Эмоции и нравственная регуляция поведения человека

Таблица 1

Классификация эмоций и чувств по А. Н. Луку

Высшие эмоции

Социальные чувства Эстетические чувства Чувства, связанные с поняти­ем собственности
Справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, трудовой энтузи­азм, творческое вдохновение Чувства: прекрасного, возвышенного, траги­ческого, комического. Чувство собственности (об­ладания), чувство лишения, стяжательство, бескорыстие

Эмоции промежуточного этажа

Положительные Отрицательные Нейтральные
Злорадство Сострадание Удивление

Низшие эмоции

Голод, жажда Боль Усталость

 Подобное разделение чувств — дань физиологическому признаку, а не тому, насколько они благородны или низменны. Приятные чувст­ва сопровождаются возбуждением преимущественно парасимпатиче­ского отдела вегетативной нервной системы, а неприятные — преиму­щественно симпатического ее отдела [Лук А. Н., 1982, с. 25]. Поэтому, согласно приведенной выше классификации А. Н. Лука, злорадст­во — положительное чувство, а сострадание — отрицательное.

Основанием для другой классификации является то, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств. Их делят на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические [Плато­нов К. К., 1984; Рудик П. А., 1978]. Данная классификация также учи­тывает положительные и отрицательные чувства: к положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патрио­тизма, долга и т. д. К отрицательным нравственным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, нена­висти, недоброжелательности и др.

Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним К. К. Платонов [1984] относит любо­знательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, а П. А. Рудик — чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение, чувство догадки, чувство уверенности, сомнение.

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удо­вольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Дан­ные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсив­ности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.

К. К. Платонов выделяет еще и практические (праксические) чув­ства, к которым относит интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увле­ченности делом, азарта.

Б. И. Додонов предлагает классификацию эмоций на основе взаи­мосвязи их с основными потребностями. Предложенная Б. И. Додо- новым классификация касается только «ценных», по его терминологии, эмоций. По существу, основой этой классификации являются потреб­ности и цели, то есть мотивы, которым служат те или иные эмоции, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые при­дают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной работы или уче­бы, «сладостных» мечтаний, отрадных воспоминаний и т. д.

Таким образом, вопрос о конкретном составе чувств остается от­крытым. Большинство из так называемых чувств являются эмоциями, а многие вообще не относятся к эмоциональным установкам, то есть не выражают пристрастное отношение к кому- или чему-либо.

По мнению Е. П. Ильина, «традиционное деление чувств на низшие и высшие не отражает действительную реальность» и обусловлено лишь тем, что за чувства принимаются либо эмоции, отображающие биоло­гическую сущность человека, либо интеллектуальные процессы, на­пример понимание чего-то [Ильин Е. П., 2002, с. 296]. Чувства же от­ражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (любовь к Родине, ненависть к врагу и т. д.).

Надо отметить, что вопрос о том, какое из пристрастных психоло­гических явлений относится к эмоциям, а какое — к чувствам, подчас решить сложно, так как одно и то же явление может выступать и в роли эмоции, как кратковременное и острое переживание, и в роли чувства, как устойчивое социально обусловленное эмоциональное отношение человека к объекту, отражающее значение данного объекта в связи с потребностями и мотивами

 

ЭМОЦИИ И НРАВСТВЕННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Впервые проблему нравственной регуляции поведения человека выдвинули. М. Сеченове 1863 году в главном труде своей жизни «Реф­лексы головного мозга», где, определяя высший тип произвольности, он написал, что, совершая поступок наперекор естественным инстинк­там, человек способен сохранить себя как личность. Таким образом, И. М. Сеченов утвердил детерминизм в трактовке поведения человека, действующего «во имя какого-нибудь высокого нравственного прин­ципа». Формирование волевой личности он связал с нравственной регуляцией ее поступков. Развитие такой регуляции обусловлено вос­питанием. Приходя извне, нравственный принцип становится неотъ­емлемой частью личности и определяет ее действия. Наказание меня­ет модальность мотива, перекрывает более сильной эмоцией страха, рождает мораль запуганных людей. Последнее утверждение, сформули­рованное Сеченовым, объясняет некоторые механизмы формирования амбивалентных чувств и является важным для нашего последующего из­ложения.

Польский психолог Я. Рейковский считает, что регуляция действий может происходить в двух принципиально различных формах: непо­средственная реакция и целенаправленная активность. Первая осуще­ствляется за счет эмоциональных процессов, вторая, более сложная, благодаря мотивации. Мотивационный процесс рассматривается им как особая форма эмоционального — эмоция плюс направленность действия. Таким образом, поведение человека рассматривается как ак­тивность, содержащая эмоциональные и мотивационные компоненты, трудно отделимые друг от друга на практике [Рейковский Я., 1979].

В общей теории личности рассматривается соотношение потреб­ностей и мотивов для выяснения механизма, побуждающего к дейст­вию, однако при этом остается все же невыясненным, чем определен сам выбор поведения. В. К. Вилюнас отмечал, что именно эмоции нарушают равнозначность ориентиров в ситуации выбора, выделяя лишь некоторые из них и способствуя выделению целей [Вилю­нас В. К., 1976].

Нами были получены убедительные доказательства того, что пси­хическая регуляция 5—6-летних детей (старшая группа детского сада) уже может осуществляться на социально-регулятивном уровне под воздействием художественных эмоций, имеющих социальный генезис,под воздействием эмоций доброты и справедливости, возникших у малышей в условиях выбора, связанного с эстетическим восприятием и осмыслением художественных произведений. Эксперимент осуще­ствлялся в условиях целенаправленной педагогической работы по про­грамме эстетического развития дошкольников, разработанной докто­ром биологических наук Т. П. Хризман. Основной педагогической целью программы является развитие эмоциональной сферы ребенка.

После проведения эстетического цикла занятий по изучению сказ­ки Дж. Родари «Чиполлино» и яркого музыкального спектакля детям показывали 16 картинок. На 8 картинках были изображены овощи, фрукты и растения — герои сказки (лук, тыква, редиска, каштан, лимон, помидор, горошек, вишня). Они представляли ряд эмоционально ок­рашенных эстетических стимулов. На остальных — не имеющие отно­шения к этой сказке овощи, фрукты и растения: абрикос, арбуз, огурец, фасоль, слива, чеснок, репа, дуб. Они представляли альтернативный ряд нейтральных биологических эмоций. После ознакомления с кар­тинками детей просили отобрать не более 8-ми картинок для создания своей сказки. Дети решали эстетическую задачу и осуществляли выбор на основе эмоционального эстетического отношения. Одновременно аналогичный эксперимент был проведен в контрольной группе, где не было подобного изучения сказки; она была прочитана детям традици­онным способом на занятиях свободного досуга.

Работа над музыкальной сказкой позволяет детям вжиться в произ­ведение, почувствовать своеобразие эмоционального отношения ав­тора, поиграть в героев, понять и эмоционально откликнуться на со­держание сказки, определить собственное отношение к персонажам. Музыка, костюмы, праздничная атмосфера усиливают эстетические эмоции. Таким образом, в ходе осуществления особой педагогической работы с использованием художественных средств у детей происходит интеграция эмоциональных и познавательных процессов, обогащение их эстетическими и нравственными чувствами.

Мы предположили, что во время эксперимента у детей произойдет активация эмоционально-ассоциативного ряда, связанного со сказкой, и дети произведут выбор под влиянием художественных эмоций, имею­щих социальный генезис (социальные и эстетические эмоции), то есть выберут те растения, которые вызвали у них наиболее глубокие лич­ностные этические и эстетические отношения.

Наши ожидания оправдались. Герои сказки: Тыква и синьор Поми­дор, адвокат Горошек, принц Лимонелло и Чиполлино, графини Виш­ни, а также Редисочка — антиподы. Выбор детьми картинок с изобра­жением этих овощей и фруктов (от 74,6 до 100% выборов) является примером проявления эстетического восприятия и личностного ос­мысления многоплановости сказки. Тыква — герой-жертва — вызыва­ет у детей сочувствие, желание помочь, что создает у детей на лично­стном уровне стойкие ценностные ориентации: слабым надо помогать. В экспериментальной группе тыкву выбрали 86,4% детей.

Были отмечены различия в осуществлении выборов у мальчиков и девочек. Все без исключения мальчики выбрали тыкву (по сказке — жертва, его нужно было освободить из тюрьмы) и помидор (по сказ­ке — командир солдатиков-лимончиков). Девочки чаще выбирали лимон — «красивого принца Лимонелло» и горошек — «хорошего ад­воката». Это свидетельствует о том, что мальчики более расположены к социальным чувствам, справедливости, у них сильно выражены тен­денции социального лидерства (Помидор — командир). Девочки более внушаемы (в сказке говорится «Горошек — адвокат хороший»), они больше подвержены эстетическим чувствам.

В контрольной группе, где выбор был обусловлен простыми биоло­гическими эмоциями, дети выбирали картинки с аппетитными фрук­тами (абрикосы, сливы), часто выбирали чеснок (он — полезный) и арбуз (он — большой и сочный). Тыкве отдали предпочтение 23,81% детей.

Выводы

1. Полностью подтвердилась выдвинутая гипотеза о социальной обусловленности детских выборов под влиянием художественных эмоций социального генезиса.

2. Социальные эмоции, возникшие на занятиях эстетического цик­ла, сформировали у детей личностные ценностные отношения, которые и составили диспозиции, определяющие их выбор.

3. Эксперимент вскрыл основной механизм влияния социальных эмо­ций на поведение человека — формирование системы личностных отношений и диспозиций, определяющих осознанные формы пове­дения.

Таким образом, в регуляции поведения дошкольников важную роль играют высшие художественно-эстетические и социальные эмоции. Понятие «высший» указывает на степень участия в регуляции корковых процессов. Для нашего анализа важным также является понятие «со­циальные». Оно указывает на непосредственную связь развития эмо­циональной сферы человека в деятельности и общении в социальных группах в структуре развивающих и образовательных программ и со­циальных институтов. Имеется в виду и то влияние предыдущего со­циального опыта деятельности и общения (позитивного или негатив­ного), который и порождает систему личностных социальных отноше­ний и предпочтений ребенка'.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: