Особенность российского современного рынка товарной рекламы также заключается в бурном росте директ-мейл. А первые агентства по прямой почтовой рассылке в России появились еще в XIX в.
Возрастающая роль прямой почтовой реклахмы объясняется тем, что она имеет существенные преимущества перед другими видами рекламы:
■ высокая избирательность целевой аудитории. Этот вид рекламы нацелен не на абстрактного читателя, зрителя, слушателя, случайного прохожего, как это имеет место в случае традиционной медийной рекламы, а на конкретные лица и конкретные компании. Письма с рекламными материалами рассылаются по заранее специально подобранным адресам. И информация доводится до точно выбранной и известной аудитории (процент бесполезной аудитории сводится к минимуму);
ш прямой и диалоговый характер коммуникаций с аудиторией (возможность обратной связи). Можно непосредственно и оперативно информировать потенциальных потребителей о любых изменениях предложения и реагировать на пожелания клиента;
|
|
ш простая измеряемость эффективности рекламной кампании (проанализировать результаты рекламной кампании можно достаточно легко и точно по количеству откликов и заказов). Оценить эффективность других видов рекламы сложнее, и точность их оценки меньше;
ш директ-мейл сравнительно недорога, несмотря на то, что из расчета на одного клиента ее стоимость высокая;
ш конфиденциальность. Использование директ-мейл желательно, когда нужна коммуникация личного конфиденциального характера, если надо, чтобы о предложениях не узнали конкуренты или рэкет;
ш индивидуальный характер обращения, повышающий эффективность рекламы (Д. Карнеги писал: «Самым сладким словом для человека является его имя»). Это самая личная форма реклахмы, за исключением телефонной. Люди любят получать письма, и если адресат выбран правильно, почтовое отправление будет воспринято доброжелательно;
Глава 7. Директ-мейл
т нет конкуренции с другой рекламой, как это происходит на радио, телевидении, в прессе. Директ-мейл не имеет отвлекающего информационного фона, присущего другим средствам рекламы;
ж свобода формы (такая реклама не ограничена ни форматом, ни объемом, ни материалОхМ, ни процессом изготовления);
т неограниченность объема информации. Директ-мейл может дать более полную и подробную информацию, чем другая реклама;
ш запоминаемость (установлено, что запоминается до 80% почтовой рекламной информации);
ш эффективность. До 70% присылаемых писем прочитывается. Кроме того, прямая почтовая реклама в большей степени побуждает к действию, чем другие виды рекламы;
|
|
ш гибкость. Предложения можно менять в зависимости от того, кому они предназначены;
■ в отдельных районах директ-мейл -— практически единственная возможность выхода на потребителя (где нет прессы, ТВ, радиовещания).
К недостаткам директ-мейл относятся следующие ее особенности:
■ необходимость большого количества издаваемых материалов; ж сложность определения целевого списка адресатов; ш небольшая аудитория; ж высокая стоимость одного рекламного контакта.
Когда целесообразно использовать директ-мейл? В целом директ-мейл — это наиболее эффективный канал связи с конкретным известным потребителем. Ее адресатами хмогут быть как массовые потребители (частные лица), так и деловые партнеры (предприятия, фирмы).
Прежде всего прямая почтовая реклама в силу своих особенностей является инструментом бизнес-рекламы (Ь2Ь). Например, если надо продать токарные станки, технологическую линию или доменную печь. Использование других средств рекламы в этих ситуациях нецелесообразно, так как сопряжено с большим бесполезным тиражом. Реклама дерево-
Организация рекламной кампании с помощью директ-мейл 149
обрабатывающих станков, размещенная в газете «Аргументы и факты», вряд ли себя окупит.
С помощью директ-мейл можно продвигать оборудование и материалы для.'рекламного бизнеса, осуществляя направленные рассылки в рекламные агентства, разного рода услуги для бизнеса и пр.
Реже этот вид рекламной коммуникации используют для продвижения потребительских товаров и услуг (в сфере Ь2с). Чаще всего это делают, когда круг потребителей достаточно узок, а товар дорогой. Тогда это себя оправдывает, так как один рекламный контакт с потребителем у директ-мейл дороже, чем у других видов рекламы.
Так, можно послать проспекты потенциальным покупателям яхт, живущим на Рублевке, или предложение о покупке дорогого тура на Тибет стоимостью 3000 долл., если точно известны адреса возможных будущих клиентов (есть списки интересующихся буддизмом, эти люди выписывают определенные книги, подписываются на соответствующие журналы, посещают специальные мероприятия).
Иногда директ-мейл используют и в том случае, если надо охватить жителей определенного географического района.
И только крупные фирмы могут себе позволить продвигать массовую продукцию на большой территории средствами почтовых рассылок
К прямой почтовой рассылке целесообразно прибегать и для коммуникаций с постоянными клиентами при осуществлении программ лояльности (сообщений о спецпредложениях, приглашений на мероприятия, презентации и пр.) в ресторанной, туристской и других областях. Поводом для обращения к постоянному клиенту может быть и поздравление его с днем рождения, праздниками. Хороший повод и собственные знаменательные даты, юбилеи, связанные с деятельностью фирмы-заказчика.
7.2. Организация рекламной кампании с помощью директ-мейл
Прямая почтовая рассылка может быть как элементом комплексной рекламной кампании, так и проводиться в форме са-
Глава 7. Директ-мейл
мостоятельной рекламной кампании. В комплексной рекламной кампании она должна проводиться спустя некоторое врехмя после ввода печатных, теле- и радиореклам, т.е..время-печатных, теле- и радиореклам должно немного опережать отправку директ-мейл (ДМ). Это повышает реакцию читателей на прямую почтовую рекламу на 50% и более. Например, об открытии нового кафе можно рассказать сначала в местной газете, а затем через рассылки.
Рассмотрим основные этапы разработки и проведения рекламной кампании посредством прямой почтовой рассылки.
Проведение рекламно-маркетинговых исследований. С рекламно-маркетинговых исследований должна начинаться подготовка любой рекламной кампании, в том числе ДМ-акции. Их основными направлениями являются изучение характеристик потребителей, рекламируемого товара и конъюнктуры рынка.
|
|
На основании полученной информации определяют цели рассылки, целевую аудиторию потребителей (поводят сегментирование, т.е. выявление наиболее важных групп потребителей, объединенных по общему признаку) и характер рассылаемых материалов.
Определение цели рассылки. Традиционной страте-, гической маркетинговой целью подавляющего большинства рекламных кампаний с помощью директ-мейл являются формирование спроса на товар и стимулирование его сбыта. А конкретные цели таких рекламных кампаний могут быть сформулированы, например, так:
т информирование о новых потребительских товарах (услугах);
т внедрение, развитие новых вкусов, предпочтений;
ш стимулирование продаж;
т информирование потенциального покупателя о месте продажи (в магазине, на выставке, в офисе);
ш подготовка благоприятной атмосферы для визита вашего кохммерческого представителя;
ш исследование реакции на небольшие пробные партии новых товаров;
т тестирование цены, упаковки, выявление приверженцев новых товаров;