По итогам прохождения учебной практики: психологический практикум студент представляет руководителю практики отчетную документацию (Портфолио профессиональных достижений практиканта), которое включает в себя:
1. Банк методов и методик, используемых студентом для изучения психологических особенностей обучающегося.
2. Результаты изучения индивидуально-психологических особенностей обучающегося (результаты анкетирования, протоколы бесед, и т.п.).
3. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
4. Выводы и формулировка задач дальнейшего гармоничного развития личности обучающегося.
5. Текст и презентация для публичного выступления по результатам изучения психологических особенностей обучающегося.
6. Предписание.
7. Индивидуальное задание.
8. Совместный рабочий график (план).
Изучение индивидуально-типологических особенностей обучающегося осуществляется с помощью различных методов исследования. Основной метод – наблюдение. Для более полного и объективного представления о психологических качествах обучающегося необходимо применять следующие психодиагностические методы: анкетирование, беседа, социометрия.
|
|
На первом этапе работы студент знакомится с предложенной Схемой составления психолого-педагогической характеристики личности обучающегося. Опираясь на разделы плана, студент проводит изучение методом систематического наблюдения, отмечая наиболее проблемные аспекты формирования личности обучающегося. Рекомендуется в течение всей практики постепенно накапливать материал об особенностях личности изучаемого обучающегося. Для этой цели лучше всего завести дневник, в котором отмечать все, связанное с занятиями и поведением ученика. На страницах дневника в первой графе ставится дата, во второй описывается тот или иной факт поведения обучающегося, в третьей даётся объяснение (истолкование) факта с указанием непосредственной причины, его вызвавшей.
Основным методом изучения обучающихся является систематическое наблюдение за их действиями и поступками на занятиях, при выполнении трудных заданий, общественных поручений и т.д. Но метод наблюдения сам по себе, взятый изолировано от других методов и приёмов изучения, не всегда позволяет установить причину того или иного поступка. Поэтому наблюдение необходимо сочетать с опросом и беседой. Беседу можно вести не только с изучаемым субъектом, но и с его товарищами, особенно друзьями, с которыми он проводит значительную часть времени. Также можно использовать метод изучения продуктов деятельности, метод эксперимента.
В результате целенаправленного наблюдения, бесед студентом выделяются аспекты развития личности, требующие наиболее пристального внимания, это и определит дальнейший осознанный и обоснованный подбор методов диагностики, направление исследовательской деятельности студента. Следовательно, план изучения личности по отдельным своим частям может быть изменен в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, если характеристика составляется на слабо успевающего обучающегося, то, естественно, всё, связанное с данным фактом, должно быть предметом особого внимания студента.
|
|
Итогом работы будет развернутая психолого-педагогическая характеристика обучающегося, в которой будут обозначены параметры личностного и познавательного развития, на которые студентом был сделан акцент в процессе изучения. В характеристике можно будет отметить рациональность и эффективность применяемых методов изучения личности, анализ и выделение трудностей обучающегося в учебной деятельности, в личностном развитии в сравнении с возрастными особенностями, обозначение прогноза развития обучающегося и оформление психолого-педагогических рекомендаций по работе с ним.
Характеристика не должна быть односторонней. При многих недостатках в личных качествах обучающегося у него найдутся и положительные черты. И, наоборот, при многих личных достоинствах есть и какие-то недостатки, которые надо заметить и оценить.
Характеристика должна быть насыщена конкретными сведениями о действиях и поступках обучающегося.
Схема составления психолого-педагогической характеристики
Личности обучающегося
I. Общие данные. (Фамилия, имя. Возраст. Общее физическое развитие. Состояние здоровья, условия жизни в семье).