Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков

ВВедение

 

Область применения методических указаний

Методические указания учебной дисциплины являются частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям

230401 Информационные системы (по отраслям)

250407 Технология лесозаготовок

270843 Монтаж, наладка и эксплуатация

электрооборудования промышленных и гражданских зданий

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой

 

Методические указания учебной дисциплины могут быть использованы   в дополнительной профессиональной подготовке (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть

 

код Наименование компетенции Уровень усвоения
ОК 2. . Организовывать собственную деятельность 2
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития 2
ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий.   2
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.   2
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.   2
ОК 8  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.   2
ОК 10 Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учѐтом межкультурных и этнических различий 2

 

1.4 Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

 

 

В результате изучения дисциплины студенты выполняют одну домашнюю письменную     контрольную работу и сдают зачет по дисциплине.

 Контрольная работа выполняется в установленные графиком сроки в тетрадке 12 – 18 листов, на обложке которой студенты указывают фамилию, имя, отчество, шифр (номер личного дела), номер группы, название дисциплины, вариант контрольной работы, домашний адрес, место работы.

Контрольная работа должна быть написана чернилами или представлена в печатном виде, грамотно, разборчиво, без сокращения слов, с полями для замечаний рецензента.

Прежде чем преступить к выполнению контрольной работы, студент должен внимательно ознакомиться с заданием по своему варианту.

Ответ на теоретический вопрос должен быть конкретным, полным, содержать элемент анализа, завершаться выводом. Переписывание текста учебника и учебного пособия не допускается.

В конце работы указывается перечень использованной литературы, дата выполнения работы и личная подпись.

Объем контрольной работы не должен превышать 18  листов. Необходимо оставить 1 – 2  чистых листа для рецензии преподавателя.

Качество контрольной работы оценивается по тому, как правильно и самостоятельно даны ответы.

Получив контрольную работу после проверки, студенты должны внимательно ознакомится с рецензией преподавателя, доработать ответы с учетом замечаний. Незачтенная контрольная работа выполняется студентом повторно с учетом рекомендаций рецензента и высылается в техникум вместе с незачетной работой на проверку преподавателю.

Контрольная работа выполняется по варианту, которой зависит от шифра студента (номер личного дела). Вариант определяется по последней цифре шифра.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 70
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 12
в том числе:  
контрольные работы  
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 58
в том числе:  
Работа с литературой Составление схемоконспектов Работа с модулями Написание контрольной работы  

Итоговая аттестация в форме - зачета 

 

 

 



Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов Уровень освоения
1

2

3 4

Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

Содержание учебного материала

3

2

 

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как умение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Я зык философии   2

Самостоятельная работа обучающихся: Организация собственной деятельности при написании сочинения-рассуждения «Философия и ее роль в обществе»

 

1
Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени

 

   

Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков

Содержание учебного материала

9

3

 

Античная философия (от мифа к Логосу. Гераклит и Парменид. Сократ и Платон, система Аристотеля. Демокрит и Эпикур, циники, стоики и скептики. Философия Средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.   6

Самостоятельная работа обучающихся:

o Изучение материала модулей 2 «Философия античности» и 3 «Философия средних веков и Возрождения»;

o Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Используя дополнительную литературу по философии подготовить сообщение о философе античности, сообщение о философе Средних веков

3

Тема 1.2. Философия  Нового и новейшего времени Нового и новейшего времени

Содержание учебного материала

13

3

 

 

Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф. Бекон, 'Г. Гоббс. Дж. Локк) и рационалистов (Г. Декарт, Б.Спиноза,. В. Лейбниц)- Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д.Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (П.Кант. Г.В.Ф.Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и К. Маркс). Постклассическая философия второй половины XIX - начала XX века (Л. Шопенгауэр, Ф. Ницше. С. Кьеркегор. Л. Вергсон). Русская философия XIX- XX вв. Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм).   8  

Контрольные работы «Основные идеи мировой философии»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Работа с материалами модулей №1 «Философия ее роль в жизни общества», №2 «Античная философия», № 3 «Философия средних веков и Возрождения», №4 «Философия нового времени», № 5 «Классическая и постклассическая философия», № 6 «Русская философия»
  • подготовка к тестированию по каждой теме;
  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Подготовиться к работе в парах для демонстрации беседы по теме «Основные идеи мировой философии»
  • Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. Используя дополнительную литературу подготовить сообщение о философе данного периода с презентацией.
3
Раздел II. Человек - сознание - познание

 

   

Тема 2.1 Человек как главная философская проблема

Содержание учебного материала

9

3

 

 

Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, не предопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.     4

Урок – устный журнал «Вечные проблемы»

2

Самостоятельная работа обучающихся 

  • работа с материалами модуля № 7 «Проблема человека в философии»
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. написать рассуждение на тему «Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть»
  • Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий. Подготовка презентации своего рассуждения

 

3

Teмa 2.2. Проблема сознания

Содержание учебного материала

8

3

 

Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в пауке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности   4

Семинар по теме «Роль сознания в познании»

2

Самостоятельная работа обучающихся  

  • . Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
  • Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
  • Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  •  Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учѐтом межкультурных и этнических различий.

. Изучение материала лекций, основной и дополнительной литературы при подготовке к семинару «Роль сознания в познании»

2

Тема 2.3. Учение о познании

Содержание учебного материала

5

3

 

Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе пошипим. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблема истины.   4

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий составление схемоконспекта по материалам лекций, подготовка к его защите;
  • Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. Подготовиться к работе в парах для демонстрации освоенности материала;
1
Раздел III. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)

 

  6  

Тема 3.1. Философия и научная картина мира

Содержание учебного материала

4

3

 

 

Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.   2

Самостоятельная работа обучающихся

  • изучение материала лекций, основной и дополнительной литературы.;
  • Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. Подготовиться к работе в парах для демонстрации освоенности материала;
  • подготовка к тестированию
2

Тема 3.2. Философия и религия

Содержание учебного материала

4

3

 

Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения. 2

Самостоятельная работа обучающихся 

  • изучение материала лекций, основной и дополнительной литературы.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий. Проработав материал дополнительной литературы подготовить сообщение в творческой группе, распределить обязанности между членами группы при выполнении презентации данной работы, демонстрации сообщения на уроке. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

2

Тема.3. Философия и искусство

Содержание учебного материала

4

2

 

Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений - совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна.

2

Самостоятельная работа обучающихся

  • Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием. изучение материала лекций, основной и дополнительной литературы
  • Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Подготовиться к работе в парах для демонстрации освоенности материала
2
Раздел IV. Социальная жизнь

 

 

     

Тема 4.1 Философия и история

Содержание учебного материала

3

2

 

  Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф. Гегель. К.Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс. Л. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории»   2

Самостоятельная работа обучающихся

  • изучение материала лекций, основной и дополнительной литературы
  • Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий., составление схемоконспекта по материалам лекций, подготовка к его защите
1

Тема 4.2. Философия и культура

Содержание учебного материала

3

3

 

Теории происхождения культуры. Культура и культ.Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Кризис культуры и пути его преодоления   2

Самостоятельная работа обучающихся

  • изучение материала лекций, основной и дополнительной литературы
  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Подготовиться к работе в парах для демонстрации освоенности материала
  • Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий, составление схемоконспекта по материалам лекций, подготовка к его защите;
1

Тема4.3. Философия и глобальные проблемы современности

 

Содержание учебного материала

5

 3

 

Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.   4

Самостоятельная работа обучающихся

  • изучение материала лекций, основной и дополнительной литературы
  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Прочитав основную и дополнительную литературу по теме подготовить  рассуждение на тему «Наука и ее влияние на будущее человечества»
  • Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий. Подготовить к защите рассуждения по теме «Наука и ее влияние на будущее человечества»
1
           

 


 

Методические указания по каждой теме программы и вопросы для самоконтроля

 Тема 1 Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

Философия зародилась в 1 тысячелетии до н. э в странах Древнего мира: Индии, Китая, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия» (от греч. рhijeo – люблю и  sophia - мудрость) в буквальном переводе любовь к мудрости. Но более точно оно переводится как стремление к истине. Как самостоятельная наука философия формируется в 7 – 5 веках до н. э почти одновременно в Индии, Китае, древней Греции. Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире единую систему..

Перед человеком всегда вставали вопросы не только обыденно – практические, он пытался найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие:                     

  • Как устроен мир в целом и каково место в этом мире человека?
  • Что лежит в основе всего существующего материальное или духовное начало?
  • Может ли познать окружающий мир?
  • В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность?

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Классическими разделами философии являются: онтология, гносеология, логика, этика эстетика, история философии

Онтология – учение о сущем, учение о бытии. Онтология – это учение обо всем что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания.

Гносеология – учение о познании, теория познания. Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира.

Логика – наука о законах мышления.

Этика – учение о нравственности, морали.

Эстетика – учение о законах прекрасного.

История философии изучает развитие философской мысли от ее истоков до наших дней.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:

Познавательная: окружающий мир порознь изучают сотни наук: философия раскрывает философия органично соединяет (интегрирует) полученные ими знания, “рисуя”универсальную обобщенную ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ КАРТИНУ МИРА

Культурно – воспитательная:  сама философия – это явление общественной культуры: следовательно, изучая ее, люди приобщаются к одной из основополагающих сторон этой культуры

Мировоззренческа я: изучение философии помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека повседневные житейские взгляды в продуманное и обоснованное мировоззрение

Методологическая философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира

Аксеологическая: выражается в ориентации на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта сточки зрения различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п

 


Контрольные вопросы.

  1. В чем проявляется социокультурная ценность философии?
  2. Каковы цель и предназначение философии?
  3. С постановки каких проблем начинается философия
  4. Что является предметом философского исследования?
  5. Как соотносятся философия и наука?
  6. Что входит в структуру философии?
  7. Охарактеризуйте функциональное назначение философии
  8. Как соотносятся философия и религия, философия и мифология.
  9. Что входит в структуру мировоззрения?

Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков

Античной философией называют философию Древней Греции и Древ­него Рима (VII в. до н. э. — III в. н. э.). Культурные достижения древ­негреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации. В развитии античной филосо­фии выделяют следующие этапы:

VII-V вв. до н. э. — доклассический, или натурфилософский;

V-IV вв. до н. э. — классический;

IV в. до н. э. — III в. н. э. — эллинистический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: