МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
(ЛНУ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО)
Институт культуры и искусств имени Джульетты Якубович
Кафедра изобразительного и декоративно-прикладного искусства
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «История изобразительного и декоративно-прикладного искусства»
на тему: «Символический характер христианского средневекового изобразительного искусства»
Выполнила: студентка 1 курса
направления подготовки: «Изящные искусства (Изобразительное искусство)»
Мазур А.А.
Проверил: преподаватель
кафедры изобразительного и декоративно – прикладного искусства
Григораш О.В.
Количество баллов ______
Луганск, 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИМВОЛА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ…………………………………………………………………….4-7
1.1. Понятие символа, его особенности…………………………………..4-5
1.2. Роль символов в изобразительном искусстве……………………….6-7
Глава 2. СИМВОЛИКА ХРИСТИАНСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА……………………………………….8-11
2.1. Характерные черты средневекового искусства……………………8-9
2.2. Символизм христианского изобразительного искусства эпохи Средневековья………………………………………………………………….10-12
Заключение.............................................................................................................13
Список использованной литературы...................................................................14
ВВЕДЕНИЕ
Проблема символов и терминов всегда стояла перед человечеством. Без единого словаря невозможно развитие ни одной области человеческой деятельности. У каждого символа есть своя история, уходящая вглубь веков. Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего, то есть зрителя. Сама структура символа направлена на то, чтобы погрузить каждое частное явление в стихию «первоначал» бытия и дать через это явление целостный образ.
Между символом и искусством существует родство, символ унаследовал его социальные и коммуникативные функции. Изучая символ, мы не только разбираем и рассматриваем его как объект, но одновременно позволяем его создателю апеллировать к нам: так художник не только вызывает чувства в зрителе, но и делает его сопричастным к происходящему на картине.
Для христианства взаимосвязь символа и образа была онтологически неразрывна. Христианский символ всегда неразрывно связан с понятием о Творце. Значения «символа» и «образа» часто встречаются и пересекаются. С самого зарождения христианство было наполнено символами, отражавшими высшую трансцендентную реальность. Раннехристианский символизм стал определенной ступенью в развитии художественного языка священных изображений. Именно символические изображения заложили основной принцип понимания христианской живописи: за внешней формой видеть внутреннее содержание, то, что потом в иконописи будет осознанно как образ и первообраз [6, с. 165-166].
В средневековой живописи христианская символика нашла разнообразные выражения, которые трактуются и на сегодняшний день, таким образом, ее изучение на сегодняшний день является актуальным.
Объектом нашего исследования является христианское изобразительное искусство. Предметом – символический характер христианского средневекового изобразительного искусства
Цель работы: рассмотреть символический характер христианского средневекового изобразительного искусства.
В соответствии с поставленной целью мы определили такие задачи:
- выяснить понятие символа, описать его особенности
- определить роль символов в изобразительном искусстве
- установить характерные черты средневекового искусства
- рассмотреть символизм христианского изобразительного искусства эпохи Средневековья
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИМВОЛА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Понятие символа, его особенности
Слово «символ» – это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания [7, с. 312]. В символе этим «другим», значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.). Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом.
У древних греков под словом «символ» подразумевался любой вещественный знак, имеющий условное тайное значение для определенной группы лиц, например для поклонников Кибелы, Митры. Символами назывались также знаки отличия государственных, общественных и религиозных объединений. Когда возникли христианство и многие тайные религиозные общества (ереси), символами стали называть знаки-пароли, по которым единомышленники узнали друг друга (например, знак рыбы). За кратким изложением основ тайного учения закрепилось выражение «символ веры» [10, с. 248].
В сходном с указанным выше смыслом используется символ и в наши дни. Многозначное употребление слова «символ» затрудняет дать ему общее определение, установить, чем же он отличается от других знаков. Ближе всего к пониманию специфики символа стоит трактовка художественных символов.
Ценностный характер значения символов отличает его от всех других видов знаков – от условных знаков, знаков-указателей, эмблематических знаков (или эмблем), от изобразительных (иконических) знаков, или изображений, от аллегорических знаковых структур и др. Все эти знаки, функционируя в своем прямом назначении, несут информацию понятийного, смыслового, но не ценностного характера. В тех же случаях, когда они используются для выражения ценности, они приобретают символическое значение.
Своеобразие символа связано не только с особенностью его значения, смысла, но и с характером его внешней стороны – «означающим». В отличие от условных знаков символ – мотивированный знак. Означающая сторона символа всегда каким-то образом связана с тем, что она обозначает, имеет с ним какое-то сходство, иногда очень опосредованное, ассоциативное. Обручальное кольцо как символ надежности и прочности (в принципе – вечности) брака своей внешней формой указывает на то, что он символизирует. Мотивированность присуща не только символу, но и другим знакам – изображению, аллегории, многим эмблемам, но в символе она помогает выразить эмоциональную оценку, содержащуюся в нем [10, с. 283].
В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов. Это могут быть исторические символы (например, Бородинское поле как символ боевой славы русского оружия, гробница Наполеона как символ величия Франции и др.), религиозные (крест, иконы, мощи святых и др.), мифологические (миф о Прометее как символ самоутверждения человека в борьбе с чуждыми внешними силами и др.), идеологические и пропагандистские (программы, лозунги, воззвания, конституции и др.), нравственные (белый цвет как символ нравственной чистоты и др.), художественные (произведения искусства, в особенности монументального) [2, с. 197-198].
Символ обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации и часто зависит от эпохи, религии, культуры народа. Если же символ многозначен, то надо брать то из его значений, которое соответствует эпохе, времени, общему строю, духу картины – не противоречит ему и не разрушает его.
Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 – символ совершенства и завершенности (семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов); синий цвет (цвет неба) – символ всего духовного; форма круга, напоминающая солнце и луну – символ божественного совершенства [10, с. 182].
Другая группа символов – предметы, явления, или действия, а также художественные образы, воплощающие какую-либо идею. Например, оливковая ветвь – символ мира, цветок нарцисса – символ смерти, младенец – символ человеческой души. Свет – символ духовного прозрения, божественной благодати; радуга (встреча Неба с Землей) – символ примирения Бога с людьми, прощения людских грехов. Ткачество символизирует создание вселенной, мира, определение судеб всего сущего; рыбная ловля – обращение в свою веру (Христос научил своих учеников быть «ловцами человеков»). Художественный образ кентавра – символ низменных страстей, распрей (если изображен с колчаном, стрелами и луком), в религиозных композициях – символ ереси. Символ связан с внешними признаками предмета и всегда отражает его глубинную сущность. Например, сова – ночная птица, поэтому одно из ее символических значений – сон, смерть [7].
Особенностью произведения искусства как художественного символа является то, что важнейшей и неотъемлемой составляющей его ценностного значения выступает эстетическое качество. Каково ни было содержание произведения искусства, оно всегда, если это подлинное искусство, одновременно выступает как символ прекрасного, красоты, гармонии.