Общие вопросы
Оглавление
1.Основные параметры психологической характеристики ребенка с нарушением развития........................... 4
2.Назовите основные разделы заключения по результатам психологического изучения ребенка с нарушениями развития, опишите особенности содержательной части заключения........................................ 4
Дата и подпись психолога................................................................................................................................... 5
3. Феномен «социального вывиха» при нарушениях развития.......................................................................... 5
4. Раскройте понятие совместно-разделённая предметная деятельность в контексте работы с детьми, имеющими нарушения развития........................................................................................................................ 6
5.Назовите навыки самообслуживания, расскажите об особенностях их формирования у детей с нарушениями развития.............................................................................................................................................................. 7
6.Особенности развития предметно-практических действий у детей с нарушениями развития...................... 7
7. Использование наглядных, словесных и практических методов при формировании представлений об окружающей действительности у детей с нарушениями развития.................................................................... 7
8. Особенности развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей с нарушениями развития.......................................................................................................................... 9
9. Роль речи в формировании высших психических функций. Развитие регулирующей функции речи в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями развития..................................... 11
10.Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями развития........... 13
11.Формирование знаково-символической способности у детей с нарушениями развития............................ 13
12.Раскройте содержание психолого-педагогической помощи членам семей, воспитывающих детей с нарушениями развития на разных возрастных этапах...................................................................................... 13
13.Назовите основные показатели, характеризующие уровни родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами в процессе коррекционной работы с ребенком с нарушением психического развития............................................................................................................................................................ 13
14.Врожденные и приобретенные дефекты зрения. Причины, профилактика. Классификация нарушений зрения у детей. Дифференциация детей с нарушением зрения в зависимости от степени выраженности дефекта зрения................................................................................................................................................. 13
15.Основные формы и способы осязательного восприятия как средства коррекции и компенсации слепоты и слабовидения. Роль слуха и обоняния в процессе компенсации зрительных нарушений.............................. 17
16.Своеобразие в формировании и развитии представлений у незрячих, слабовидящих и поздноослепших детей................................................................................................................................................................. 20
17.Особенности зрительно-пространственной ориентировки слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией...................................................................................................................................................... 21
18. Трудности, возникающие в формировании игровой и учебной деятельности у детей с нарушением зрения. Способы их преодоления................................................................................................................................. 21
19. Своеобразие эмоционально-личностного развития детей с нарушением зрения..................................... 27
20. Формирование социально-адаптивного поведения у детей с нарушением зрения.................................. 27
21. Типология лиц с нарушением слуха. Причины нарушений слуха у детей и взрослых и меры по их предупреждению............................................................................................................................................. 30
22. Методы психологического изучения глухих детей. Особенности психического развития глухого ребенка в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте.................................................................................... 34
23. Статические и кинестетические ощущения у глухих, особенности их зрительного восприятия................. 34
24. Особенности образной памяти и воображения глухих............................................................................... 34
25. Особенности игровой деятельности глухих детей и ее формирование...................................................... 37
26.Жестовая речь и значение ее использования в общении и образовании глухих........................................ 40
27. Этиология, патогенез, формы ДЦП.............................................................................................................. 43
28. Проявления психической активности детей с церебральным параличом при тяжелой патологии движения, речи. Пути выявления....................................................................................................................................... 45
29. Четыре уровня доречевого развития детей с церебральным параличом.................................................. 46
30. Понятие «диссоциации» в психическом развитии ребенка с церебральным параличом........................... 49
31. Своеобразие личностного развития при ДЦП. Проблемы абилитации, реабилитации и психологической адаптации лиц с ДЦП......................................................................................................................................... 49
32. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при детском церебральном параличе.................................................................................................................... 53
33. Особенности представлений об окружающем у детей с церебральным параличом................................. 55
34. Пути совершенствования понимания пространственно-временных и причинно-следственных отношений детьми с церебральным параличом................................................................................................................. 57
35. Роль психогенных факторов и резидуально-органических расстройств в развитии поведенческих реакций и формировании личностных установок ребенка с ДЦП.................................................................................. 59
36. Этиология нарушений речевого развития у детей...................................................................................... 63
37. Понятие «коммуникативная дезадаптация» и пути ее коррекции.............................................................. 66
38. Методы изучения коммуникативной и языковой компетентности детей с недостатками речи................. 68
39. Методы изучения когнитивных процессов у детей с нарушениями речи................................................... 70
40. Особенности изучения эмоционально-личностной сферы логопатов и методы психокоррекции нарушений эмоционально-личностного развития у детей с недостатками речи................................................................ 71
41. Понятие интеллектуальной недостаточности. Основные типологии и классификации.............................. 74
42.Умственная отсталость (определения, диагностические критерии). Дифференциальная диагностика умственной отсталости и задержки психического развития............................................................................. 77
43. Клинический, психометрический (А.Бине) и социологический (Е.Долл) подходы к диагностике умственной отсталости. Концепция функционального диагноза (И.А.Коробейников) и ее роль для науки и практики помощи умственно отсталым детям................................................................................................................. 81
44.Классификация причин умственной отсталости Г.Е.Сухаревой (время повреждения, характер патогенного фактора). Понятия тотальности и иерархичности нарушений.......................................................................... 81
45. Классификации форм умственной отсталости М.С.Певзнер. Психологическая характеристика различных форм.................................................................................................................................................................. 83
46. Особенности предметной и игровой деятельности умственно отсталых детей......................................... 86
47. Пути формирования продуктивной деятельности умственно отсталых детей........................................... 90
48. Эмоционально-личностное становление при интеллектуальной недостаточности: самооценка, уровень притязаний, особенности самосознания; мотивы, интересы, потребности. Психологическая коррекция...... 95
49. Особенности трудовой деятельности умственно отсталых. Проблемы социализации лиц с умственной отсталостью....................................................................................................................................................... 95
50. Организация психологической помощи детям с хроническими соматическими заболеваниями в условиях медицинских учреждений. Функции психолога в медицинском учреждении................................................. 97
51.Влияние различных заболеваний на личностное развитие детей. Методы коррекции личностных искажений больных детей.............................................................................................................................. 103
52.Виды психологической коррекции детей с соматической патологией на разных этапах лечения............ 103
53. Осознание заболевания детьми разных возрастных и нозологических групп. Методы коррекции внутренней картины болезни в детском возрасте.......................................................................................... 105
54. Методы коррекции коммуникативных трудностей детей с соматическими заболеваниями................... 105
55. Методы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с соматической патологией........................... 105
56. Слепоглухота.Подходы к классификации. Причины слепоглухоты и меры по их предупреждению........ 106
57. Роль обоняния в формировании ориентировки в окружающем у слепоглухих детей.............................. 109
58. Диагностика уровня психического развития слепоглухого человека........................................................ 112
59. Проблемы психологического сопровождения ребенка с врожденными сенсорными и двигательными нарушениями в семье..................................................................................................................................... 114
60. Посттравматический синдром у лиц с приобретенными сенсорными и двигательными нарушениями.. 114
Основные параметры психологической характеристики ребенка с нарушением развития.
При диагностировании и дифференцировании одного заболевания от другого принято использовать следующие параметры психологической характеристики:
1. Физическое развитие. (рост, вес, искажения в физическом развитии (Пр.:большая голова при гидроцефалии), гипотонус, гипертонус мышц, паралич конечностей или лицевых мышц, астеническое развитие ит.д.)
2. Двигательная активность (координация движений, походка, зрительно-двигательная координация, неловкость, гиперкинезии, двигательные тики)
3. Бытовые навыки (самообслуживание, гигиена, одевание, раздевание и т.д.)
4. Социальный опыт (правильный порядок действия для достижения результата (сесть на определенный транспорт, чтобы доехать до места), ориентирование в социальных нормах, выполнение инструкций)
5. Способность к общению (уровень коммуникации, уровень речи, вербальные, невербальные средства общения)
6. Способность к деятельности (подражание в игровой деятельности, соответсвие игры возрасту, интерес к игровой деятельности)
7. Сформированность Высших Психических Функций:
· · Восприятие (Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей, уровень восприятия цвета, формы, других особенных признаков предмета)
· · Мышление (операции обобщения, установление причинно-следственных связей, Перенос показанного способа действия при решении новых задач)
· · Речь (вербальная, невербальная, восприятие обращенной речи, уровень речевого развития, пассивный словарный запас, активный словарный запас)
· · Память (соотнесение запоминаемого материала с опорным, уровень запоминания инструкций,сюжета игры, книги и т.д.)
2 Назовите основные разделы заключения по результатам психологического изучения ребенка с нарушениями развития, опишите особенности содержательной части заключения.
Примерная структура психодиагностического заключения
Психодиагностическое заключение......................................................
Цель........................................................................
Краткие анамнестические сведения.............................................................................................
Описание условий проведения обследования..........................................................................