Практическое занятие №3

Рабочая тетрадь по дисциплине

 

«Основы философии»

 

Для организации самостоятельной работы обучающихся

 

КУРТАМЫШ

 

 

Рабочая     программа учебной    дисциплины разработана на   основе       Федерального Государственного образовательного стандарта–ФГОС по специальностям Среднего профессионального образования (СПО)

 

Организация-разработчик: Куртамышский сельскохозяйственный техникум

 

 

Разработчик:

Зайцева Елена Михайловна преподаватель первой категории Куртамышского сельскохозяйственного техникума – филиала ФГБОУ ВО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева»

 

Рассмотрена, одобрена и рекомендована

К применению на заседании

Предметной цикловой комиссии

Председатель:_______________

Протокол № от г.

 

 

Пояснительная записка

 

 

Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы философии» рассчитана на студентов всех специальностей Куртамышского сельскохозяйственного техникума.

Содержание тетради представляет совокупность заданий (виде написания эссе, заполнения таблиц, схем, проблемных вопросов, выстраивания логической цепочки ит.д.), разработанных в деятельностном подходе. Задания тетради расположены в логической последовательности, согласно изучаемым темам курса. Для выполнения заданий необходимо обращение, как к материалам лекционных занятий, так и к учебной и научной литературе. Большинство заданий    предполагает       критическую оценку определенных явлений действительности, выражение собственной точки зрения.

Рабочая тетрадь является дополнением к курсу «Основы философии» и позволяет студенту при грамотном и своевременном выполнении всех заданий рассчитывать на получение высокой отметки по дисциплине, с учетом рейтинговой системы оценивания знаний студентов.

 

Оглавление

 

Пояснительная записка……………………………………………………………………...     

Тема 1.Роль философии в жизни общества……………………………………………….      

 

Тема 2.Древневосточная философия……………………………………………………...       

 

Тема 3.Античная философия………………………………………………………………       

 

Тема 4.Философия средневековья…………………………………………………………      

 

Тема 5.Философия нового времени……………………………………………………….      

Тема 6.Русская философия…………………………………………………………………      

 

Тема 7.Бытие ……………………………………………………………………...         

 

Тема 8.Проблема сознания в философии…………………………………………………       

 

Тема 9.Теория познания……………………………………………………………………       

Тема 10.Философия и наука, ………………………………………………………      

 

Тема 11.Проблемы философской антропологии…………………………………………      

 

Тема 12. История философии……………………………………………………….     

Тема13.Глобальные проблемы современного мира……………………………………...      

Список литературы……………………………………………………………………….

Словарь…………………………………………………………………………. 

Методические рекомендации по выполнению заданий рабочей тетради……………….

 

Методические рекомендации при работе с литературой…………………………………

 

 

Тема 1.Роль философии в жизни общества

Практическое занятие №1

 

1.Пояснение терминов:

Мировоззрение______________________________________________________________________

Мифология_________________________________________________________________________

Религия____________________________________________________________________________

Философия_________________________________________________________________________


Практическое занятие №2

Какие из перечисленных ниже смыслов связываются со словами «философия», «философ», «философский», «философствование» в обыденном словоупотреблении? Заполните таблицу.

 

СЛОВО СМЫСЛЫ
Философия  
Философия  
Философский  
Философствование  

 


Практическое занятие №3

 

Выполнить кейс –задачу:

Мифология – это древнейшая фрма мироощущения и деятельности людей, основанная на ____________ переживании мира. (Варианты ответов):

 

Эмпирическом

Рациональном

Художественно-эмоциональном

Научном

Особенностями мифологического сознания являются (Указать не менее 2-х вариантов ответов)

Национализм

Социоантропоцентризм

Нигилизм

Эгоцентризм

 Практическое занятие №3

 Запишите понятие мировоззрения. Перечислите категории мировоззрения. Какие из них, по вашему мнению, наиболее характерны для разных типов мировоззрения?

Назовите основные характерные черты и функции типов мировоззрения. Определите различия исторических типов мировоззрения. Заполните таблицу.

Тип мировоззрения Основные черты Основные функции
     
     
     

 

Тема 2.Древневосточная философия.

 

Практическое занятие №1

 

1.Йога как система упражнений появилась во II в. н.э., однако не утратила своей популярности в настоящее время. Объясните философский смысл данного учения. Чем объясняется его столь длительная популярность? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Практическое занятие №2.

 

2.Центральным понятием философии буддизма является «страдание».Можно ли говорить об излишней   пессимистичности, характерной для древнеиндийской философии?(Ответ обоснуйте). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практическое занятие №3

 

3.Познакомьтесь с мыслями древнекитайского философа Конфуция. Какие ценности характерны для древнекитайского общества и его культуры? Выпишите их. Как Вы считаете, потеряли ли они свое значение сегодня?.

Учитель сказал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и они справятся».

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Цзи Кан-цзы спросил:«Как сделать народ почтительным,преданными старательным? Учитель ответил: «Если вы будете в общении с народом строги, то народ будет почтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы (кнароду), то народ будет предан. Если вы будете выдвигать добродетельных людей и на ставлять тех, кто не может быть добродетельным, то народ будет старательным».

 

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое занятие №4

Самыми известными религиозно – философскими учениями Древней Индии являются (Указать не менее 2-х вариантов ответов)

иудаизм

конфуцианство

джайнизм

буддизм

 

 

Тема3.Античная философия.

Практическое занятие №1

Задание для самостоятельной работы.

Самое известное из открытий Пифагора – это теорема о том, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Как и семь мудрецов, Пифагор давал наставления о том, как надо жить. Но если у мудрецов все было сказано кратко и ясно, то у Пифагора все загадочно и иносказательно. Объясните, как вы понимаете высказывания ученого?

Не разгребай огонь ножом.

Не ешь сердца.

Не разламывай хлеб надвое.

Помогай ношу взвалить, а не сваливать.

Что упало, не поднимай.

По торной дороге не ходи.

 

 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Практическое занятие №2

Заполнить таблицу: Философские школы Древней Греции и Рима:

Наименование школы   Представители   Суть учения
Древняя Греция      
     
     
     
     
     
     
Древний Рим      
     

 

Практическое занятие №3.

 Прочитайте ситуацию из жизни Диогена и предположите, как мог ответить философ на заданный ему вопрос?

Когда он грелся на солнце, Александр Македонский, остановившись над ним, сказал:

«Проси у меня, чего хочешь»; Диоген отвечал: «__________________________________».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: