Психодиагностическая шкала

Уровни самооценки

Неадек­ватно низкий   Низкий Ниже среднего   Сред­ний   Выше среднего   Высо­кий   Неадек­ватно высокий  
 (-0,2)-0 0-0,2 0,21-0,3 0,31-0,5 0,51-0,65 0,66-0,8 Свыше 0,8

 

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка сво­ей личности, а также отдельных форм своей активности: обще­ния, поведения, деятельности, переживаний. Само­оценка может быть оптимальной и неоптимальной. При опти­мальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически отно­сится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и ус­пехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка яв­ляется наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К опти­мальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, до­волен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенство­ванию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неопти­мальной — чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализирован­ный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональ­ным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние — аффект неадек­ватности, главной причиной которого является стойкость сло­жившегося стереотипа - завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижа­ется при неудаче, то это может способствовать развитию лично­сти, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализо­вать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труд­нодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка наруша­ют процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особен­но это заметно в общении, где лица с завышенной и занижен­ной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебре­жительного отношения к другим людям и неуважительного об­ращения с ними, слишком резких и необоснованных высказы­ваний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требователь­ны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуж­дений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возника­ет неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №3-4

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи»

 

Инструкция: Соглашаясь или нет с нижеприведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов — «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразу­мевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

Текст опросника

1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отка­за от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижение легкие задания, либо нереально трудные.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.

10.Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11.Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12.Если рискую, то с умом, а не бесщабашно.

13.Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний кон­троль.

14.Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, недо­стижимые цели.

15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.

16.При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.

17.Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня.улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.

20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: