это обеспечивало выживание всего племени. Подобное распределение ролей привело к формированию таких черт характера, которые способствовали успешному выполнению своих полоролевых функций. Мужские недоверчивость и агрессивность, так же как и женские доверчивость и мягкость были своего рода проявлением инстинкта самосохранения, который помог выжить первобытному человеку. Но вместе с тем подобное разделение обязанностей заложило основы того, что мы называем гендерными стереотипами. С течением времени ситуация радикально изменилась, и фактически не существует причин для того, чтобы один пол доминировал над другим и имел больше преимуществ в карьере и обществе. Но так как стереотипы - один из способов упрощения процесса мышления, то их влияние на жизнь общества очень сильно.

На начальной стадии развития общества распределение обязанностей мужчин и женщин никак не сказывалось на статусе человека. Со временем началось распределение собственности и власти, и за женщинами, которые не участвовали в охоте и войнах, а следовательно - в переделе власти, закрепилось подчиненное положение. В ходе истории отношение к женщинам менялось. Они были добычей, рабынями, собственностью. Мужчины любили женщин, вступали из-за них в войны. Но в то же время боялись и презирали их. Средние века были отмечены варварским отношением к женщинам, на протяжении пяти веков женщин обвиняли в колдовстве и сжигали их на кострах, что продолжалось вплоть до XVIII в.

Современное общество и гендерные стереотипы. С самого раннего возраста девочкам каждый день объясняют, что основная обязанность женщины - материнство и работа по дому, тогда как мальчиков приучают к мысли о том, что настоящий мужчина должен зарабатывать деньги, чтобы содержать семью. Мальчикам прививается желание быть лидером. Мальчик, чтобы почувствовать себя в полной мере мужественным, должен выделять себя из других и осознавать свое отличие от других, чего не приходиться де лать девочке. В итоге за более высокое место на социальной лестнице мужчины расплачиваются тем, что они вынуждены все время доказывать свою мужественность, которая дает право доминировать в обществе. Подобное воспитание приводит к тому, что у детей уже в дошкольном возрасте существуют стереотипы относительно выбора профессии. Исследования социологов показали, что большинство российских юношей и девушек считают, что существуют типично мужские (шахтер, военный, математик, пожарный, политик, предприниматель) и типично женские профессии (секретарь, швея, прачка, стюардесса, няня, учитель, продавец), - а также, что неприемлемо заниматься нетрадиционной для своего пола работой.

Так американский социолог Н.Дж.Смелзер пишет, что девочки воспитываются в духе подчинения и приспособления к обстоятельствам (конформизма). Их хвалят за послушание, и до определенного возраста они учатся лучше, чем мальчики. По мере взросления девушки сталкиваются с тем, что «идеал женственности», которому они старались соответствовать, оказывается в противоречии с необходимостью чего-то достичь в жизни. К тому же, страх «отпугнуть» потенциальных партнеров по общению из числа юношей приводит к тому, что девушки в общении с противоположным полом ведут себя глупее и инфантильнее, поскольку это необходимо, чтобы ее считали женственной. Таким образом, психологические стереотипы, традиции и обычаи многовековой давности и уже мало сообразующиеся с реальной действительностью никуда не исчезли. Лишь небольшое число современных девушек считают, что в жизни им достаточно заниматься одним только домашним хозяйством и семьей, большинство девушек ориентированы на получение образования и активную профессиональную деятельность. В то же время опрос показал, что большинство юношей-сверстников искренне считают, что «место женщины - в доме».

Но стереотипы влияют не только на профессиональный выбор, но и на психологическое состояние человека. Мальчиков учат быть мужественными, а девочек - женственными. Для девочек такое обучение естественным образом связано с подражанием поведению своей матери, под чьей опекой проходит детство и девочки, и мальчика. Для мальчика процесс обучения мужественности более противоречив, потому что он вынужден вырабатывать в себе представление о мужественности преимущественно в отсутствии занятого работой отца. Для мальчика понимание о мужественности проходит через этап «отрицания в себе женственности», так как у него мало возможности копировать поведение отца. То есть, с момента рождения мальчикам и девочкам прививаются определенные социальные установки. Таким образом, девочки и мальчики перенимают социальные роли в разных условиях. Девочка - идентифицируя себя с матерью, а мальчик - противопоставляя себя ей.

Типичные наборы женских и мужских качеств получили название мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности). Рассмотрим некоторые гендерные стереотипы, которым подвержены современные люди. Сила этих стереотипов такова, что те или иные черты характера часто приписываются людям в зависимости от пола, даже если мы не знаем этих людей.

Интересно, что в современном обществе большинство свойственных типичному мужчине черт оценивается более позитивно, чем большинство типично женских черт. Это характерно и для мужчин, и для женщин - и те, и другие хотели бы обладать чертами маскулинности в большей степени, чем чертами фемининности.

Соответствие гендерным стереотипам является достаточно трудным процессом. От мужчин ожидается, что они будут сильны физически, эмоционально и умственно. Следствием этого стереотипа является то, что от мужчин требуется отрицание боли, а зачастую даже - отказ от медицинской помощи. С другой стороны, подразумевается, что мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить эмоциональные трудности без помощи со стороны. К тому же, мужчина постоянно находится под давлением стереотипа успешности (статуса). Он должен зарабатывать деньги, делать карьеру ведь стремление к достижениям один из показателей мужественности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: