Тема занятия: «Ты помнишь меня? Я бываю и таким. »

Встречу начинает тренер со слов приветствия, например: “Здравствуйте. Мне приятно вновь видеть вас на нашем тренинге. Я надеюсь, что вы пришли в хорошем настроении и настроены на дальнейшую работу. И так мы начинаем нашу встречу взаимными приветствиями”.

1. “Приветствие”. Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому обращаетесь (о них мы говорили на предыдущем занятии) или, если забыли, сделайте комплимент. Разумеется, обращение начинается с имени, которое написано на визитке данного человека. Пример такого приветствия: "Здравствуй, Алеша, я рад тебя видеть! Я помню, что твоей отличительной чертой является принципиальность".

2. Сейчас давайте вспомним правила нашего тренинга:

• Правило активности.

• Правило искренности.

• Обсуждению подлежит только то, что происходит "здесь и сейчас".

• Правило конфиденциальности.

• Правило конструктивной обратной связи.

• Персонификации высказываний.

• Правило уважения к говорящему человеку.

Соблюдение этих правил необходимо для достижения цели тренинга и создания комфортной психологической атмосферы.

Проверка домашнего задания. Каждый из участников должен рассказать о своем рисунке и обязательно проговорить свои чувства. Хорошо, когда негативные чувства трансформируются в позитивные. В этом случае можно говорить о положительной динамике.

3. “Мои сильные стороны”. У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. Сейчас в течение 5 минут вы составите список своих сильных сторон. Вы можете также (в стороне), отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотели выработать их в себе.

Затем каждый по кругу озвучит свои записи и комментарии к ним. Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких "но..." и т.п. Учащиеся могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Может быть, значительная часть отведенного времени пройдет в молчании. Если вы не хотите объяснять, почему считаете те или иные качества своей точкой опоры, сильной стороной, вы можете отказаться. Достаточно того, что вы сами в этом уверены.

4. “Волшебный магазин”. Если вы помните, то на предыдущем занятии вы определяли свои сильные и слабые стороны личности. Вспомнили? Теперь представьте себя в волшебном магазине, где продавец волшебник и где в обмен на те качества (ум, смелость, честность, или лож, лень, занудство, равнодушие и т.п.), которые вы считаете в избытке, или те, от которых вы хотели бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нужные для себя.

Продавец. Добро пожаловать! Здесь вы можете получить все, чего вы хотите от жизни. Но есть одно условие: за выполнение каждого желания вы должны отдать что-либо или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может сказать, чего он хочет. Я задам ему только один вопрос: Что ты отдашь за это?. Он должен решить, готов ли он отдать что-либо, и что именно это будет.

В заключении мы обсудим, что каждый из нас пережил, поделимся своими ощущениями от упражнения, обменяемся мнениями по вопросу: Любое ли человеческое качество ценно?

5. Дискуссия. Вашему вниманию предлагается притча “Ворона и павлин” Носсрата Пезешкиана. Пожалуйста, прослушайте внимательно.

В парке дворца на ветку апельсинового дерева села ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: “Кто помог такой нелепой птице появиться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной! Взгляните только, какие у нее безобразные ноги, а ее оперение - что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не стала носить. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица”, ворона замолчала, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: “Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, так что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом же деле, я - все что угодно, только не гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, потому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего нравиться людям.

Каково Ваше впечатление? Кому вы больше симпатизируете павлину или вороне?

При выполнении этого задания человеку необходимо аргументировать принятую им сторону. В заключении тренеру следует отметить, что с данным поведением мы встречаемся в настоящей жизни и играем такие же роли. Обязательно нужно подчеркнуть мораль притчи (в идеале участники группы должны сами проговорить мораль).

6. “Приятный цвет”. Здесь приготовлены карточки разного цвета. Посмотрите внимательно на них и выберите цвет, который вам нравиться в данный момент. Не обязательно выбирать цвет, который вам вообще нравиться. Сконцентрируйтесь на тех переживаниях, которые приносит вам цвет здесь и сейчас. Возьмите выбранный цвет в руки и сконцентрируйтесь на нем.

Теперь по кругу расскажите, пожалуйста: Какие эмоции, ощущения вызывает у вас выбранный вами цвет? С какими образами он у вас ассоциируется?

7. Игра “Счет до десяти”. Все становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу “начали” следует закрыть глаза, опустить голову вниз и сосчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать вы будете по очереди. Кто-то “один”, другой - “два”, третий - “три” и т.д. Однако в игре есть правило: слово должен произносить только один человек и каждый, у кого число делится на 3, должен выйти из круга. Если два человека одновременно выйдут или кто-то выйдет неправильно, счет начинается сначала. Все ясно? Начинаем?

8. “Чемодан”. Сейчас один человек выходит из комнаты, а остальные начинают “собирать ему в дальнюю дорогу чемодан”. В этот “чемодан” складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, т.е. те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке.

Но обязательно “отъезжающему” напоминают о том, что будет мешать ему в дороге, т.е. о его отрицательных качествах, с которыми ему необходимо расстаться, чтобы его жизнь стала более приятной и продуктивной. Поэтому нам необходимо выбрать “секретаря”, который на листе бумаги будет записывать для каждого (вышедшего из комнаты) все положительные и отрицательные качества, названные группой.

Мнение того или иного участника должно быть поддержано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается “секретарем” в лист участника. При наличии возражений, сомнений лучше воздержаться от записи, но если кто-то очень настаивает, можно вписать, но с указанием автора особого мнения. Для хорошего “чемодана” нужно не менее 5-7 характеристик, как положительных, так и отрицательных.

Затем участнику, который выходил из комнаты, зачитывается и передается составленный список. У него есть право задать любой вопрос, если что-то не совсем понятно из того, что записал “секретарь”. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не получат свой “чемодан”.

9. Игра “Скульптура”. Группа делиться на две части. Одна должна “выполнить” скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая - человека без чувства собственного достоинства. Фигура “лепиться” из одного участника, остальные придают необходимую позу, “создают” ему мимику. Каждая подгруппа выбирает “экскурсовода”, который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает, остальные могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

10. “Маленькие радости”. Ученые утверждают, что секрет управления стрессом лежит в способности время от времени позволять себе приятное без чувства вины. Поэтому сейчас вам необходимо подумать и написать 3-5 (или более) своих маленьких радостей.

При обсуждении: “Как легко вам было придумать маленькие радости? Как часто вы их проделываете (применяете на практике)?”

11. Подведение итогов. См. раздел “Первое занятие”, упражнение 12.

12. “Откровенно говоря”. См. раздел “Первое занятие”, упраж. 11.

13. “Прощание - шарик” См. раздел “Первое занятие”, упражнение 13.

Занятие 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: