Сорта смазок, применяемых при эксплуатации горных машин

 Для смазывания трущихся поверхностей горных машин применяют жидкие, густые и сухие смазки.

Жидкие смазки условно подразделяют на следующие группы:

− индустриальные — велосит, машинное, веретенное, швейное, сепараторное и другие;

− моторные — автол, дизельное, моторное;

− трансмиссионные — трансмиссионное, редукторное, гипоидное и другие;

− цилиндровые — цилиндровое, вискозин, судовое и другие;

− компрессорные;

− приборные — приборное, телеграфное, часовое;

− масла специального назначения, призванные выполнять не только смазочные функции, но и роль рабочего тела, — это различные изоляционные, гидравлические, амортизационные, тормозные и другие жидкости и масла, например трансформаторное масло, осевое.

Из жидких смазок наибольшее распространение в горной промышленности получили индустриальные, трансмиссионные, цилиндровые и компрессорные масла.

Индустриальные масла применяют для смазывания механизмов, работающих при нормальной температуре окружающей среды: подъемных машин, насосов, лебедок и других механизмов.

Широко применяют следующие индустриальные масла:

а) индустриальное И—12А имеет вязкость 10—14 сСт при 50°С и отличается тщательной очисткой и температурой застывания не выше —30°С. Его применяют преимущественно при кольцевой системе смазки подшипников скольжения маломощных генераторов и электродвигателей с частотой вращения более 1000 об/мин и других механизмов, имеющих малую нагрузку и большие скорости;

б) индустриальное И—20А имеет вязкость 17—23 сСт при 50°С; температура его застывания —20°С. Применяют его для подшипников генераторов и электродвигателей мощностью свыше 100 кВт, вращающихся с частотой до 1000 об/мин и других механизмов, смазка которых производится разбрызгиванием или масло протекает через фильтр; 

в) индустриальное И—30А, индустриальное И—40А и индустриальное И—50А применяют для смазки подшипников большинства машин, причем подшипники, воспринимающие большую нагрузку при меньшей частоте вращения или же работающие при более высоких температурах, смазывают более вязким сортом масла, и наоборот. 

Масло индустриальное И—30А применяют для подшипников металлообрабатывающих станков, врубовых машин (в смеси с другими маслами), отбойных и бурильных молотков (при отсутствии турбинного масла). 

Масла индустриальные И—40А и И—50А применяют для смазки подшипников врубовых машин, конвейерных приводов, откаточных и скреперных лебедок, центробежных насосов, электровозов, вентиляторов, трансмиссий, подъемных машин, для отбойных и бурильных молотков — в смеси с керосином (при отсутствии турбинного масла) и т. д.

Для гидравлических систем различных машин применяют специальное высококачественное веретенное масло сорта АУ вязкостью 12—14 сСт при 50°С. 

Кроме очищенных масел иногда применяют неочищенные дистиллаты. Эти масла легко окисляются и имеют в своем составе значительное количество смолообразных соединений. Стабильность этих масел весьма низкая, что ограничивает возможность их использования.

Из трансмиссионных тракторных масел для смазывания зубчатых передач угольных комбайнов и врубовых машин применяют нигрол летний, имеющий условную вязкость от 4 до 4,5º ВУ100, и нигрол зимний с условной вязкостью от 2,7 до 3,2º ВУ100. Они содержат большое количество смолистых веществ и обладают большой вязкостью и липкостью.

Компрессорные масла применяют для смазки цилиндров компрессоров и воздуходувных машин. Они хорошо очищены, имеют сравнительно большую вязкость и высокую температуру вспышки. В настоящее время компрессорное масло вырабатывают двух сортов — К-12 и К-19. 

Масло компрессорное К-12 имеет вязкость 11—14 сСт при 100ºС и температуру вспышки не ниже 216°С. Применяется для поршневых и ротационных компрессоров. 

Масло компрессорное К-19 имеет вязкость 17—21 сСт при 100ºС и температуру вспышки не ниже 245°С. Применяется для многоступенчатых компрессоров высокого давления.

Из цилиндровых масел для смазывания лебедок, погрузочных машин, скребковых и ленточных конвейеров, отбойных и бурильных молотков, ручных и колонковых электросверл, сбоечно-буровых машин, перегружателей и вентиляторов частичного проветривания применяют цилиндровые масла «38» и «52». Масло цилиндровое «38» при температуре 100°С имеет вязкость 32—50 сСт, а масло цилиндровое «52» — вязкость 50—70 сСт; они относятся к группе тяжелых масел.

Густые смазки незаменимы в узлах, в которых жидкое масло не может удержаться, а непрерывная подача его невозможна или нецелесообразна. Иногда их используют в качестве уплотняющего вещества в сальниках, резьбовых соединениях и др. Солидолы, в связи с тем, что они быстро приобретают жидкотекучесть, применяют в легконагруженных узлах, работающих при температуре не выше 85°С. Однако хорошая водостойкость солидолов делает их незаменимыми для узлов, работающих во влажных условиях.

Консталины (натриевые мази) имеют плохую водостойкость, однако сохраняют пластические свойства при температуре 100—130°С. Высокой теплостойкостью обладают литиевые мази, а также мази, загущенные графитом.

Эти мази применяют для смазки узлов, работающих при высокой температуре.

Универсальные тугоплавкие смазки употребляют для смазки подшипников качения, работающих при высоком температурном режиме (свыше 90°). Натриевые смазки непригодны для смазывания трущихся деталей, соприкасающихся с водой, так как растворимы в воде и сравнительно легко смываются с рабочих поверхностей.

Универсальная, тугоплавкая, водостойкая смазка УТВ (смазка 1—13) изготовляется загущением минерального масла двумя мылами—-натриевым и кальциевым. Поэтому она менее чувствительна к влаге, чем натриевая смазка, и имеет более высокую температуру каплепадения (свыше 120°С), чем кальциевая смазка. Применяется для смазки средне- и сильнонагруженных подшипников качения при рабочей температуре не выше 110°С.

Смазка УТВМА (ЦИАТИМ-201) имеет температуру каплепадения более 170°С и нерастворима в воде. Поэтому она работоспособна в интервале температур — 60÷+150°С.

В отдельных случаях для смазки сильнонагруженных частей применяют графитную мазь, представляющую собой минеральное масло со значительным содержанием взвешенного коллоидного графита. Металлические поверхности, соприкасающиеся с графитной мазью, с течением времени приобретают ценные свойства: графит заполняет все микроскопические поры, образуя зеркальную гладкую поверхность, к. которой смазочные материалы прилипают в 7—10 раз лучше, чем к обыкновенным металлическим поверхностям. Благодаря низкому коэффициенту трения графоидные поверхности могут, не нагреваясь, долгое время работать без смазки. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: