Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени

С 17 в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы

Для онтологии (общей теории бытия) этого периода характерны такие черты, как механицизм — абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества, и деизм (от лат. Иеие — бог) — признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход

Продолжается еще идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому достоверное познание возможно только с помощью разума. Эти два направления в Новое время трансформировались в эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. етрегпа — опыт) считает основным источником достоверного научного знания опыт (подробнее см.: 5.3. Философское учение о познании).

Рационализм (от лат. майо — разум) основным источником знания считает рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения. Если эмпиризм ориентировался главным образом на естественные пауки, то рационализм — на математические.

Философия Просвещения

Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй

Характерные особенности Просвещения:

- рационализм как общая вера в разум;

- антиклерикализм (от греч. апй — против и лат, с1епсайз — церковный) — направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;

- антиобскурантизм (от лат. оЬьситапь — затемняющий) — борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.

 

Значение эпохи Просвещения:

· в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;

· в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;

· в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;

· в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.

  

Классическая и постклассическая
европейская философия ХIХ-ХХ вв.

 

Вершиной развития классической философской мысли считаются достижения немецкой классической философии конца 18 века — первой половины 19 века. Немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. Наивысшие достижения философской классики относятся к творчеству Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.


Характерные черты немецкой классической философии.

1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.

3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей.

4. Классическая немецкая философия разрабатывала целостную

концепцию диалектики.

5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность


 


Постклассическая философия

Конец Х1Х и ХХ в. — эпоха неклассической философии. Этот период дал замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру. Их философские идеи отразили достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода — это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций, основные из которых:

· иррационализм (А. Шопенгауэр),

· марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс),

· философия жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон),

· позитивизм и неопозитивизм (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи),

· феноменология (Э. Гуссерль),

· герменевтика' (Х. Гадамер),

· философская антропология' (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден),

· экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр),

· структурализм (К. Леви-Строс),

· критический рационализм'(К. Поппер),

· психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг и др.).

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы характерные черты онтологии Нового времени?
2.. Назовите сторонников эмпирического и рационалистического

2. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества

3. В чем суть теорий общественного договора и естественного права?

4. Назовите представителей французского и немецкого Просвещения. Какова главная парадигма их учений?

5. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени?

6. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?

7. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма?

8. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?

9. В чем суть идей гражданского общества и общественного договора?

10. Назвать исторические рамки и основные черты немецкой классической философии.

11. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?

12. Назвать философские течения постклассической европейской философии и их представителей.

13. В чем суть марксистской философии и каково ее отношение к гегелевской философии и ее методу?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: