Цели исследования развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста
В исследовании принимали участие 32 практически здоровых школьников в возрасте 15-16 лет, обучающиеся в Артековской специализированной школе I-III ступени с углубленным изучением английского языка.
Исследования, составившие содержание настоящей работы, проводились в период с октября по декабрь включительно 2011 - 2012 учебного года.
До включения в исследование школьники методом случайной выборки были разделены на основную (8 мальчиков и 8 девочек), и контрольную (8 мальчиков и 8 девочек) группы, которые были сопоставимы по возрасту и полу.
Группы комплектовались по возрастному и половому признаку. Комплекс упражнений был направлен на развития силовых способностей подростков и интереса к регулярным занятиям физической культурой.
Ученики контрольной группы занимались по традиционной образовательной программе при обычном двигательном режиме.
Учащиеся основной группы обучались по предложенной методике. Занятия включали в себя два урока физкультуры в неделю, два дополнительных занятия по развитию силовых способностей, продолжительность которых составляло 60 минут.
|
|
Применялись упражнения для выполнения в домашних условиях с предварительным их разучиванием на занятиях и последующей регулярной проверкой выполнения.
В соответствии с поставленными целями и задачами настоящее исследование проводилось в три этапа.
На начальном этапе осуществлялся анализ научно - методической литературы, уточнялась методология экспериментальных исследований, особенности выполнения методик и оценки состояния исследуемых. Определялся уровень физического развития, а также уровень физической подготовленности детей.
На начальном и заключительном этапах исследования с помощью контрольных тестов проводилась комплексная оценка физической подготовленности и физического развития школьников данного возраста.
Тенденция роста силовых способностей у детей старшего школьного возраста, ухудшение показателей физического развития детей, выдвигают на первый план проблему изучения закономерностей изменения антропометрических и силовых показателей под влиянием различных методов воздействия. Для практической реализации поставленной цели и задач исследования нами применялись:
1. Оценка физического развития;
2. Оценка физической подготовленности;
3. Методы математической обработки;
4. Определение физического развития школьников осуществлялось с помощью антропометрии.
В качестве исследуемых показателей использовали длину тела, массу тела, объём грудной клетки на вдохе, объём грудной клетки на выдохе, объём талии.
|
|
Рост стоя измерялся ростомером. При измерении роста стоя, ребенок становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с головой.
Масса тела определяется взвешиванием на рычажных медицинских весах. Масса тела суммарно выражает уровень развития костно-мышечного аппарата, подкожно-жирового слоя и внутренних органов. Объём грудной клетки и талии определялись с помощью специального медицинского метра.
Уровень физической подготовленности определялся нами с помощью следующих тестов: подтягивание (мальчики в висе на перекладине, девочки в висе лежа на низкой перекладине); упражнения для мышц брюшного пресса (из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой, поднимание туловища и опускание в исходное положение за 30 с); сгибание и разгибание рук в упоре лежа; приседания за 30 секунд (табл. 2.1.1.) [18; с.35].
Реализация правильно организованной методики занятий позволяет существенно улучшить здоровье учащихся, изменить в положительную сторону отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Статистическую обработку результатов исследования проводили с использованием электронных таблиц Microsoft Exсel. Гипотезу о равенстве средних значений оценивали по t - критерию Стьюдента. Вероятность того, что статистические выборки отличались друг от друга, существовала при р < 0,05.
Программа упражнений для развития силовых способностей детей старшего школьного возраста так же в себя включает:
1. Беседы и встречи с учителями-предметниками - разъяснение целей, задач самостоятельных занятий по силовой подготовке школьников.
2. Воспитательная и разъяснительная работа с учащимися, занимающимися:
а) объяснение и разучивание упражнений в рамках самостоятельной физической подготовки;
б) микросоревнования по одному из тестов на плановых уроках;
в) новые индивидуальные установки для самостоятельных занятий с учётом соматического типа каждого ученика и результатов микросоревнований.
Программа упражнений Карасёва А.В. Занятия следует начинать с тщательной разминки всех групп мышц. Оптимальное время между концом разминки и началом тренировочной нагрузки составляет около 15 минут (от 5 до 20мин.). Окончанием разминки, в большинстве случаев, считают начало потоотделения, связанного с повышением температуры тела. [физиология].
· Комплекс №1 применяемый в первый месяц тренировок.(приложение 5)
· Комплекс упражнений № 2, используемый на втором месяце тренировок: (приложение 6)
· Комплекс упражнений № 3 для развития силы на 3 месяце тренировки: (приложение 7)
Методы исследования