На вопрос, чем руководствуются люди, когда выбирают тот или иной мотив, отвечает понятие социальной установки. Идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у ряда исследователей. Проблема эмоции в структуре личности впервые обсуждалась В. Н. Мясищевым в его теории отношений.
В отечественной психологии теория отношений выступает как уникальная концепция личности. Мясищев включил в структуру личности, наряду с психическими процессами, свойствами и состояниями, отношения человека. Причем отношения выступают как структурообразующий вид психических явлений, определяющий активность личности. Сущность личности определяется ее отношениями к окружающему миру, общественному бытию, к другим людям, к себе. Активность личности заключается в том, что эти отношения реализуются в деятельности людей. Мясищев экспериментально показал регулирующую роль отношений человека в его поведении, их влияние на формирование внутреннего мира человека, на протекание его психических процессов — познавательных, волевых, эмоциональных.
|
|
Представление о личности как о структурообразующей системе отношений дало автору возможность разработать модель развивающейся личности как основу диагностической методики.
Мною были определены нравственные категории — ряд возможных в общении и деятельности категорий социальных эмоций, представленных в виде парных полюсов, которые, как мне представилось, могут играть роль структурообразующей системы эмоциональных отношений личности.
К этим категориям относятся: «Счастье—Горе», «Справедливость- Обида», «Дружба—Ссора», «Доброта—Злоба», «Восхищение—Скука».
Перечисленные социальные эмоции составляют субъективно, ценностную систему из 5 блоков личностных отношений:
1. Блок базового комфорта и благополучия («Счастье—Горе»). Известно, что наиболее остро счастье переживается, когда потребности человека удовлетворяются при оптимальном сочетании положительных и отрицательных эмоций. Человек не может быть абсолютно счастлив. В каждый отдельный момент своей жизни он чувствует себя то умеренно, то безмерно счастливым, то несчастным, то находящимся где- то посередине между крайними состояниями [Додонов Б. И., 1978, с. 91-133].
Понятие «Счастья» является сложным, имеющим когнитивный и эмоциональный компонент, который отражает как оценку своего существования, так и отношение к себе как к счастливому или несчастному человеку. При этом четких и единых для всех людей критериев счастья нет. Социологи, например, выявили, что счастливых людей чаще можно встретить в экономически слаборазвитой Индии, чем в материально благополучной Швеции. Следовательно, уровень жизни мало влияет на переживание собственной счастливости или несчаст- ливости. В связи с этим высказывается мнение, что понятие «Счастье» вряд ли можно оценивать как достаточно конструктивное для психологического исследования [Куликов JI. В., 2000]. Тем не менее современные исследователи, по мнению Г. Э. Бреслава [2004], который ссылается на исследования Beck [Beck А. Т. et al., 1979], вводят поиск счастья в контекст процессов целеобразования, системы ценностей и, что особенно важно, взаимоотношений. «Это приближает нас к более глубокому пониманию этих явлений» [Ермолаева М. В., 2001, с. 388].
|
|
По мнению М. Аргайла [1990], счастье не зависит от возраста, но у мужчин и женщин представление о счастье несколько отличается. Женщины считают себя более счастливыми и удовлетворенными жизнью, чем мужчины. Любовь, семья, радость и смысл жизни для женщин имеют большее значение, чем для мужчин. Для мужчин же большее значение имеют такие факторы, как судьба, везение, устремленность в неизведанное, острота борьбы и радость одержанной победы. М. Ар- гайл определяет счастье как осознание человеком удовлетворенности своей жизнью или как частоту и интенсивность позитивных эмоций.
Горе — это глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего- либо ценного, необходимого. Причины горя могут быть очень разнообразны:
1) Длительная разлука или утрата человека, к которому имеется привязанность, при этом происходит разрушение ставших привычными функциональных связей [Averill J. R., 1968].
2) Серьезная болезнь или увечье самого себя или близкого человека.
3) Утрата ценного имущества, потеря источника средств к существованию; это означает потерю источника удовольствия, радости, благополучия. Все это свидетельствует о том, что горе может рассматриваться как фрустрирующее переживание. Н. Д. Левитов [1964] пишет, что в аффективном переживании горя можно выделить ряд компонентов: жалость к тому, с кем случилось несчастье, и отчасти к себе, ощущение беспомощности, невозможности вернуть все назад, в редких случаях — отчаяние.
К. Изард рассматривает горе как взаимодействие печали, страдания с другими базовыми эмоциями: страхом, гневом и чувством вины. Дж. Эйврил полагает, что горе имеет биологическую основу и генетические механизмы возникновения, служит для обеспечения групповой сплоченности. Отлучение от группы или от определенных членов группы вызывает крайнее физиологическое и психологическое напряжение. По К. Изарду, горе сводится главным образом к страданию, печали, унынию (для него эти эмоциональные переживания синонимичны).
Однако уныние, как уже говорилось, понимается и как безнадежная печаль, и как гнетущая скука, поэтому к горю может относиться только первое понимание уныния. Кроме того, уныние отражает не всякое горе, точнее — не всякой интенсивности. Аффективно проявляемое горе при потере близкого человека никак не сводится к унынию. Лишь когда аффективные проявления горя утихнут, оно может перейти в безнадежную печаль.
2. Блок личностного роста («Справедливость—Обида»). Чувство обиды возникает у человека, когда он считает, что по отношению к нему совершена какая-то несправедливость, имеет место обман, неблагодарность. В основе этого чувства лежит механизм неподтвержденного ожидания относительно значимых других. Но самое главное — это то, что чувство обиды, возникшее у одного из партнеров, может полностью прервать их общение или деятельность. При этом формируются механизмы психологической защиты, препятствующие личностному развитию [Фортунатов Г. А., 1946].
Д. Менделевич [2002] считает, что обида возникает вслед за действием психотравмирующей ситуации, феномен обиды оказывается базовым для дальнейшего формирования аффективных невротических симптомов и синдромов. «Как правило, обида — наиболее широко представленное чувство — возникает вследствие несовпадения завышенного, излишне оптимистичного или доверчивого отношения к окружающим с реальной оценкой их действий в условиях конфликта или любого иного взаимоотношения». Сходная закономерность наблюдается и при аффекте разочарования, и при чувстве растерянности и недоумения.
|
|
Чувство Справедливости — сложное человеческое чувство, выделяемое разными науками, в том числе этикой. В психологии его часто определяют через противоположное — чувство несправедливости: «чувство, что с тобой поступили несправедливо» [Изард К., 2000]. Чувство справедливости очень развито у детей дошкольного и школьного возраста. Известно, что у современных подростков часто можно встретить понятие обостренного чувства несправедливости. Так или иначе, это чувство можно изучать психологически в качестве эмоциональных отношений к нему.
3. Блок взаимоотношений или межличностного взаимодействия («Дружба—Ссора»). Здесь рассматриваются коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении, желании делиться переживаниями, найти отклик, чувства симпатии, расположения, уважения. В то же время ссора может рассматриваться как кратковременный стресс, когда человек подвергается сильной психической нагрузке и последующей мобилизации защитных сил организма. Решающую роль здесь играет реакция участников ссоры, которая может сопровождаться не только состояниями и переживаниями агрессии, но и состояниями воодушевления: «есть упоение в бою». Потому отношение «Дружба—Ссора» — очень важная психологическая информация об уровне развития личности.
В. Н. Мясищев считал, что дружба — это первостепенный результат общения, направленного на общую цель деятельности. «Идеалом человеческих отношений является дружба» [Мясищев В. Н., 1960, с. 16]. Основным признаком дружбы можно считать, прежде всего, лозунг «вместе» — вместе быть, вместе играть, трудиться, вместе отвечать. Второй момент — желание делать что-либо для друга: уступать ему, вплоть до жертвования собой за него.
|
|
К. К. Платонов рассматривает дружбу как сложное моральное чувство, в структуру которого входят: потребность в общении с субъектом дружбы, усиленная привычкой, вызывающей эмоцию удовлетворения
при общении; воспоминания о совместной с ним деятельности и ее результатах; совместные сопереживания, бывшие, существующие и возможные; эмоциональная память; чувство долга; страх потери; престижная (обычно идеализированная) его оценка. Дружба предполагает межличностную аттракцию, то есть проявление дружеских чувств с обеих сторон. Только в этом случае дружба может выполнять функции удовлетворения эмоциональных потребностей, взаимного познания, социального взаимодействия и диалога личностей, принимающего характер личных (интимно-доверительных) отношений. Кроме того, дружба по сравнению с симпатией, влечением, любовью имеет более осознанный, прагматичный характер.
М. Аргайл [1990] отмечает, что дружба в иерархии ценностей человека занимает более высокое место, чем работа и отдых, но уступает браку или семейной жизни. Правда, в разных возрастных группах это соотношение может меняться. Она важнее всего для молодежи, с подросткового возраста до вступления в брак. М. Аргайл указывает три причины, по которым устанавливаются дружеские отношения:
1) нужда в материальной помощи и информации, хотя друзья обеспечивают ее в меньшей степени, чем семья или сослуживцы;
2) нужда в социальной поддержке в форме совета, сочувствия, доверительного общения (для некоторых замужних женщин друзья в этом отношении более важны, чем мужья);
3) совместные занятия, общие игры, общность интересов.
К. Изард при сравнении психологических черт 30 дружеских пар и случайно выбранных пар обнаружил, что среди первых сходство значительно большее. Н. Н. Обозов [1979] тоже обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Однако Т. Б. Карцева [1981], исследовав пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина — разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности и «озабоченности-беспечности».
Чувство враждебности — это неприязненное отношение к тому, с кем человек находится в конфликте. А. Басс [Buss А., 1961] понимает враждебность как узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект.
К. Изард [2000] определяет враждебность как комплексную аффек- тивно-когнитивную черту, или ориентацию личности, что соответст
вует моему пониманию чувства как эмоциональной установки. Гнев, отвращение и презрение — самостоятельные дискретные эмоции, часто взаимодействуют друг с другом, могут стать главным аффективным компонентом враждебности.
Чувство враждебности возникает из отрицательного опыта общения и взаимодействия с каким-либо человеком в ситуации конфликта. Оно легче возникает у обидчивых и мстительных людей. Чувство враждебности проявляется в «агрессивном настроении, агрессивном состоянии» [Левитов Н. Д., 1964], то есть в эмоциях гнева, отвращения, презрения с присущими им переживаниями и экспрессией, которые могут приводить к агрессивному поведению.
К. Изард подчеркивает, что агрессивные вербальные и физические действия входят во враждебность. Враждебное (агрессивное) поведение может проистекать из чувства враждебности, мотивироваться им, но само по себе чувством не является. Чувство враждебности может участвовать в мотивации враждебного поведения (агрессии или, наоборот, уклонений от контакта) в качестве одного из мотиваторов, но подменить весь мотивационный процесс и мотив оно не в состоянии.
4. Блок потенциальной агрессии («Доброта—Злоба»). Переживания, возникающие на основе потребности в содействии и доверии, желания приносить другим людям радость; радости за другого, чувства участия и жалости. В то же время противоположный полюс связан с чувствами враждебности — взаимодействия фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения, когда зло начинает восприниматься как существенная сторона действительности, ведущая к агрессии как механизму психологической защиты.
А. Ф. Лазурский [1922] писал, что в основе альтруизма лежит комплекс эмоциональных свойств человека: чувство симпатии или процесс «вчувствования», аффективная возбудимость, сила и продолжительность эмоций, а также значительное развитие волевой деятельности, направленной на помощь страждущим и нуждающимся, отсутствие эгоизма и себялюбия, доходящее часто до самозабвения и самопожертвования, значительное развитие нравственных качеств, интерес к внутренним, душевным переживаниям.
М. Барнет и Дж. Бриан [Barnett М. A., Brian J. Н., 1974] выявили, что у детей семи лет проигрыш в соревновании ничуть не умаляет их бескорыстное желание помогать другим, а у десятилетних переживание проигрыша подавляет альтруизм.
Озлобленность — это фрустрированность, результат частого подавления обид и злости, форма хронической неприязни ко всем и вся,
ожесточение. Это хроническое состояние раздражения и крайнего, доходящего до жестокости, озлобления, ненависти. Озлобленность формируется постепенно и часто свои истоки имеет в младенчестве. Так, «озлобленными детьми» нередко являются воспитанники детских домов. Озлобленными становятся дети вследствие жестокого обращения с ними родителей и других взрослых. Они относятся к окружающим с таким же равнодушием, черствостью, бессердечием, а порой и жестокостью, с каким относились когда-то к ним. У них озлобленность призвана закрыть собой невыносимые обиды и разочарования. Ненависть проявляется также в злопыхательстве, то есть в исполненном злобы раздраженно-придирчивом отношении к кому- нибудь, а также в клевете, особенно если ненависть носит скрытый характер.
В то же время чувство ненависти может быть полезно для человека. Однако для моральной оценки этого чувства важно знать, на что или на кого направлена ненависть.
5. Блок познавания мира («Восхищение—Скука»). Здесь рассматривается важное личностное отношение, закладывающее основу познавательной потребности ребенка. Скука и связанное с ней состояние монотонии является по своим характеристикам противоположным состоянию эмоционального напряжения. Она часто встречается в производстве [Виноградов М. И., 1966; ЗолинаЗ. М., 1967; Фетискин Н. П., 1974; 1993; ФукинА. И., 1982], в учебной деятельности [Фетискин Н. П., 1993], в учебно-музыкальной [Шурыгина И. А., 1984] и спортивно- тренировочной деятельности [Болдин Н. И., 1975; Фетискин Н. П., 1974; Фидаров М. С., Сопов В. Ф., 1977], да и просто в обычной жизни (так называемая «монотония быта»).
Монотонность влияет на эффективность деятельности, настроение человека, на развитие его личности. Канадский ученый В. Герон [Heron V., 1957], изучавший влияние монотонной окружающей обстановки на психику и деятельность человека, пришел к выводу о необходимости постоянного изменения сенсорного окружения человека для нормального существования. Даже животные инстинктивно избегают монотонной обстановки. Крыса, например, предпочитает использовать в лабиринте различные пути к пище, а не один и тот же; она стремится покинуть пространство, в котором провела много времени, и активно ищет новые или менее изученные участки. Это свидетельствует о том, что стремление к разнообразию впечатлений является важнейшей биологической потребностью. Все авторы, занимающиеся проблемой монотонии, согласны в том, что это состояние — следствие однообразной
деятельности (монотонности). Вопрос только в том, какую деятельность следует считать однообразной.
Многие авторы под монотонностью понимают возникающее при однообразной деятельности состояние и заменяют этим термином понятие «Скука» [Bartenwerfer Н., 1957; Левитов Н. Д., 1964]. Другие авторы [Bartley S. Н, Chule S., 1947] называют монотонностью продолжительное и неприятное однообразие деятельности. В этом случае монотонность характеризует работу, а не состояние человека. Наконец, некоторые авторы характеризуют однообразие работы понятием «мо- нотонии» [Федоришин Б. А., 1960]. Наибольший интерес для нашего исследования представляет субъективная (кажущаяся) монотонность, которая может сопутствовать объективной монотонности, являясь ее отражением в сознании человека. При этом необходимо наличие двух условий, а именно: чтобы выполняемая деятельность не давала умственной свободы, привлекала к себе внимание и в то же время не предоставляла достаточных условий для размышления над заданием, не давала бы повода для творчества [Hacker, 1967]. Это обусловливает, по Г. Бартенверферу [Bartenwerfer Н., 1957], отдачу с суженным объемом внимания.
Но субъективная монотонность деятельности и ситуации может иметь место и без объективной монотонности. Она может быть обусловлена отношением человека к деятельности и ситуации.
Скука сидит в животе у непонимания [КолесовД. В., 2006]. В. Леви блестяще раскрывает вопрос о скуке и борьбе с ней. По мнению В. Леви, у «человеческого детеныша существует природная психогенетическая программа интенсивного развития лобных долей головного мозга как средства борьбы со скукой». Лобные доли жаждут работы, чтобы развиваться, а когда не получают работы или с ней не справляются — тотчас рождают скуку. 90% времени бодрствования у ребенка уходит на сопротивление скуке. Скука рождается, когда умирает игра. Скучные взрослые — это дети, «отравившиеся взрослятиной». Это часто происходит тогда, когда процессы обучения и воспитания идут по пути необоснованного усложнения и не опираются на законы содействия ребенка и взрослого, а также на мотивационно-потребностные законы поиска ребенком личностного смысла освоения любого вида деятельности или знания.
Симптоматика «отравления» — широчайший спектр отупения. Детство творчески питается Большим миром, а Большой мир — детством [КолесовД. В., 2006, с. 251—265]. А где творчество, там не просто интерес или удивление. Там — восхищение! Восхищение — слож
ное чувство, к переживанию которого можно отнести положительные праксические и интеллектуальные чувства: интерес, радость, удовлетворение достижением цели, увлеченность делом, любование достигнутым результатом. Согласно некоторым авторам интерес не является эмоцией [Ильин Е. П., 2002, с. 208], а удивление не имеет положительной или отрицательной окрашенности [Лук А. Н., 1982; Маклаков А. Г., 2000]. Между тем, восхищение связанно с эстетическим утверждением идеалов, которым соответствуют искомые потребности.
Кроме перечисленных, в систему отношений модели развивающейся личности введен ряд социальных объектов: виды учебной и развивающей деятельности детей, учреждения, которые ребенок посещает, и, что очень важно, — собственный выбор ребенка, актуальное предпочтение. Этот самостоятельный выбор рассматривается как ценностная ориентация ребенка.