МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НОВОСИБИРСКЙЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Институт философии и права
Кафедра теории и истории государства и права, конституционного права
Магистерская программа «Конституционное право, муниципальное право,
конституционный судебный процесс и государственное, муниципальное
управление»
Реферат
по дисциплине «Конституционализация правовой системы и правопорядка»
на тему: «Конституционализация и развитие принципов правового государства: проблемы обеспечения в деятельности органов государства»
Выполнил:
магистрант 2 курса обучения
группы ИФП-18912
Елисеева Кристина Андреевна
Проверил:
д. ю. н.,проф. Кравец И.А.
Новосибирск – 2020
Содержание
Введение 3
1. Принципы правового государства 3
2. Конституционализация и развитие принципов правового государства 4
3. Проблемы обеспечения принципов правового государства в деятельности органов государства 5
Заключение 6
Библиографический список 7
Введение
Большинство стран мира в настоящее время позиционирует себя правовыми государствами. Значительные потери, вызванные войнами двадцатого века, привели к формированию общего понимания ценности человеческой жизни и других прав и свобод человека. Правовое государство подразумевает такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации.
В нашей стране в начале двадцатого века проблемами правового государства занимались правоведы, философы и политические деятели, как Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и другие. Однако идеи правового государства были отвергнуты советской правовой доктриной. Только в конце 80-х годов прошлого века проблема правового государства вновь возвращается в общество как тот идеал, к которому следует стремиться при реформировании его политических структур.
В каждом государстве в силу исторических, географических и иных признаков формируются собственное понимание правового государства, но имеют место быть и общепризнанные нормы и принципы. Именно по таким признакам можно отнести государство к категории «правовое».
Принципы правового государства
Идея правового государства направлена на ограничение власти государства правом, а также на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с данным государством. Термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой половине девятнадцатого века. Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом.
Под правовым государством, по мнению Д.Н. Миронова, необходимо понимать «государство, организация которого подразумевает взаимодействие органов государственной власти и должностных лиц с гражданами на основе права».[1] Правовое государство как идея, взятая на уровне абстракции, реализуется исторически конкретным обществом, в определенной географической среде, при стечении своеобразных культурных, экономических, политических и ментальных условий.
В современном мире правовое государство базируется на следующих принципах:
1) верховенства права;
2) признание прав и свобод человека высшей ценностью;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) конституционная и судебная защита прав и свобод человека и гражданина;
5) принцип равноправия;
6) разделение властей;
7) содействие развитию институтов гражданского общества.[2]
В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации наше государство «есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».[3] В соответствии с данным положением в нашем государстве признаются и гарантируются все вышеперечисленные принципы правового государства.
Отличием правового государства является его способность обеспечивать соблюдение законов, поддерживаемых гражданским обществом, с целью защиты прав и свобод личности, а также на создание необходимых условий для жизнедеятельности граждан и на справедливое урегулирование конфликтов и противоречий.
Одним словом, правовое государство стало закономерным итогом политических и иных событий двадцатого века. Отнесение государств к категории «правовое государство» возможно лишь при существовании определенных принципов.
Конституционализация и развитие принципов правового государства
Зачатки принципов правового государства можно пронаблюдать в виде идей гуманизма, а также в стремлении ограничить притязания господствующего класса. Человечество сделало огромный прорыв в определении ценности прав каждой личности вне зависимости от ее положения. Так, в Конституции Российской Федерации принцип господства права воплощается в верховенстве Конституции Российской Федерации и федеральных законов, в примате федерального права над правом субъектов Российской Федерации, в высшей юридической силе основного закона, в приоритете норм международного права и международных договоров над нормами федерального законодательства.
Судебная защита является неотъемлемым элементом механизма гарантий прав и свобод личности. Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод об увеличении количества обращений в конституционные, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Данное явление имеет как положительные черты, так и отрицательные показатели. Увеличение числа обращений в суд свидетельствует о росте правового сознания населения, но увеличивает нагрузку на аппараты судов.
Конституция Российской Федерации закрепила среди основ конституционного строя принципы взаимоотношений общества и государства, создала необходимые юридические основы для формирования и развития гражданского общества. Основой формирования гражданского общества выступают институты «частной собственности, общественные и иные некоммерческие организации, свободный рынок с социально ориентированной экономикой, неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина».[4]
Правовое государство может быть построено только на основе гражданского общества, развитость которого, в свою очередь, зависит от степени реализации принципов правового государства. При исследовании проблем правового государства необходимо анализировать возникающие вопросы как с позиции нормы права и правового регулирования, так и с точки зрения справедливости деятельности государства и выполнении им своего долга по отношению к обществу.
Одним словом, провозглашение России правовым государством - значительный шаг вперёд по пути развития российского конституционного строя, конституционализма. Однако не все принципы правового государства эффективно реализуются и обеспечиваются в правовой системе.