Базовые принципы построения композиции

ИСКУССТВА»

 

Трефилова Светлана Викторовна,

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, КОГОБУ ДОД «Эколого-биологический центр», 620002, г. Киров, ул. Красноармейская д. 11

2012 г.

                                                                                           

 

Данная рабочая тетрадь предназначена для ознакомления детей различных возрастных групп с основами изобразительного искусства. Тетрадь включает основные теоретические вопросы по цветоведению, построению композиций, по истории живописи, подборку цветных репродукций картин известных художников, практические задания и практикумы. Издание ориентировано на педагогов дополнительного образования объединений художественно-эстетического профиля (в данном случае   используется на занятиях в школе фитодизайна).

 

 

Флористика – свободный вид искусства, в чем-то родственный декоративно-прикладному, в чем-то живописи, графике и т.д. Но если живописец работает красками, график – пером, карандашом, то материал и инструмент у флориста иные: он использует в своем творчестве палитру, которую дает растительный мир, выбирает по своему вкусу и замыслу работы растения, подходящие по цвету, форме, фактуре. В этом и заключается особенность работы флориста.

При всем своеобразии, творчество флориста основано на законах и правилах, приятых в ИЗО, и без учета их невозможно выполнить высокохудожественную работу.

Начинающий флорист, не умеющий рисовать, может использовать готовые рисунки, открытки, иллюстрации из журналов и детских книг, рисунки для вышивки и др. Подобные работы при хорошей технике исполнения красивы, декоративны. Но овладев техникой работы с растительным материалом, такое положение не устраивает. Хочется создать что-то свое, волнующее его и неповторимое, проявить свою фантазию в самых разнообразных жанрах. Для этого необходимо понятие о рисунке, цвете, законах перспективы, о композиции и многом другом.

Трудно сказать что-то новое, не зная, что такое ритм, сюжетно-композиционный центр, симметрия, параллельность, равновесие композиции

Необходимо понятие о пропорции, о линии, тональном пятне. При работе над пейзажем нужно знать о понятиях воздушная и линейная перспектива, о взаимовлиянии одного цвета на другой.

 

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира. Мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получается. Оказывается, как много в нашей жизни играет цвет!

Цвет помогает нам узнать о спелости ягод, о времени года, о времени суток. Весь мир в его красоте, форму и материал, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета.

ЦВЕТ – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.

Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок.

ВЕСНА – нежные и не слишком яркие краски. Палитра их состоит из пастельных тонов: кремовый, розовый, голубой, светло-желтый, охра. Для контраста – молодая зелень, морковно-красный, приглушенно - коричневый.

ЛЕТО – сочные, яркие, радостные краски: травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый, оранжевый.

ОСЕНЬ – краски с теплым основным тоном: контраст синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого. Темные красно-коричневый, бордовый, фиолетовый ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Зелень – хвоя.

ЗИМА – светлые оттенки голубого, фиолетового, тона льда, контрасты белого и черного.

Один и тот же цвет у разных народов имеет разное значение. В Китае и странах Азии и Африки белый цвет считается цветом траура. В Европе цвет траура – черный. Зеленый цвет означает надежду, красный – торжество, величие.

Одним из первых исследователей цвета был И.Гете. Он любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекла разного цвета и наблюдал, как при этом изменяются восприятие и состояние человека. Например, красный цвет возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный;

Желтый – теплый бодрящий, веселый, привлекательный;

Оранжевый – веселый, радостный, пламенный, добрый;

Зеленый – спокойный, мирный;

Синий – серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный;

Фиолетовый – одновременно притягивает и отталкивает, полон жизни и вызывает грусть и тоску.

Восприятие цвета индивидуально. Помогает развитию чувства цвета живопись, а также наблюдение красоты цветовых отношений в природе, окружая себя произведениями живописи, народного декоративного искусства, предметами быта.

ЦВЕТглавное выразительное средство в живописи.

Флорист, как и всякий художник, должен иметь четкое представление о цвете, о сочетании цветов, о роли цвета в композиции. Всем известно, что солнечный свет (белый имеет сложный состав. Спектр солнечного света при разложении дает семь составляющих его цветов радуги, переходящих один в другой; красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Цвета (колеры) разделяют на две группы:

АХРОМАТИЧЕСКИЕ (белый, серый, черный). Их нет в спектре. Они лишены цветового тона и отличаются по светлоте.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ (все остальные цвета). Их делят условно на ТЕПЛЫЕ и ХОЛОДНЫЕ. Теплые – это краски лета, огня, жаркого солнца; красный, оранжевый, желтый (зеленый). Теплые цвета оживляют композицию, отвлекают внимание от холодных цветов, зрительно приближают окрашенные в них элементы. Холодные цвета – это краски морских глубин, лесной чащи, неба, бездны космоса; малиновый, фиолетовый, голубой, морской волны (зеленый). Холодные цвета успокаивают, несут умиротворение в жаркий день, но яркие теплые цвета их подавляют. Холодные цвета зрительно отдаляют окрашенные в них элементы композиции.

 

РИСУНОК 1.

 

                                       Цвета

Ахроматические                                     Хроматические

белый

серый

черный                                                                                                                  

                                                                    теплые            холодные       основные          сложные

                                                                   желтый      голубой        красный   оранжевый

                                                                   красный     синий            желтый        зеленый

                                                                   зеленый     малиновый  синий     фиолетовый

                                                                   оранжевый зеленый

 

 

В природе имеются три ОСНОВНЫХ цвета и три СЛОЖНЫХ цвета. Основные – это красный, желтый, синий.

 

РИСУНОК 2.

 

 

Сложные – это оранжевый, фиолетовый, зеленый. Их можно получить при смешении основных цветов: 0 = К + Ж;

                                         3 = С + 3;

                                                                   Ф = К + С.

РИСУНОК 3.

 

Если смешать два соседних в цветовом круге цвета в разных пропорциях, получаются оттенки промежуточных цветов.

РИСУНОК 4.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ цвета противоположны друг другу в цветовом круге; красный - зеленый, желтый - фиолетовый, оранжевый - синий. Цвета могут сочетаться гармонично (красиво) и дисгармонично (некрасиво).

В подборе гармонических цветов поможет цветовой круг Оствальда, предложенный немецкими декораторами (рис.3). Кругом Оствальда можно пользоваться при помощи кругов-шаблонов. Цветовой круг разделен на 6, 12, 24, 48 и т.д. частей.

Законы цветочных гармоний весьма относительны и применяются с учетом различных обстоятельств. Цветовые сочетания бывают; монохроматические (различные оттенки одного цвета), аналогичные (несколько рядом стоящих цветов в круге), контрастные (противоположные цвета), полихроматические (цвета из всех частей круга).

У каждого цвета есть три основных свойства; цветовой тон, насыщенность, светлота.

ЦВЕТОВОЙ ТОН ассоциируется с окраской хорошо знакомых нам предметов. Многие наименования произошли прямо от объектов с характерным цветом; коралловый, песочный, морской, вишневый, малиновый, кофейный и т.д. Цветовой тон определяется названием цвета и зависит от его места в спектре Натренированный глаз при ярком дневном свете различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней(градаций) насыщенности. Развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков.

НАСЫЩЕННОСТЬ цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если какой-нибудь цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, т.е. определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий - голубым и т.д. СВЕТЛОТА – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной.

Ахроматические цвета характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, одни цвета темнее, другие – светлее. Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим   цветом.

Все, что мы видим в комнате, на улице имеет не только форму, но и цвет: яблоко - желтое, кружка - красная, стены – желтые. Это чистые, несмешанные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства. ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ - основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. Он может быть однотонным, но может состоять из разных оттенков.

Вопросы.

1. Дать определение слову «цвет»

2. Как можно охарактеризовать времена года через цвет?

3. Какие две группы цветов (колеров) вы знаете?

4. Дайте характеристику ахроматическим цветам.

5. На какие подгруппы можно разделить хроматические цвета?

6. Что такое круг Оствальда и как им пользоваться?

7. Какой термин ассоциируется с окраской хорошо знакомых нам предметов?

8. Поясните значение слов «насыщенность», «светлота», «локальный цвет».  

Задания.

·          Рисунок 1– Прорисовать схему распределения цветов    (колеров) по группам

·          Рисунок 2 – Зарисовать в цвете основные и сложные

·            Рисунок 3 – Зарисовать в цвете дополнительные цвета

·           Рисунок 4 – Зарисовать четыре оттенка какого-либо цвета

 

СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ

 

Существует три основных способа смешения цветов; ОПТИЧЕСКОЕ. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ, МЕХАНИЧЕСКОЕ.

ОПТИЧЕСКОЕ смешение основано на волновой природе света. Его можно получить при быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета.

Дополнительные цвета (два хроматических) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый). Основные цвета в оптическом смешении – красный, зеленый, синий.

Если вспомнить, как в цирке играют прожектора; при слиянии красного, желтого и синего цвета получается белый цвет.

Если мы смешиваем краски, то получаем совсем другие цвета. Это будет МЕХАНИЧЕСКОЕ смешивание. Основные цвета – красный, синий, желтый. Оно происходит, когда смешиваем краски. Здесь следует четко различать, что цвет и краска – это не одно и тоже. Цвет имеет оптическую природу, а краска – химическую. Цветов в природе гораздо больше, чем красок. Смешение всех красок дает не белый, а грязно-серый, бурый, коричневый, черный.

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ смешение получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков. Это объясняется светорассеянием, особенностью строения глаза и происходит по правилам оптического смешения. Это свойство использовали в своем творчестве художники-импрессионисты. При рассматривании картины с определенного расстояния мелкие мазки зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета.

 

КОЛОРИТ

 

Существенную роль в живописи играет объединение цветов. Обычно объединяют те цвета, которые равны по светлоте и которые близки друг другу по цветовому тону. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется КОЛОРИТОМ. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира, помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным. Колорит бывает теплым и холодным, тревожным и грустным.

Чувство колорита - ценный дар. Выдающимися колористами были Репин, Суриков, Коровин, Врубель, Малявин и др. Изображая действительность красками, необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, т.е. писать цветовыми отношениями.

В дизайне большое внимание уделяется тому, чтобы цвет был взаимосвязан с формой и назначением предмета, придавал ему яркость, нарядность.

 

 

Вопросы

 

1. Назовите три способа смешения цветов.

2. Почему в красных и зеленых лучах прожекторов в цирке мы видим на арене артистов в естественном цвете?

3. Объясните различие понятий «цвет» и «краска».

4. Какой способ смешения цветов применяют флористы?

5. Как колорит помогает художнику раскрыть красочное богатство мира?

Задание

·            Смешайте основные цвета красок попарно, чтобы получить: синий цвет, оранжевый, фиолетовый. А затем смешайте все основные цвета. При механическом смешении красок можно получить как хроматические, так и ахроматические цвета.

·           Вращая волчок с окрашенными секторами: в красный и синий; красный и зеленый; красный, синий, зеленый цвета, - можно наблюдать изменение окрасов в серый, ахроматический цвет.   

 

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной смысл, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа.

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. componere) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Порой словом «композиция» называют картину как таковую – как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. Термином «композиция» называют законченное произведение искусства.

Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.д.).

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет ЗАМКНУТАЯ, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение. Примером данной композиции может служить картина Рафаэля «Сикстинская мадонна»

РИСУНОК 5.

Если необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип ОТКРЫТОЙ композиции. Основные направления линий из центра. Хороший пример – картина И.Шишкина «Рожь».

 

РИСУНОК 6.

 

Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения. Эти схемы имеют вспомогательное значение, они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка.

Еще один прием построения композиции для передачи событий, происходящих в разное время, в разных местах - объединение в единое целое нескольких сюжетов. Это крупное по размеру изображение в центре холста и небольшие рисунки вокруг него. Примеры можно встретить в иконописи, народном искусстве, книжной графике.

Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, то в народном искусстве художник композиционными приемами стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта (Гжель, Хохлома). Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы смещаются над ближними, как в иконе. В иконописи и народном искусстве привлекает ясность образа, необыкновенная целость, плавность и текучесть линий.

Следует обратить внимание на композиционные приемы народного орнамента в изделиях исконно русских промыслов. Пластически-романтический принцип является основой гармонии в изделиях Хохломы, Городца, Павловского Посада и др.

Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с помощью цвета создавался художественный образ.

В композиции важно все - масса предметов, их зрительный вес, размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения многое другое.

Композиция строится по определенным принципам: пропорции, контраст, гармония, масштаб, группировка. Композицию можно расчленить на отдельные элементы: линии, форма, цвет, фактура.

   ТОЧКА — Этот элемент может взять на себя роль акцента, т.е. главную наиболее важную часть композиции. У точки  отсутствует какое-либо направление, но зато она имеет вес (тяжесть), а поэтому может быть центром притяжения взгляда.

ЛИНИЯ. От этого элемента зависит характер композиции. Линия, в отличие от точки, имеет направление, поэтому кажется, что она течет, движется и живет. У человека при виде линии возникают различные чувства, эмоции.

РИСУНОК 7.

Многократно перекрещивающиеся изломанные линии создают впечатление хаоса. В природе эти линии можно наблюдать в кроне деревьев, переплетение трав. Но отнюдь, этот хаос красивый, правильный. Параллельные линии задают строгость, порядок. Горизонтальная линия  дает ощущение спокойствия, фундамента, земли, выражает плоскость в холод. Вертикальная линия  как бы восходит к свету (солнцу), выражает высоту и тепло, поэтому чаще воздействует радостно, празднично. Наклонные линии могут действовать различно: поднимающиеся вверх вызывают активность, сообщают настроение подъема, взлета. Опускающиеся вниз -  пассивны, вызывают чувство печали, скорби.

Есть среди линий, используемых припостроении композиций, еще одна, которая носит название «линии красоты». Эту изогнутую S - образную линию называют по имени английского художника УШ века Уильямса Хогарта. Линия Хогарта является эталоном красоты и изящества. В изобразительном искусстве эту линию можно наблюдать при изображении тропинок, дорог, вьющейся реки и др.   

Вопросы

1. Что означает слово «композиция»?

2. Почему композиции бывают открытые и замкнутые?

3. Как художники размещают важные по сюжету элементы?

Задания

· Рисунок 5 – Выполнить в карандаше рисунок и зарисовать схему закрытой композиции

 

· Рисунок 6 – Выполнить в карандаше рисунок и зарисовать схему открытой композиции

· Рисунок 7 – Зарисовать различные виды линий согласно тексту

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: