Дети с нарушениями развития имеют низкий уровень осязания моторики пальцев и кистей рук.
У многих существуют также пороки двигательных функций, выражающиеся в нарушении схемы «своего тела». Расстройства координации движения, нарушения умения производить мелкие и точно направленные движения, наличие синкинезий, гиперкинезов, парезов и параличей. Малая двигательная активность, снижение мышечного тонуса кистей рук или наоборот гипертонус.
Спонтанное, по подражанию, овладевание предметно-практической деятельностью невозможно
этапы развития предметно-практической деятельности:
1) Ребенок начинает взаимодействовать с близким взрослым, который становится его «проводником» в этот мир.
2) Ребенок обнаруживает мир окружающих его предметов и учится взаимодействовать с ними.
3) Ребенок осознает, что его действия оставляют результат в предметном мире; он может сначала представить результат, а потом получить его посредством собственного действия (тем самым он начинает осознавать самого себя).
|
|
4) Ребенок обнаруживает, что он часть социума – сначала через орудия труда, потом через создание социально значимых изделий. Он может показывать эти изделия взрослым или использовать их в своей деятельности. Другие дети и взрослые, будучи частью того же социума, также создают подобные изделия. Таким образом, ребенок через продукты своей деятельности может осознать свою связь с социумом.
5) Ребенок соединяет свой индивидуальный и социальный опыт и на этом этапе может реализовать свой творческий потенциал.
Развитие предметно-практических действий осуществляется через совместно-разделенную деятельность. Выполнение упражнений «рука в руке», для закрепления и доведения до автоматизма движений рук и других частей тела позволяет сформировать необходимый алгоритм, применимый для бытовой, учебной или игровой деятельности.
Алгоритм, применяющийся при формировании предметно-практической деятельности:
1. Побуждение к началу действия (предъявление доступного средства общения, сообщение о предстоящей деятельности).
2. Совместное выполнение элементов действия всегда в одной и той же последовательности.
3. Обобщение действия и его обозначение (с помощью доступных средств общения).
4. Завершение действия (указание на его конец)
При освоении совместно-разделенного предметного действия у ребенка с множественными нарушениями развития формируется образ как предмета, на который направлено действие, так и самого действия. Без образа предмета и действия с ним, т.е. представления, предвосхищающего действие, было бы невозможно выполнение этого действия ребенком. Разделенное предметное действие – та единица, из которой вырастет потом все поведение и психика особого ребенка.
|
|
В работе на этом этапе педагоги используют первые средства общения:
- совместно-разделенную деятельность,
- предметы-символы,
- естественные жесты,
- картинки.
Внутри предметно-практической деятельности возникает познавательная активность ребенка с нарушениями развития, которая, будучи относительно самостоятельной, дает возможность формировать знания ребенка с множественными нарушениями развития не только в процессе этой деятельности, но и в процессе игры или на специально организованных учебных занятиях.