Экосистемы и их закономерности/Биосфера/Среды жизни

1.Бактерии и грибы составляют в экосистеме группу редуцентов, так как они

1) превращают органические вещества организмов в минеральные

2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и энергии

3) имеют микроскопические размеры, не образуют тканей

4) используются животными как пища

5) образуют доступные растениям неорганические вещества, выделяя их в почву

6) многоклеточные эукариотические организмы

2.В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется.

Ответ запишите цифрами без пробелов

1. большим разнообразием видов

2. разнообразными цепями питания

3. незамкнутым круговоротом веществ

4. преобладанием одного – двух видов

5. влиянием антропогенного фактора

6. замкнутым круговоротом веществ

3.Укажите при­зна­ки агроценоза.

1) устойчивая, са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­ща­я­ся система

2) имеет хо­ро­шо разветвлённые сети питания

3) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся боль­шим ви­до­вым разнообразием

4) нуж­да­ет­ся в до­пол­ни­тель­ных ис­точ­ни­ках энергии

5) в нём не­за­мкну­тый кру­го­во­рот веществ

6) в си­сте­ме сни­же­на спо­соб­ность к саморегуляции

4.Выберите при­ме­ры дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го отбора.

1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окраской.

2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищниками.

3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней плодовитостью.

4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся однопалой.

5) Детёныши животных, ро­див­ши­е­ся преждевременно, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клетки, устой­чи­вые к антибиотикам.

5.Под вли­я­ни­ем каких фак­то­ров эво­лю­ции про­ис­хо­дит про­цесс эко­ло­ги­че­ско­го видообразования?

1) мо­ди­фи­ка­ци­он­ной изменчивости

2) приспособленности

3) есте­ствен­но­го отбора

4) му­та­ци­он­ной изменчивости

5) борь­бы за существование

6) конвергенции

6.Приспособлением рас­те­ний к жизни в за­суш­ли­вых усло­ви­ях служит

1) на­ли­чие вос­ко­во­го налёта на листьях

2) цве­те­ние до рас­пус­ка­ния листьев

3) об­ра­зо­ва­ние мно­го­чис­лен­ных устьиц на листьях

4) спо­соб­ность на­кап­ли­вать воду в тканях

5) ярус­ное рас­по­ло­же­ние организмов

6) глу­бо­ко ухо­дя­щая в почву кор­не­вая система

7.Выберите организмы, от­но­ся­щи­е­ся к редуцентам.

1) бак­те­рии гниения

2) грибы

3) клу­бень­ко­вые бактерии

4) прес­но­вод­ные рачки

5) бактерии-сапрофиты

6) май­ские жуки

8.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) большим видовым разнообразием

2) отсутствием редуцентов

3) большой численностью хищников

4) разветвлёнными пищевыми сетями

5) колебанием численности популяций

6) замкнутым круговоротом веществ

9.Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен

2) высокая численность растений одного вида

3) большое число видов растений и животных

4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор

5) замкнутый круговорот веществ

6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию

10.Какие из приведённых ор­га­низ­мов яв­ля­ют­ся по­тре­би­те­ля­ми го­то­во­го ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства в со­об­ще­стве сос­но­во­го леса? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) поч­вен­ные зелёные водоросли

2) га­дю­ка обыкновенная

3) мох сфагнум

4) под­рост сосны

5) тетерев

6) лес­ная мышь

11.Какие при­зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют агроценоз? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) есте­ствен­ный кру­го­во­рот ве­ществ у дан­но­го со­об­ще­ства нарушен

2) вы­со­кая чис­лен­ность рас­те­ний од­но­го вида

3) боль­шое число видов рас­те­ний и животных

4) ве­ду­щий фактор, вли­я­ю­щий на сообщество, – ис­кус­ствен­ный отбор

5) за­мкну­тый кру­го­во­рот веществ

6) виды имеют раз­лич­ные при­спо­соб­ле­ния к сов­мест­но­му обитанию

12.Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров окру­жа­ю­щей среды от­но­сят­ся к антропогенным? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) температура воздуха

2) загрязнение пар­ни­ко­вы­ми газами

3) наличие не­пе­ре­ра­ба­ты­ва­е­мо­го мусора

4) наличие дороги

5) освещённость

6) концентрация кислорода

13.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу?

1) сокращение численности сов, ежей, лис

2) большой урожай семян ели

3) увеличение численности паразитов

4) рубка деревьев

5) глубокий снежный покров зимой

6) уменьшение численности паразитов

14.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

1) вырубка деревьев

2) увеличение затененности

3) недостаток влаги в летний период

4) сбор дикорастущих растений

5) низкая температура воздуха зимой

6) вытаптывание почвы

15.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса — дубраве.

 

1) короткие пищевые цепи

2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов

3) начальное звено цепи питания представлено растениями

4) популяционный состав животных не изменяется во времени

5) источник первичной энергии — солнечный свет

6) в почве отсутствуют редуценты

16.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Для биогеоценоза хвойного леса характерны следующие признаки:

1) разнообразие листопадных деревьев

2) обильное разнотравье

3) животный мир представлен хищниками, лосями, грызунами, кабанами и различными птицами

4) ветви у большинства деревьев растут со склоном вниз

5) большинство деревьев вечнозелёные

6) многоярусное сообщество трав, кустарников, деревьев

17.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К естественным биогеоценозам относят

1) дубраву

2) болото

3) сад

4) огород

5) ельник

6) пастбище

18.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки говорят об устойчивости биогеоценоза?

1) видовое разнообразие

2) рельеф

3) климат

4) замкнутость круговорота

5) разветвлённые пищевые цепи

6) количество источников энергии

19.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из факторов среды могут быть ограничивающими для ручьевой форели?

1) пресная вода

2) содержание кислорода менее 1,6 мг/л

3) температура воды +29 градусов

4) солёность воды

5) освещённость водоёма

6) скорость течения реки

20.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие три вида экологических пирамид различают учёные экологи?

1) пирамида видов

2) пирамида чисел

3) пирамида биомассы

4) пирамида энергии

5) пирамида редуцентов

6) пирамида динамики

21.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Укажите основные характеристики любого стабильного биогеоценоза в средней полосе России.

1) постоянная температура воздуха

2) видовое разнообразие

3) количество осадков в год

4) разветвлённость пищевых цепей и сетей

5) замкнутость круговорота веществ

6) многообразие источников энергии

22.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Чем характеризуется биоценоз смешанного леса?

1) ярусностью

2) плохой освещённостью всех ярусов

3) отсутствием сбалансированного круговорота веществ

4) разнообразием древесных растений

5) наличием только консументов второго порядка

6) наличием консументов 1, 2, 3-го порядков

23.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Укажите факторы, регулирующие численность популяции гусениц бабочки-белянки в устойчивом биогеоценозе.

1) хищники и паразиты

2) фотопериодизм

3) газовый состав атмосферы

4) внутривидовая конкуренция

5) состав почвы

6) ёмкость среды

24.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Укажите три функции живого вещества биосферы.

1) транспортная

2) гравитационная

3) тектоническая

4) средообразующая

5) фотопериодическая

6) энергетическая

25.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите характеристики наземно-воздушной среды обитания организмов.

1) давление в среде низкое

2) высокая плотность среды

3) содержание кислорода высокое

4) высокая теплопроводность

5) сезонные температурные перепады

6) ограниченная проницаемость для света

Биосфера/Среды жизни

1.Установите соответствие между животным и средой, в которой оно обитает: водной (1), наземно–воздушной (2), почвенной (3) либо организменной (4):

А) Печёночный сосальщик

Б) Щука

В) Дятел

Г) Дождевой червь

Д) Крот

Е) Аскарида

2.Установите со­от­вет­ствие между пред­ста­ви­те­ля­ми ракообразных и сре­дой их оби­та­ния – (1) Дно морей, (2) При­дон­ная часть прес­ных водоемов, (3) Толща мор­ской воды, (4) Влаж­ная почва огородов, лес­ная подстилка либо (5) Толща воды прес­ных водоемов:

А) Реч­ной рак.

Б) Кам­чат­ский краб.

В) Дафния.

Г) Мокрица.

Д) Циклоп.

Е) Креветки.

3.Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками — (1) Биотические либо (2) Абиотические:

А) Постоянство газового состава атмосферы.

Б) Изменение толщины озонового экрана.

В) Изменение влажности воздуха.

Г) Изменение численности консументов.

Д) Изменение численности продуцентов.

Е) Увеличение численности паразитов.

 

4.Установите соответствие между фактором среды и группой, к которой он относится:

ГРУППА   ФАКТОР СРЕДЫ
1) антропогенные 2) абиотические   А) искусственное орошение земель Б) падение метеорита В) распашка целины Г) весенний разлив вод Д) сооружение плотины Е) движение облаков

5. Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.

ФАКТОР   ВИД ФАКТОРА
A) хищничество Б) отсутствие корма B) снежный покров Г) бобровая плотина Д) внесение удобрений в почву Е) смена времен года   1) абиотический 2) биотический 3) антропогенный

6.Установите со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством биосферы со­глас­но классификации В. И. Вернадского.

ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ   ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
A) морская соль Б) мор­ской ил B) глина Г) почва Д) гранит Е) дву­стор­ча­тые моллюски   1) биокосное 2) косное 3) живое

7.Установите со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством биосферы со­глас­но классификации В. И. Вернадского.

ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ   ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
A) известняк Б) базальт B) глина Г) нефть Д) ка­мен­ный уголь   1) биогенное 2) косное

8.Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.

ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ   ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
A) речной песок Б) горная порода B) морской ил Г) почва Д) колония кораллов Е) плесневые грибы   1) косное 2) живое 3) биокосное

9.Установите со­от­вет­ствие между эко­ло­ги­че­ским фак­то­ром и группой, к ко­то­рой его относят.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР   ГРУППА ФАКТОРОВ
А) лес­ной пожар вслед­ствие грозы Б) рас­про­стра­не­ние семян рас­те­ний пти­ца­ми В) по­ни­же­ние температуры, при­во­дя­щее к зим­ней спяч­ке животных Г) са­ни­тар­ная вы­руб­ка леса Д) пи­та­ние па­ра­зи­ти­че­ских животных Е) за­топ­ле­ние лугов при ливне   1) абиотические 2) биотические 3) ан­тро­по­ген­ные

 

10.Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми круговорота ве­ще­ства и веществом.

ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА   ВЕЩЕСТВО
А) боль­ше всего этого ве­ще­ства со­дер­жит­ся в атмосфере Б) клу­бень­ко­вые бак­те­рии пре­вра­ща­ют это ве­ще­ство в нитраты В) около 50 % воз­вра­ща­ет­ся в ат­мо­сфе­ру растениями Г) зна­чи­тель­ные ко­ли­че­ства на­кап­ли­ва­ют­ся в оса­доч­ных породах Д) в вы­ды­ха­е­мом жи­вот­ны­ми воз­ду­хе со­дер­жит­ся зна­чи­тель­но больше, чем во вдыхаемом Е) по­гло­ща­ет­ся рас­те­ни­я­ми из почвы в виде ми­не­раль­ных солей   1) углерод 2) азот

11.Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и груп­пой эко­ло­ги­че­ских факторов, ко­то­рые он иллюстрирует.

ПРИМЕР   ГРУППА ФАКТОРОВ
А) за­рас­та­ние пруда ряской Б) уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти маль­ков рыб В) по­еда­ние маль­ков рыбы жуком-плавунцом Г) об­ра­зо­ва­ние льда Д) смыв в реку ми­не­раль­ных удобрений   1) биотические 2) абиотические

12.Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ   ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
А) повышение давления атмосферного воздуха Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии Г) взаимодействие между волками в стае Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу   1) абиотический 2) биотический

13.Установите соответствие между особенностями круговорота химического элемента и элементом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА   ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ
А) основной резервуар – атмосфера Б) поглощается из атмосферы в основном бактериями В) около 50 % возвращают в атмосферу растения Г) значительные количества накапливаются в составе осадочных пород и ископаемых Д) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей Е) не усваивается животными и растениями в молекулярном виде   1) углерод 2) азот

14.Установите соответствие между характеристикой среды обитания и средой, соответствующей данной характеристике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА   СРЕДА
А) стабильный температурный режим Б) ограниченность пространства В) небольшие колебания температуры Г) сложность широкого распространения большинства организма Д) высокое содержание углекислого газа Е) плотность высокая   1) почвенная 2) внутриорганизменная

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: