С 17 в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы
Для онтологии (общей теории бытия) этого периода характерны такие черты, как механицизм — абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества, и деизм (от лат. Иеие — бог) — признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход
Продолжается еще идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому достоверное познание возможно только с помощью разума. Эти два направления в Новое время трансформировались в эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греч. етрегпа — опыт) считает основным источником достоверного научного знания опыт (подробнее см.: 5.3. Философское учение о познании).
Рационализм (от лат. майо — разум) основным источником знания считает рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения. Если эмпиризм ориентировался главным образом на естественные пауки, то рационализм — на математические.
Философия Просвещения
Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй
Характерные особенности Просвещения:
- рационализм как общая вера в разум;
- антиклерикализм (от греч. апй — против и лат, с1епсайз — церковный) — направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;
- антиобскурантизм (от лат. оЬьситапь — затемняющий) — борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.
Значение эпохи Просвещения:
· в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;
· в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;
· в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;
· в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.
Классическая и постклассическая
европейская философия ХIХ-ХХ вв.
Вершиной развития классической философской мысли считаются достижения немецкой классической философии конца 18 века — первой половины 19 века. Немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. Наивысшие достижения философской классики относятся к творчеству Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Характерные черты немецкой классической философии.
1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.
2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.
3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей.
4. Классическая немецкая философия разрабатывала целостную
концепцию диалектики.
5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность
Постклассическая философия
Конец Х1Х и ХХ в. — эпоха неклассической философии. Этот период дал замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру. Их философские идеи отразили достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода — это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций, основные из которых:
· иррационализм (А. Шопенгауэр),
· марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс),
· философия жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон),
· позитивизм и неопозитивизм (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи),
· феноменология (Э. Гуссерль),
· герменевтика' (Х. Гадамер),
· философская антропология' (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден),
· экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр),
· структурализм (К. Леви-Строс),
· критический рационализм'(К. Поппер),
· психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг и др.).
Контрольные вопросы
1. Каковы характерные черты онтологии Нового времени?
2.. Назовите сторонников эмпирического и рационалистического
2. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества
3. В чем суть теорий общественного договора и естественного права?
4. Назовите представителей французского и немецкого Просвещения. Какова главная парадигма их учений?
5. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени?
6. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?
7. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма?
8. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?
9. В чем суть идей гражданского общества и общественного договора?
10. Назвать исторические рамки и основные черты немецкой классической философии.
11. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?
12. Назвать философские течения постклассической европейской философии и их представителей.
13. В чем суть марксистской философии и каково ее отношение к гегелевской философии и ее методу?