Таблица 1
Классификация эмоций и чувств по А. Н. Луку
Высшие эмоции | ||
Социальные чувства | Эстетические чувства | Чувства, связанные с понятием собственности |
Справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, трудовой энтузиазм, творческое вдохновение | Чувства: прекрасного, возвышенного, трагического, комического. | Чувство собственности (обладания), чувство лишения, стяжательство, бескорыстие |
Эмоции промежуточного этажа | ||
Положительные | Отрицательные | Нейтральные |
Злорадство | Сострадание | Удивление |
Низшие эмоции | ||
Голод, жажда | Боль | Усталость |
Подобное разделение чувств — дань физиологическому признаку, а не тому, насколько они благородны или низменны. Приятные чувства сопровождаются возбуждением преимущественно парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а неприятные — преимущественно симпатического ее отдела [Лук А. Н., 1982, с. 25]. Поэтому, согласно приведенной выше классификации А. Н. Лука, злорадство — положительное чувство, а сострадание — отрицательное.
Основанием для другой классификации является то, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств. Их делят на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические [Платонов К. К., 1984; Рудик П. А., 1978]. Данная классификация также учитывает положительные и отрицательные чувства: к положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным нравственным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др.
Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним К. К. Платонов [1984] относит любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, а П. А. Рудик — чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение, чувство догадки, чувство уверенности, сомнение.
Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.
К. К. Платонов выделяет еще и практические (праксические) чувства, к которым относит интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта.
Б. И. Додонов предлагает классификацию эмоций на основе взаимосвязи их с основными потребностями. Предложенная Б. И. Додо- новым классификация касается только «ценных», по его терминологии, эмоций. По существу, основой этой классификации являются потребности и цели, то есть мотивы, которым служат те или иные эмоции, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной работы или учебы, «сладостных» мечтаний, отрадных воспоминаний и т. д.
Таким образом, вопрос о конкретном составе чувств остается открытым. Большинство из так называемых чувств являются эмоциями, а многие вообще не относятся к эмоциональным установкам, то есть не выражают пристрастное отношение к кому- или чему-либо.
По мнению Е. П. Ильина, «традиционное деление чувств на низшие и высшие не отражает действительную реальность» и обусловлено лишь тем, что за чувства принимаются либо эмоции, отображающие биологическую сущность человека, либо интеллектуальные процессы, например понимание чего-то [Ильин Е. П., 2002, с. 296]. Чувства же отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (любовь к Родине, ненависть к врагу и т. д.).
Надо отметить, что вопрос о том, какое из пристрастных психологических явлений относится к эмоциям, а какое — к чувствам, подчас решить сложно, так как одно и то же явление может выступать и в роли эмоции, как кратковременное и острое переживание, и в роли чувства, как устойчивое социально обусловленное эмоциональное отношение человека к объекту, отражающее значение данного объекта в связи с потребностями и мотивами
ЭМОЦИИ И НРАВСТВЕННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Впервые проблему нравственной регуляции поведения человека выдвинули. М. Сеченове 1863 году в главном труде своей жизни «Рефлексы головного мозга», где, определяя высший тип произвольности, он написал, что, совершая поступок наперекор естественным инстинктам, человек способен сохранить себя как личность. Таким образом, И. М. Сеченов утвердил детерминизм в трактовке поведения человека, действующего «во имя какого-нибудь высокого нравственного принципа». Формирование волевой личности он связал с нравственной регуляцией ее поступков. Развитие такой регуляции обусловлено воспитанием. Приходя извне, нравственный принцип становится неотъемлемой частью личности и определяет ее действия. Наказание меняет модальность мотива, перекрывает более сильной эмоцией страха, рождает мораль запуганных людей. Последнее утверждение, сформулированное Сеченовым, объясняет некоторые механизмы формирования амбивалентных чувств и является важным для нашего последующего изложения.
Польский психолог Я. Рейковский считает, что регуляция действий может происходить в двух принципиально различных формах: непосредственная реакция и целенаправленная активность. Первая осуществляется за счет эмоциональных процессов, вторая, более сложная, благодаря мотивации. Мотивационный процесс рассматривается им как особая форма эмоционального — эмоция плюс направленность действия. Таким образом, поведение человека рассматривается как активность, содержащая эмоциональные и мотивационные компоненты, трудно отделимые друг от друга на практике [Рейковский Я., 1979].
В общей теории личности рассматривается соотношение потребностей и мотивов для выяснения механизма, побуждающего к действию, однако при этом остается все же невыясненным, чем определен сам выбор поведения. В. К. Вилюнас отмечал, что именно эмоции нарушают равнозначность ориентиров в ситуации выбора, выделяя лишь некоторые из них и способствуя выделению целей [Вилюнас В. К., 1976].
Нами были получены убедительные доказательства того, что психическая регуляция 5—6-летних детей (старшая группа детского сада) уже может осуществляться на социально-регулятивном уровне под воздействием художественных эмоций, имеющих социальный генезис,под воздействием эмоций доброты и справедливости, возникших у малышей в условиях выбора, связанного с эстетическим восприятием и осмыслением художественных произведений. Эксперимент осуществлялся в условиях целенаправленной педагогической работы по программе эстетического развития дошкольников, разработанной доктором биологических наук Т. П. Хризман. Основной педагогической целью программы является развитие эмоциональной сферы ребенка.
После проведения эстетического цикла занятий по изучению сказки Дж. Родари «Чиполлино» и яркого музыкального спектакля детям показывали 16 картинок. На 8 картинках были изображены овощи, фрукты и растения — герои сказки (лук, тыква, редиска, каштан, лимон, помидор, горошек, вишня). Они представляли ряд эмоционально окрашенных эстетических стимулов. На остальных — не имеющие отношения к этой сказке овощи, фрукты и растения: абрикос, арбуз, огурец, фасоль, слива, чеснок, репа, дуб. Они представляли альтернативный ряд нейтральных биологических эмоций. После ознакомления с картинками детей просили отобрать не более 8-ми картинок для создания своей сказки. Дети решали эстетическую задачу и осуществляли выбор на основе эмоционального эстетического отношения. Одновременно аналогичный эксперимент был проведен в контрольной группе, где не было подобного изучения сказки; она была прочитана детям традиционным способом на занятиях свободного досуга.
Работа над музыкальной сказкой позволяет детям вжиться в произведение, почувствовать своеобразие эмоционального отношения автора, поиграть в героев, понять и эмоционально откликнуться на содержание сказки, определить собственное отношение к персонажам. Музыка, костюмы, праздничная атмосфера усиливают эстетические эмоции. Таким образом, в ходе осуществления особой педагогической работы с использованием художественных средств у детей происходит интеграция эмоциональных и познавательных процессов, обогащение их эстетическими и нравственными чувствами.
Мы предположили, что во время эксперимента у детей произойдет активация эмоционально-ассоциативного ряда, связанного со сказкой, и дети произведут выбор под влиянием художественных эмоций, имеющих социальный генезис (социальные и эстетические эмоции), то есть выберут те растения, которые вызвали у них наиболее глубокие личностные этические и эстетические отношения.
Наши ожидания оправдались. Герои сказки: Тыква и синьор Помидор, адвокат Горошек, принц Лимонелло и Чиполлино, графини Вишни, а также Редисочка — антиподы. Выбор детьми картинок с изображением этих овощей и фруктов (от 74,6 до 100% выборов) является примером проявления эстетического восприятия и личностного осмысления многоплановости сказки. Тыква — герой-жертва — вызывает у детей сочувствие, желание помочь, что создает у детей на личностном уровне стойкие ценностные ориентации: слабым надо помогать. В экспериментальной группе тыкву выбрали 86,4% детей.
Были отмечены различия в осуществлении выборов у мальчиков и девочек. Все без исключения мальчики выбрали тыкву (по сказке — жертва, его нужно было освободить из тюрьмы) и помидор (по сказке — командир солдатиков-лимончиков). Девочки чаще выбирали лимон — «красивого принца Лимонелло» и горошек — «хорошего адвоката». Это свидетельствует о том, что мальчики более расположены к социальным чувствам, справедливости, у них сильно выражены тенденции социального лидерства (Помидор — командир). Девочки более внушаемы (в сказке говорится «Горошек — адвокат хороший»), они больше подвержены эстетическим чувствам.
В контрольной группе, где выбор был обусловлен простыми биологическими эмоциями, дети выбирали картинки с аппетитными фруктами (абрикосы, сливы), часто выбирали чеснок (он — полезный) и арбуз (он — большой и сочный). Тыкве отдали предпочтение 23,81% детей.
Выводы
1. Полностью подтвердилась выдвинутая гипотеза о социальной обусловленности детских выборов под влиянием художественных эмоций социального генезиса.
2. Социальные эмоции, возникшие на занятиях эстетического цикла, сформировали у детей личностные ценностные отношения, которые и составили диспозиции, определяющие их выбор.
3. Эксперимент вскрыл основной механизм влияния социальных эмоций на поведение человека — формирование системы личностных отношений и диспозиций, определяющих осознанные формы поведения.
Таким образом, в регуляции поведения дошкольников важную роль играют высшие художественно-эстетические и социальные эмоции. Понятие «высший» указывает на степень участия в регуляции корковых процессов. Для нашего анализа важным также является понятие «социальные». Оно указывает на непосредственную связь развития эмоциональной сферы человека в деятельности и общении в социальных группах в структуре развивающих и образовательных программ и социальных институтов. Имеется в виду и то влияние предыдущего социального опыта деятельности и общения (позитивного или негативного), который и порождает систему личностных социальных отношений и предпочтений ребенка'.