Тест «Уровень притязаний»

Инструкция. Размеры таблицы 10x3 см, разделена она на 10 столбцов и 3 строки.

1. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в табл. 1 поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний). Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадратике табл. 1, а по сигналу «Стоп» — прекратите рисовать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в табл. 1 рядом с УД (уровень до­стижений).

2. Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможностей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсики»), укажите в табл. 2 ваш уровень притязаний и затем по сигналам экспериментатора «Пуск» и «Стоп» повторите опыт, подсчитайте и запишите в табл. 2 ваш уровень достижений.

3. Данную процедуру опыта повторите для третьей, а затем для четвертой таблицы. (Примечания для экспериментатора смотреть в «Интерпретации».)

Обработка

1. Вычислите ваш уровень притязаний по формуле

УП = (УП2 - УД 1) + (УП3 - УД2) + (УП4 – УД3)

                                 3

где УП2 — уровень притязаний из второй таблицы; УД1 — уро­вень достижений из первой таблицы и т. д. в соответствии с указанными номерами таблиц.

2. Полученные значения уровня притязаний сравните со шка­лой (см. ниже).

Образцы заполнения таблиц представлены ниже:

 

Таблица 1                                           Таблица 2

 

 

УП                  

 

УП                  
                                       
УД                   УД                  

 

Таблица 3                                            Таблица 4

 

 

УП                  

 

УП                  
                                       
УД                   УД                  

 

УП = (УП2 - УД 1) + (УП3 - УД2) + (УП4 – УД3)

                                 3

Психодиагностическая шкала (разработана К. Шварцладером)

Уровень притязаний (УП) = 5 и выше — нереалистично высо­кий; УП = 3 + 4,99 — высокий; УП = 1 + 2,99 — умеренный; УП = -1,49 + 0,99 — низкий; УП = -1,50 и ниже — нереалис­тично низкий.

Уровень притязаний характеризует степень трудности тех це­лей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельнос­ти. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит пе­ред собой те цели, которые реально может достичь, которые со­ответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (притязает на то, чего не может достичь) или зани­женные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за не­посильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высо­ким, но реалистичным уровнем притязаний постоянно стремят­ся к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению труд­ных целей. Лица с умеренным УП стабильно, успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои дос­тижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объяснять­ся: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комп­лексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

Примечание для экспериментатора:

1) размеры таблиц 10x3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1 х 1 см;

2) длительность первого, второго, четвертого опытов по 10 с, а в третьем опыте — 8 с для искусственного создания ситуации неудачи.

Тест «Самооценка»

 

Инструкция. 1. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: акку­ратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, прав­дивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, на­хальство.

2. В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то ка­чество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в лю­дях, под номером 2 — то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажи­те то качество — недостаток — из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, иде­альных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то — нет), под номером 14 — тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 — самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

3. В столбик 2 «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вы­шеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под но­мером 2 — то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами — те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Обработка. 1. Подсчитываем по формуле

где Ri1 (номер) — ранг 1-го качества в 1-м столбике; Ri2 — ранг 1-го качества во 2-м столбике; Д— разность рангов 1-го каче­ства в столбцах. Возводим Д в квадрат. Подсчитаем все Дi, воз­веденные в квадрат, их должно быть 20.

Предположим, что пер­вое слово в столбце 1 — ум (Ri1 = 1), а в столбце 2 это слово находится на пятом месте, т. е. Ri2= 5, тогда по формуле вычис­ляем (1 — 5) = - 4, возводим в квадрат = 16, и так далее для всех слов по порядку (n — количество анализируемых качеств, n = 20).

Затем полученные (Дi2) складываем, умножаем на 6, делим произведение на (n x n x n - n) = (20 х 20 х 20 - 20)= = 7 980 и, наконец, от 1 отнимаем частное, т. е. находим коэф­фициент ранговой корреляции:

 

p = 1 – (6 × ∑ Дi2)/n3 - n

 

3. Полученный коэффициент ранговой корреляции сравни­ваем с психодиагностической шкалой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: