Практическое использование синтаксических единиц разного уровня для развития речевых навыков

 

1. Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

                 

                        Все в лесу поет

в, пошли, лес, мы, весной

легкий, дыхнул, ветерок

в, запели, все, лесу, деревья

каждое, свою, пело, песню, дерево

пела, белокорая, песенку, красавица, нежную, береза

песней, дуб, мужественный, учил, своей, быть, и, отважными, нас, сильными                                                                         (По В. Сухомлинскому)

2. Из данных слов составь предложения так, чтобы первое и второе начинались с подлежащего, третье - с второстепенного члена предложения,  а четвертое - со сказуемого.

 

· Не совсем, еще, роса, сошла.

· Как в серебре, листья, блестят.

· Бабочки, порхают, весело.

· Трудолюбивые, жужжат, пчелы.

 

3. Преобразуйте словосочетания, изменив схему «глагол + существительное в В.п.» на «существительное + существительное».

 

Собирать макулатуру - сбор макулатуры.

Выполнить задание - выполнение задания.

Перевыполнить норму - перевыполнение нормы.

Определить победителей - определение победителей.

Поехать на экскурсию - поездка на экскурсию.

 

4. Сравните. Определите признаки предложения и словосочетания.

 

Ученик читает.                                 читает книжку

Бьется сердце.                                   горячее сердце

Учитель воспитывает.                     воспитывает человека

Настала осень.                                  ранняя осень

Колосится пшеница.                        золотая пшеница

5. Подберите словосочетания, которые отвечают следующим моделям.

 

Существительное + существительное в Д. п.

Существительное + прилагательное

Существительное + существительное в П. п.

Глагол + существительное в В. п.

6. Вставьте пропущенные предлоги. Сравните значения полученных словосочетаний.

 

Положить (на, в, под) стол

Повесить (над, за, под, перед) столом

7. Подберите предлоги. Сравните значения.

 

Перейти … широкую улицу

Лететь … родным городом

Забраться … высокую гору

 

8. Подобрать к словам - названиям предметов слова - названия признаков. Что изменилось в предложениях?

 

Пришла зима (долгожданная, холодная, лютая).

Выпал снег (белый, пушистый, искристый).

 

9. Прочитать слова каждой строки и образовать пару: слово-название предмета и его признак:

 

а) счастливый, усталый, веселый, холодный дождь;

б) солнечный, темный, звездный, светлый день;

в) новая, безмятежная, радостная, сладкая школа.

 

- Почему нельзя образовать словосочетания со всеми возможными прилагательными?

 

10. К словосочетаниям с предлогами подобрать слова, которые указывают на признак предмета:

 

остановиться перед … дедушкой (веселым, старым, добрым, седым);

положить на … стол (письменный, чистый, полированный);

приехать в … Киев (родной, зеленый, прекрасный).

 

11. Замените выделенное слово однородными членами предложения.

 

Уже прилетели птицы.

Уже прилетели грачи, скворцы, ласточки, стрижи.

В садах собрали урожай фруктов.

В садах собрали урожай яблок, груш, слив.

Детивыступали на сцене.

Мальчики и девочки пели, танцевали, декламировали на сцене.

12. Прочитайте пары предложений. Сделайте синтаксический разбор. Сравните.

 

На столе лежит хлеб из пшеницы.

На столе лежит пшеничный хлеб.

За окном качается ветка яблони.

За окном качается яблоневая ветка.

 

13. Прочитайте пословицы. Одинаково ли следует читать пословицы с союзами а и и?  Для какого союза характерна интонация противопоставления, а для какого - объединения?

 

Умным никто не родился, а научился.

И будний день, и воскресенье - ленивому все безделье.

Книга - ключ к наукам и знаниям.

Не говори: «Не умею», а говори «Научусь».

 

14. К данным словам подберите близкие по значению слова с частицей не. Запишите их по образцу: Отдыхает - не работает.

 

Грустит, голодает, молчит, смеется, ходит, лежит.

 

15. Прочитайте словосочетания. Спишите, раскрывая скобки. Могут ли предлоги стоять перед глаголами? Обозначьте приставки глаголов.

 

(За)шел (за)товаришем. (До)шла (до)дома. (С)вернул (с)дороги.

 

16. Прочитайте и объясните, когда так пишут. С парой слов составьте предложения.

 

Отмыла - от мыла, поднос - под нос.

 

17. Составьте из двух простых предложений одно сложное.

 

В наших лесах мало муравейников.

Гибнут они во время рубки леса.

18. Составьте предложение, которое состоит только из главных членов предложения. Распространите его.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: