Логика и её социальное значение

Тема 1. ЛОГИКА КАК НАУКА

ПЛАН:

1. Логика и её социальное значение.

2. Мышление как объект логики.

3. Абстрактное мышление как предмет логики.

4. Место логики в системе научного знания и её методологические основания.

5. Логическое мышление и язык.

6. Понятие о логической культуре.

 

Логика и её социальное значение

 

Слово «логика» постоянно употребляется в повседневной жизни в самых разных контекстах, для характеристики различных явлений и действий. В своей речи мы очень часто используем такие выражения, как «логика вещей», «логика фактов», «логика событий», «логика исторического развития», «логика характера», «логика принятия решений», «логика спора», «логика конфликта». Что этим мы хотим сказать?

Термин «логика» имеет древнегреческое происхождение: греческое слово logos означает в переводе «мысль», «слово», «разум», «рассуждение», «закономерность». Это слово присутствует в названии целого ряда наук: биология, психология, социология, политология, культурология, этнология, конфликтология, криминология и др.

Логикой пронизана вся жизнь человека, даже если мы этого и не замечаем. Герой одного из рассказов английского писателя начала ХХ века Гилберта Честертона заметил: «Быть может, он безумец, но в его безумии есть логика. Почти всегда в безумии есть логика. Именно это и сводит человека с ума». Здесь «логика» как раз означает наличие в мыслях определённой общей линии, от которой человек не в силах отойти. Недаром, ещё в древности заметили, что логику невозможно опровергнуть, потому что для этого необходимо применить саму же логику.

В настоящее время термин «логика» употребляется в трёх смыслах:

1) объективная логика – для обозначения определённой последовательности в изменении, взаимозависимости событий и явлений окружающего мира;

2) субъективная логика – для обозначения закономерностей в связях и развитии мыслей, которые являются опосредованным отражением объективных закономерностей («логика мышления», «логика рассуждения»);

3) наука – система знаний о формах и правилах мышления человека, ведущая к достижению истины («логика научного исследования»).

Логика – сложный феномен духовной жизни человека. Её возникновение в рамках философии было связано с осознанием людьми потребности в познании окружающего мира и поиске истины. Но добыть истинное знание, отделить его от ложного всегда нелегко. Тернист путь к истине. Как образно сказал К. Маркс, «в науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достичь её сияющих вершин, кто, не страшась усталости карабкается по её каменистым тропам».

Чтобы знание о мире было истинным, мышление человека должно быть безупречным, правильным. Определённые законы есть не только у природы и общества, но и у самого мышления. Знание этих логических законов является залогом научных открытий и изобретений.

Значение логики для человека и общества заключается в следующем:

1). Логика играет ключевую роль в познавательной деятельности, помогает доказывать истинные суждения и отвергать ложные. Она учит мыслить чётко, лаконично, правильно. Аргументация человека, владеющего логикой, более убедительна, он реже совершает ошибки и впадает в заблуждения.

2). Логика способствует становлению самосознания личности, интеллектуальному развитию, формированию мировоззрения, помогает разбираться в различных жизненных ситуациях и проблемах.

3). Логика широко применяется в различных сферах общественной жизни:

а) в науке – выдвижение и обоснование научных гипотез, формулирование теорий;

б) в образовании – обучение, чтение учебной литературы, написание рефератов и сочинений, подготовка докладов и выступлений, критическое восприятие и анализ новой информации;

в) в медицине – постановка диагноза и выбор методов лечения;

г) в экономике и управлении – составление планов и прогнозов, издание приказов и распоряжений, принятие управленческих решений, проведение совещаний, общение в коллективе;

д) в журналистике – донесение точной информации до широких слоёв населения.

Большое значение имеет применение логики в правовой сфере:

1) в процессе законотворчества – создаваемые правовые нормы должны быть чёткими, логически выверенными, однозначными, не допускать никакой двусмысленности во избежание в дальнейшем правовых коллизий;

2) в правоприменительной практике – сбор фактических доказательств о правонарушениях, выстраивание следственных версий, единообразное применение норм законов, строгая регламентированность правовых ситуаций;

3) в судебных процессах – точность и аргументированность речи прокурора и адвоката в условиях состязательности в ходе судебных заседаний, умение видеть несогласованность в показаниях потерпевших, подозреваемых и свидетелей, правильно составлять служебные документы и т. д.

Всё это требует вооружения будущих юристов теоретическими знаниями о формах абстрактного мышления, формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, основах теории аргументации.

Очевидно, что изучение логики юристом не может заменить специальных правовых знаний. Однако оно способствует тому, чтобы каждый будущий правовед стал хорошим специалистом в своей области. Недаром известный русский юрист Анатолий Фёдорович Кони считал, что образованный юрист должен быть человеком, в котором общее образование идёт впереди специального. А в системе общего образования одно из ведущих мест принадлежит формально-логической подготовке. Вот почему, по мнению выдающегося отечественного педагога Константина Дмитриевича Ушинского, логика должна стоять в преддверии всех наук. Развивая способность правильно мыслить, логика даёт знания, необходимые для основательного, глубокого усвоения студентами профилирующих юридических учебных дисциплин.

Таким образом, социальное значение логика выражается в выполняемых ею функциях:

1). Мировоззренческая – даёт обобщённый взгляд на мир и отношение человека к этому миру.

2). Познавательная – объяснение процессов и законов мышления, открытие истинного знания о мире.

3). Методологическая – средство дальнейшего научного познания мира, логический метод относится к общенаучным методам.

4). Идеологическая – столкновение различных идейных течений, политических взглядов.

5). Практическая – применение логики в различных сферах профессиональной деятельности.

Значение логики так определил известный английский философ Джон Стюарт Милль (1806 – 1873): «Логика – великий преследователь тёмного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время когда мы его не понимаем. Я убеждён, что в современном воспитании ничто не приносит большей пользы для выработки точных мыслителей, остающихся верными смыслу слов и предложений и находящихся постоянно настороже против терминов неопределённых и двусмысленных, как логика».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: