Основные параметры психологической характеристики ребенка с нарушением развития

Общие вопросы

 

Оглавление

1.Основные параметры психологической характеристики ребенка с нарушением развития........................... 4

2.Назовите основные разделы заключения по результатам психологического изучения ребенка с нарушениями развития, опишите особенности содержательной части заключения........................................ 4

Дата и подпись психолога................................................................................................................................... 5

3. Феномен «социального вывиха» при нарушениях развития.......................................................................... 5

4. Раскройте понятие совместно-разделённая предметная деятельность в контексте работы с детьми, имеющими нарушения развития........................................................................................................................ 6

5.Назовите навыки самообслуживания, расскажите об особенностях их формирования у детей с нарушениями развития.............................................................................................................................................................. 7

6.Особенности развития предметно-практических действий у детей с нарушениями развития...................... 7

7. Использование наглядных, словесных и практических методов при формировании представлений об окружающей действительности у детей с нарушениями развития.................................................................... 7

8. Особенности развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей с нарушениями развития.......................................................................................................................... 9

9. Роль речи в формировании высших психических функций. Развитие регулирующей функции речи в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями развития..................................... 11

10.Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями развития........... 13

11.Формирование знаково-символической способности у детей с нарушениями развития............................ 13

12.Раскройте содержание психолого-педагогической помощи членам семей, воспитывающих детей с нарушениями развития на разных возрастных этапах...................................................................................... 13

13.Назовите основные показатели, характеризующие уровни родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами в процессе коррекционной работы с ребенком с нарушением психического развития............................................................................................................................................................ 13

14.Врожденные и приобретенные дефекты зрения. Причины, профилактика. Классификация нарушений зрения у детей. Дифференциация детей с нарушением зрения в зависимости от степени выраженности дефекта зрения................................................................................................................................................. 13

15.Основные формы и способы осязательного восприятия как средства коррекции и компенсации слепоты и слабовидения. Роль слуха и обоняния в процессе компенсации зрительных нарушений.............................. 17

16.Своеобразие в формировании и развитии представлений у незрячих, слабовидящих и поздноослепших детей................................................................................................................................................................. 20

17.Особенности зрительно-пространственной ориентировки слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией...................................................................................................................................................... 21

18. Трудности, возникающие в формировании игровой и учебной деятельности у детей с нарушением зрения. Способы их преодоления................................................................................................................................. 21

19. Своеобразие эмоционально-личностного развития детей с нарушением зрения..................................... 27

20. Формирование социально-адаптивного поведения у детей с нарушением зрения.................................. 27

21. Типология лиц с нарушением слуха. Причины нарушений слуха у детей и взрослых и меры по их предупреждению............................................................................................................................................. 30

22. Методы психологического изучения глухих детей. Особенности психического развития глухого ребенка в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте.................................................................................... 34

23. Статические и кинестетические ощущения у глухих, особенности их зрительного восприятия................. 34

24. Особенности образной памяти и воображения глухих............................................................................... 34

25. Особенности игровой деятельности глухих детей и ее формирование...................................................... 37

26.Жестовая речь и значение ее использования в общении и образовании глухих........................................ 40

27. Этиология, патогенез, формы ДЦП.............................................................................................................. 43

28. Проявления психической активности детей с церебральным параличом при тяжелой патологии движения, речи. Пути выявления....................................................................................................................................... 45

29. Четыре уровня доречевого развития детей с церебральным параличом.................................................. 46

30. Понятие «диссоциации» в психическом развитии ребенка с церебральным параличом........................... 49

31. Своеобразие личностного развития при ДЦП. Проблемы абилитации, реабилитации и психологической адаптации лиц с ДЦП......................................................................................................................................... 49

32. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при детском церебральном параличе.................................................................................................................... 53

33. Особенности представлений об окружающем у детей с церебральным параличом................................. 55

34. Пути совершенствования понимания пространственно-временных и причинно-следственных отношений детьми с церебральным параличом................................................................................................................. 57

35. Роль психогенных факторов и резидуально-органических расстройств в развитии поведенческих реакций и формировании личностных установок ребенка с ДЦП.................................................................................. 59

36. Этиология нарушений речевого развития у детей...................................................................................... 63

37. Понятие «коммуникативная дезадаптация» и пути ее коррекции.............................................................. 66

38. Методы изучения коммуникативной и языковой компетентности детей с недостатками речи................. 68

39. Методы изучения когнитивных процессов у детей с нарушениями речи................................................... 70

40. Особенности изучения эмоционально-личностной сферы логопатов и методы психокоррекции нарушений эмоционально-личностного развития у детей с недостатками речи................................................................ 71

41. Понятие интеллектуальной недостаточности. Основные типологии и классификации.............................. 74

42.Умственная отсталость (определения, диагностические критерии). Дифференциальная диагностика умственной отсталости и задержки психического развития............................................................................. 77

43. Клинический, психометрический (А.Бине) и социологический (Е.Долл) подходы к диагностике умственной отсталости. Концепция функционального диагноза (И.А.Коробейников) и ее роль для науки и практики помощи умственно отсталым детям................................................................................................................. 81

44.Классификация причин умственной отсталости Г.Е.Сухаревой (время повреждения, характер патогенного фактора). Понятия тотальности и иерархичности нарушений.......................................................................... 81

45. Классификации форм умственной отсталости М.С.Певзнер. Психологическая характеристика различных форм.................................................................................................................................................................. 83

46. Особенности предметной и игровой деятельности умственно отсталых детей......................................... 86

47. Пути формирования продуктивной деятельности умственно отсталых детей........................................... 90

48. Эмоционально-личностное становление при интеллектуальной недостаточности: самооценка, уровень притязаний, особенности самосознания; мотивы, интересы, потребности. Психологическая коррекция...... 95

49. Особенности трудовой деятельности умственно отсталых. Проблемы социализации лиц с умственной отсталостью....................................................................................................................................................... 95

50. Организация психологической помощи детям с хроническими соматическими заболеваниями в условиях медицинских учреждений. Функции психолога в медицинском учреждении................................................. 97

51.Влияние различных заболеваний на личностное развитие детей. Методы коррекции личностных искажений больных детей.............................................................................................................................. 103

52.Виды психологической коррекции детей с соматической патологией на разных этапах лечения............ 103

53. Осознание заболевания детьми разных возрастных и нозологических групп. Методы коррекции внутренней картины болезни в детском возрасте.......................................................................................... 105

54. Методы коррекции коммуникативных трудностей детей с соматическими заболеваниями................... 105

55. Методы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с соматической патологией........................... 105

56. Слепоглухота.Подходы к классификации. Причины слепоглухоты и меры по их предупреждению........ 106

57. Роль обоняния в формировании ориентировки в окружающем у слепоглухих детей.............................. 109

58. Диагностика уровня психического развития слепоглухого человека........................................................ 112

59. Проблемы психологического сопровождения ребенка с врожденными сенсорными и двигательными нарушениями в семье..................................................................................................................................... 114

60. Посттравматический синдром у лиц с приобретенными сенсорными и двигательными нарушениями.. 114

Основные параметры психологической характеристики ребенка с нарушением развития.

При диагностировании и дифференцировании одного заболевания от другого принято использовать следующие параметры психологической характеристики:

1. Физическое развитие. (рост, вес, искажения в физическом развитии (Пр.:большая голова при гидроцефалии), гипотонус, гипертонус мышц, паралич конечностей или лицевых мышц, астеническое развитие ит.д.)

2. Двигательная активность (координация движений, походка, зрительно-двигательная координация, неловкость, гиперкинезии, двигательные тики)

3. Бытовые навыки (самообслуживание, гигиена, одевание, раздевание и т.д.)

4. Социальный опыт (правильный порядок действия для достижения результата (сесть на определенный транспорт, чтобы доехать до места), ориентирование в социальных нормах, выполнение инструкций)

5. Способность к общению (уровень коммуникации, уровень речи, вербальные, невербальные средства общения)

6. Способность к деятельности (подражание в игровой деятельности, соответсвие игры возрасту, интерес к игровой деятельности)

7. Сформированность Высших Психических Функций:

· · Восприятие (Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей, уровень восприятия цвета, формы, других особенных признаков предмета)

· · Мышление (операции обобщения, установление причинно-следственных связей, Перенос показанного способа действия при решении новых задач)

· · Речь (вербальная, невербальная, восприятие обращенной речи, уровень речевого развития, пассивный словарный запас, активный словарный запас)

· · Память (соотнесение запоминаемого материала с опорным, уровень запоминания инструкций,сюжета игры, книги и т.д.)

 

2 Назовите основные разделы заключения по результатам психологического изучения ребенка с нарушениями развития, опишите особенности содержательной части заключения.

Примерная структура психодиагностического заключения

Психодиагностическое заключение......................................................

Цель........................................................................

Краткие анамнестические сведения.............................................................................................

Описание условий проведения обследования..........................................................................


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: