Понятие символа, его особенности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

(ЛНУ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО)

 

 

Институт культуры и искусств имени Джульетты Якубович

 

Кафедра изобразительного и декоративно-прикладного искусства

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «История изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

 

на тему: «Символический характер христианского средневекового изобразительного искусства»

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

направления подготовки: «Изящные искусства (Изобразительное искусство)»

Мазур А.А.

Проверил: преподаватель

кафедры изобразительного и декоративно – прикладного искусства
Григораш О.В.
Количество баллов ______

 

 

Луганск, 2020 год



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИМВОЛА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ…………………………………………………………………….4-7

1.1. Понятие символа, его особенности…………………………………..4-5

1.2. Роль символов в изобразительном искусстве……………………….6-7

Глава 2. СИМВОЛИКА ХРИСТИАНСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА……………………………………….8-11

2.1. Характерные черты средневекового искусства……………………8-9

2.2. Символизм христианского изобразительного искусства эпохи Средневековья………………………………………………………………….10-12

Заключение.............................................................................................................13

Список использованной литературы...................................................................14

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема символов и терминов всегда стояла перед человечеством. Без единого словаря невозможно развитие ни одной области человеческой деятельности. У каждого символа есть своя история, уходящая вглубь веков. Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего, то есть зрителя. Сама структура символа направлена на то, чтобы погрузить каждое частное явление в стихию «первоначал» бытия и дать через это явление целостный образ.

Между символом и искусством существует родство, символ унаследовал его социальные и коммуникативные функции. Изучая символ, мы не только разбираем и рассматриваем его как объект, но одновременно позволяем его создателю апеллировать к нам: так художник не только вызывает чувства в зрителе, но и делает его сопричастным к происходящему на картине.

Для христианства взаимосвязь символа и образа была онтологически неразрывна. Христианский символ всегда неразрывно связан с понятием о Творце. Значения «символа» и «образа» часто встречаются и пересекаются. С самого зарождения христианство было наполнено символами, отражавшими высшую трансцендентную реальность. Раннехристианский символизм стал определенной ступенью в развитии художественного языка священных изображений. Именно символические изображения заложили основной принцип понимания христианской живописи: за внешней формой видеть внутреннее содержание, то, что потом в иконописи будет осознанно как образ и первообраз [6, с. 165-166].

В средневековой живописи христианская символика нашла разнообразные выражения, которые трактуются и на сегодняшний день, таким образом, ее изучение на сегодняшний день является актуальным.

Объектом нашего исследования является христианское изобразительное искусство. Предметом – символический характер христианского средневекового изобразительного искусства

Цель работы: рассмотреть символический характер христианского средневекового изобразительного искусства.

В соответствии с поставленной целью мы определили такие задачи:

- выяснить понятие символа, описать его особенности

- определить роль символов в изобразительном искусстве

- установить характерные черты средневекового искусства

- рассмотреть символизм христианского изобразительного искусства эпохи Средневековья

 

 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИМВОЛА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

 

Понятие символа, его особенности

Слово «символ» – это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания [7, с. 312]. В символе этим «другим», значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.). Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом.

У древних греков под словом «символ» подразумевался любой вещественный знак, имеющий условное тайное значение для определенной группы лиц, например для поклонников Кибелы, Митры. Символами назывались также знаки отличия государственных, общественных и религиозных объединений. Когда возникли христианство и многие тайные религиозные общества (ереси), символами стали называть знаки-пароли, по которым единомышленники узнали друг друга (например, знак рыбы). За кратким изложением основ тайного учения закрепилось выражение «символ веры» [10, с. 248].

В сходном с указанным выше смыслом используется символ и в наши дни. Многозначное употребление слова «символ» затрудняет дать ему общее определение, установить, чем же он отличается от других знаков. Ближе всего к пониманию специфики символа стоит трактовка художественных символов.

Ценностный характер значения символов отличает его от всех других видов знаков – от условных знаков, знаков-указателей, эмблематических знаков (или эмблем), от изобразительных (иконических) знаков, или изображений, от аллегорических знаковых структур и др. Все эти знаки, функционируя в своем прямом назначении, несут информацию понятийного, смыслового, но не ценностного характера. В тех же случаях, когда они используются для выражения ценности, они приобретают символическое значение.

Своеобразие символа связано не только с особенностью его значения, смысла, но и с характером его внешней стороны – «означающим». В отличие от условных знаков символ – мотивированный знак. Означающая сторона символа всегда каким-то образом связана с тем, что она обозначает, имеет с ним какое-то сходство, иногда очень опосредованное, ассоциативное. Обручальное кольцо как символ надежности и прочности (в принципе – вечности) брака своей внешней формой указывает на то, что он символизирует. Мотивированность присуща не только символу, но и другим знакам – изображению, аллегории, многим эмблемам, но в символе она помогает выразить эмоциональную оценку, содержащуюся в нем [10, с. 283].

В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов. Это могут быть исторические символы (например, Бородинское поле как символ боевой славы русского оружия, гробница Наполеона как символ величия Франции и др.), религиозные (крест, иконы, мощи святых и др.), мифологические (миф о Прометее как символ самоутверждения человека в борьбе с чуждыми внешними силами и др.), идеологические и пропагандистские (программы, лозунги, воззвания, конституции и др.), нравственные (белый цвет как символ нравственной чистоты и др.), художественные (произведения искусства, в особенности монументального) [2, с. 197-198].

Символ обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации и часто зависит от эпохи, религии, культуры народа. Если же символ многозначен, то надо брать то из его значений, которое соответствует эпохе, времени, общему строю, духу картины – не противоречит ему и не разрушает его.

Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 – символ совершенства и завершенности (семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов); синий цвет (цвет неба) – символ всего духовного; форма круга, напоминающая солнце и луну – символ божественного совершенства [10, с. 182].

Другая группа символов – предметы, явления, или действия, а также художественные образы, воплощающие какую-либо идею. Например, оливковая ветвь – символ мира, цветок нарцисса – символ смерти, младенец – символ человеческой души. Свет – символ духовного прозрения, божественной благодати; радуга (встреча Неба с Землей) – символ примирения Бога с людьми, прощения людских грехов. Ткачество символизирует создание вселенной, мира, определение судеб всего сущего; рыбная ловля – обращение в свою веру (Христос научил своих учеников быть «ловцами человеков»). Художественный образ кентавра – символ низменных страстей, распрей (если изображен с колчаном, стрелами и луком), в религиозных композициях – символ ереси. Символ связан с внешними признаками предмета и всегда отражает его глубинную сущность. Например, сова – ночная птица, поэтому одно из ее символических значений – сон, смерть [7].

Особенностью произведения искусства как художественного символа является то, что важнейшей и неотъемлемой составляющей его ценностного значения выступает эстетическое качество. Каково ни было содержание произведения искусства, оно всегда, если это подлинное искусство, одновременно выступает как символ прекрасного, красоты, гармонии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: