Кинематические системы машин различают жесткие и податливые. Жесткость кинематической системы характеризуется степенью подвижности ее элементов при неподвижном закреплении исполнительного органа машины. Если после включения привода машины, у которой неподвижно закреплен исполнительный орган, все элементы системы останутся неподвижными, то говорят, что данная система жесткая. Если же некоторые элементы или группы элементов системы совершат какое-либо перемещение, то данная система обладает податливостью. Перемещение может произойти за счет проскальзывания фрикционных муфт или ремней, сжатия амортизаторов и т.п.
Горные машины чаще всего имеют податливые кинематические системы, способные ограничивать инерционные и другие сапные нагрузки. Жесткие системы могут быть только в машинах с небольшими инерционными массами, в которых такие нагрузки незначительны.
Для улучшения динамических характеристик в кинематических цепях горных машин используют различные устройства, повышающие их податливость: фрикционные муфты, ременные передачи, амортизаторы и т. п. При повышенных нагрузках ремни или трущиеся элементы фрикционных муфт несколько проскальзывают, чем смягчают нагрузку на детали. Такую же роль играют срезные шпильки, рассчитанные на предельно допустимую нагрузку.
|
|
Другим путем улучшения динамических характеристик машин является ликвидация зазоров между сопряженными деталями, появившихся из-за чрезмерного их износа. Предупреждение появления этих зазоров является одной из основных задач правильного ухода за ним.
Основным способом ограничения нагрузок на детали гидропривода является применение предохранительных клапанов, которые в случае превышения допустимого давления масла в системе осуществляют его слив обратно в маслобак и тем самым не допускают перегрузки деталей системы.
Немаловажную роль в деле повышения надежности горных машин играет создание нового оборудования, которое при выполнении той же работы имело бы значительно лучшую характеристику по сравнению со старым.
В связи с тем, что динамическая прочность материалов обычно ниже статической, при создании и эксплуатации горных машин особое внимание уделяют повышению прочности динамически нагружаемых деталей. Надежность машины определяется износостойкостью и прочностью именно этих деталей. Факторы, при помощи которых можно повысить динамическую прочность деталей, как и надежность машины вообще, можно разделить на конструктивные, технологические и эксплуатационные.
К факторам конструктивного характера относят выбор наиболее пригодного для изготовления данной детали материала, создание рациональной ее формы и размеров, выбор оптимальных посадок, снижение динамичности за счет специальных устройств (амортизаторов, фрикционных муфт и пр.).
|
|
Технологические факторы связаны непосредственно с заводом-изготовителем данной машины. Здесь главную роль играет качество изготовления, т. е. соблюдение размеров и формы детали, качества химико-термической и механической обработки, соблюдение посадок и других обоснованных конструктором технических решений.
Эксплуатационные факторы включают в себя соблюдение правил эксплуатации, что предусматривает повышение плавности нагружения, снижение до минимума случайных динамических нагрузок, своевременный ремонт с целью устранения появившихся зазоров и мелких поломок и их предупреждение путем смазки трущихся деталей, очистки от абразивной пыли и т. д. Указанные факторы являются основным резервом повышения сроков службы гордого оборудования.
Смазка и уход за горным оборудованием