имеют один знак обслуживания, зарегистрированный для все-; го комплекса услуг. У производственных фирм бывает как один товарный знак, так и несколько. Десятки и даже сотни товарных знаков имеют фирмы, производящие товары массового спроса (парфюмерию, бытовую химию, прохладительные и спиртовые напитки). Такие фирмы имеют обычно еще и общий фирменный товарный знак, зарегистрированный на всю продукцию.
Регистрация товарного знака осуществляется государственным патентным ведомством. После регистрации исключительное право владельца на использование товарного знака обеспечивается правовой защитой со стороны государства. Это помогает уберечь обладателя от недобросовестной конкуренции.
Первое употребление товарного знака в любом тексте (статье, пресс-релизе, рекламе) необходимо снабжать примечанием (надписью, объясняющей принадлежность знака предприятию). Кроме такого примечания зарегистрированный товарный знак надо снабжать (по крайней мере, при первом употреблении) специальным значком -уведомлением R в круге, ТМ или иным, принятым в стране, где продается товар.
Если товарный знак зарегистрирован в нескольких начертаниях (например, стилизованном и обычном), то на товар нано7 сят более образное и запоминающееся стилизованное название. При этом надо помнить, что товарный знак не склоняется.
8.3. Применение фирменного стиля и его носители
После того как для компании или ее конкретного товара разработаны необходимые элементы системы фирменного стиля, можно приступать к следующему этапу. Теперь, используя фирменный знак, фирменные цвета, шрифты, фирменный блок и прочие составляющие, необходимо задавать фирменный стиль практически на всем, что, так или иначе, имеет отношение к деятельности компании. Разнообразные носители фирменного стиля можно разделить на следующие классы.
1. Реклама (все ее формы: реклама в прессе, телевизионная, наружная, полиграфическая, сайт в Интернете, оформление за-
Применение фирменного стиля и его носители 187
лов пресс-конференций, стендов выставок, сувенирная реклама, упаковка и т.д.).
2. Элементы делопроизводства, представительская продукция; печать компании, фирменные бланки для деловых писем (международной переписки, коммерческих писем, внутренней переписки и т.д.), бланки для приказов, инструкций, распоряжений, фирменные папки для деловых бумаг, фирменные блоки бумаг для записей, конверты, ежедневники, записные книжки и пр.
3. Бухгалтерские и учетные документы, пропуска сотрудников, визитные карточки, удостоверения, значки стендистов, бэйджи.
4. Элементы служебных интерьеров и экстерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки. Нередко весь интерьер и даже фасад здания оформляются в фирменных цветах (как, например, главный офис Сбербанка России).
5. Другие носители: одежда сотрудников, фирменное рекламное знамя, односторонний и двусторонний вымпелы, фирменная упаковочная бумага, ценники, ярлыки, пригласительные билеты.
Безусловно, для каждого бизнеса есть свои основные носители фирменного стиля. Масштабность и конкретное наполнение пакета носителей зависят прежде всего от специфики деятельности компании и бюджета, выделяемого на рекламу
У компании, производящей продукты массового потребления, главные носители фирменного стиля —- это реклама, упаковка, POS-материалы, у финансовых корпораций и банков — это деловая документация, в ресторанном бизнесе — оформление фасада здания и элементы интерьера, меню, приглашения. В туристском бизнесе ~— это множество позиций: реклама, деловая документация, сувениры, оформление номеров, униформа персонала, бэйджи, полотенца, салфетки, карандаши и ручки в номерах гостиниц, абажуры, постельное белье, даже дверные ручки и рамы, (как в отелях Hilton).
Но во всех случаях единый стиль, его идея должны рефреном проходить во всех используемых видах рекламной и информационной продукции на всем протяжении существования компании. Ведь даже такие незначительные «фирменные» предметы, как карманный, настенный, настольный календари, блокнот, ручка, флажок на столе, оказывают благотворное влияние
Глава 8. Фирменный стиль
на клиентов и персонал. Эмоциональная сила дизайна очень велика, поэтому элементы фирменного стиля надо как можно чаще транслировать в окружающий мир на всех возможных носителях.
Желательно не вносить никаких изменений в фирменный стиль на всем протяжении деятельности компании. Компания Coca Cola свой стиль не меняла более 100 лет. Но все же иногда стиль корректируют или меняют. Так, Shell, KitKat, LG изменяли некоторые черты фирменного стиля, у «Билайн», МТС, РЖД появились новые концепции стиля.
Основными поводами для изменения фирменного стиля могут быть:
ш изменение направления деятельности компании;
т изменения моды;
ш изменения во внешней среде;
ш преобразования в организационной структуре кохмпании;
ж недостатки в существующем стиле.
Если изменения в фирменном стиле значительные, то они должны сопровождаться мощной ПР-кампанией, иначе эти изменения могут повлечь за собой то, что компанию некоторое время не будут узнавать. Это негативно отразится на бизнесе.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие функции выполняет профессионально разработанный фирменный стиль?
2. Каким основным критериям должен отвечать товарный знак?
3. Проанализируйте фирменные знаки ряда компаний в какой-либо сфере бизнеса. Какие «заштампованные» элементы вы заметили?
4. Что может быть положено в основу идеи фирменного стиля?
5. Какие факторы следует учитывать при выборе фирменных цветов?
6. Сформируйте набор основных носителей фирменного стиля для страховой компании.
7. Из каких основных элементов состоит паспорт стандартов фирменного стиля?
8. Как соотносятся понятия «фирменный стиль» и «брендинг»?
Глава 9