1.Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда: продуценты (1) либо консументы (2)
А) прибрежная растительность
Б) карп
В) личинки земноводных
Г) фитопланктон
Д) растения дна
Е) большой прудовик
2.Различие роли участия консументов первого порядка (1) и продуцетов (2) в круговороте веществ и превращении энергии в экосистеме луга состоит в том что они:
А) аккумулируют солнечную энергию
Б) потребляют органические вещества
В) синтезируют органические вещества из неорганических
Г) преобразуют органические вещества
Д) освобождают заключенную в органических веществах энергию
Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ
3.Установите соответствие между моллюсками и экологическими группами, в которые они объединяются – (1) морские, (2) пресноводные либо (3) наземные:
А) голый слизень
Б) устрица
В) беззубка
Г) виноградная улитка
Д) кальмар
|
|
Е) большой прудовик
Ж) перловица
4.Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны — автотрофами (1) либо гетеротрофами (2)
А) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
Б) использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ
В) использование только готовых органических веществ
Г) синтез органических веществ из неорганических
Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ
5.Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе — (1) продуценты либо (2) консументы:
А) включает растения, некоторые бактерии
Б) поглощает готовые органические вещества
В) поглощает неорганические вещества
Г) включает животных
Д) аккумулирует солнечную энергию
Е) источник энергии — животная и растительная пища
6.Установите соответствие между особенностями питания организмов и их способами – (1) автотрофы либо (2) гетеротрофы:
А) могут захватывать пищу путем фагоцитоза
Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ
В) получают пищу путем фильтрации воды
Г) синтезируют органические вещества из неорганических на свету
Д) используют энергию солнечного света
Е) используют энергию, заключенную в пище
7.Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА | |
А) являются первым звеном в цепи питания Б) синтезируют органические вещества из неорганических В) используют энергию солнечного света Г) питаются готовыми органическими веществами Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы Е) разлагают органические вещества до минеральных | 1) продуценты 2) редуценты |
8.Установите соответствие между функциями компонентов биогеоценоза и компонентами.
|
|
ФУНКЦИИ КОМПОНЕНТОВ | КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА | |
А) производят органическое вещество Б) потребители органического вещества В) разлагают органические соединения Г) выполняют «санитарную» функцию | 1) продуценты 2) редуценты 3) консументы |
9.Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.
ПРИМЕРЫ | ТИП ОТНОШЕНИЙ | |
A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых Б) акула и рыба-прилипало B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях Г) бактерии в организме человека и животных Д) клубеньковые бактерии Е) микориза | 1) симбиоз 2) комменсализм |
10.Установите соответствие между признаком и сообществом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК | СООБЩЕСТВО | |
A) пищевые цепи короткие, состоят их двух–трёх звеньев Б) пищевые цепи длинные, переплетены, образуют пищевую сеть B) высокое видовое разнообразие Г) преобладание монокультуры Д) действие естественного и искусственного отбора Е) замкнутый круговорот веществ | 1) природный биоценоз 2) агроценоз |
11.Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят.
ОРГАНИЗМЫ | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА | |
A) мхи, папоротники Б) беззубки и перловицы B) ели, лиственницы Г) плесневые грибы Д) гнилостные бактерии Е) амёбы и инфузории | 1) продуценты 2) консументы 3) редуценты |
12.Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем, на котором он находится в экосистеме.
ОРГАНИЗМ | ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ | |
A) сфагнум Б) аспергилл B) ламинария Г) сосна Д) пеницилл Е) гнилостные бактерии | 1) продуцент 2) редуцент |
13.Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем, на котором он находится в экосистеме.
ОРГАНИЗМ | ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ | |
A) соболь Б) ель B) пчела Г) клевер Д) осока Е) койот | 1) продуцент 2) консумент |
14. Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу питания
ЖИВОТНОЕ | ГРУППА | |
А) волк Б) пресноводная гидра В) полевая мышь Г) божья коровка Д) заяц-беляк Е) колорадский жук | 1) растительноядные 2) плотоядные |
15.Попадание в водоёмы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм может непосредственно привести к увеличению численности популяций
1) гетеротрофных бактерий
2) ракообразных
3) цветковых растений
4) многоклеточных водорослей
5) одноклеточных водорослей
6) бактерий-редуцентов
16.Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги.
ЖИВОТНЫЕ | РОЛИ В БИОЦИНОЗЕ | |
А) кедровка Б) ястреб-тетеревятник В) обыкновенная лисица Г) благородный олень Д) заяц-русак Е) обыкновенный волк | 1) консумент 1 порядка 2) консумент 2 порядка |
17.Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и функциональными группами.
РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ | |
А) выделяют в атмосферу кислород Б) минерализуют органические вещества В) создают органические вещества из неорганических Г) восстанавливают нитраты до свободного азота Д) замыкают круговорот веществ Е) бывают 1-го, 2-го, 3-го порядков | 1) консументы 2) продуценты 3) редуценты |
18.Установите соответствие между организмами и функциональными группами биоценоза, к которым их относят.
|
|
ОРГАНИЗМЫ | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ | |
А) холерный вибрион Б) инфузория В) колониальный коралловый полип Г) паразитическое растение Д) бактерия гниения Е) плесневый гриб | 1) консументы 2) редуценты |
19.Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ | ЭКОСИСТЕМА | |
А) включает большое разнообразие видов Б) продукция частично изымается из системы В) используются удобрения разных видов Г) круговорот веществ незамкнутый Д) является саморегулирующейся системой Е) имеет разветвлённые сети питания | 1) пшеничное поле 2) смешанный лес |
20.Установите соответствие между характеристикой среды и ее фактором: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ФАКТОРЫ СРЕДЫ | |
А) постоянство газового состава атмосферы Б) изменение толщины озонового экрана В) изменение влажности воздуха Г) изменение численности консументов Д) изменение численности продуцентов Е) изменение численности паразитов | 1) биотические 2) абиотические |
21.Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМ | ТРОФИЧЕСКАЯ ГРУППА | |
А) холерный вибрион Б) бактерия брожения В) туберкулезная палочка Г) столбнячная палочка Д) сенная палочка Е) почвенная бактерия | 1) сапротрофы 2) паразиты |
22.Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
|
ОРГАНИЗМЫ | ОТНОШЕНИЯ | |
А) чёрный и рыжий тараканы Б) свиной цепень и человек В) самцы пауков птицеедов Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз Д) таёжный клещ и лиса Е) гриб трутовик и берёза | 1) конкуренция 2) паразитизм |
23.Установите соответствие между полезными ископаемыми и их происхождением. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ | ПРОИСХОЖДЕНИЕ | |
А) торф Б) кварц В) марганец Г) известняк Д) железная руда Е) нефть | 1) биогенное 2) абиогенное |
24.Установите соответствие между признаками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ЭКОСИСТЕМЫ | |
A) низкая саморегуляция Б) разнообразие продуцентов B) доминирование монокультуры Г) короткие пищевые цепи Д) разветвлённые сети питания Е) видовое разнообразие животных | 1) пшеничное поле 2) ковыльная степь |
25.Установите соответствие между биосистемой и её характеристиками:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | БИОСИСТЕМА | |
А) используются различные источники энергии для получения продукции Б) круговорот веществ замкнутый В) большое видовое разнообразие Г) преобладают одна – две культуры Д) неразветвлённые пищевые цепи Е) система устойчива и способна к саморегуляции | 1) биогеоценоз 2) агроценоз |
26.Установите соответствие между функцией, выполняемой организмом в биогеоценозе, и представителями царства, выполняющими данную функцию: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИЯ | ОРГАНИЗМ | |
А) основные производители глюкозы в биогеоценозе Б) первичные потребители солнечной энергии В) минерализуют органические вещества Г) являются консументами разных порядков Д) обеспечивают усвоение азота растениями Е) передают вещества и энергию в пищевых цепях | 1) растения 2) бактерии 3) животные |
27.Установите соответствие между организмами, населяющими биогеоценоз, и их функциями в нём: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМ | ФУНКЦИЯ | |
А) жуки-короеды Б) почвенные грибы В) мхи Г) сапротрофные бактерии Д) личинки стрекоз Е) синезелёные водоросли | 1) продуценты 2) консументы 3) редуценты |
28.Установите соответствие между составом экосистемы и экосистемой, для которой этот состав характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ | ЭКОСИСТЕМА | |
А) Главный продуцент – фитопланктон. Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме. В) Дикорастущие растения считаются сорняками. Г) Консументы первого порядка – зоопланктон. Д) Видовое разнообразие невелико. Е) Круговорот веществ несбалансированный. | 1) озеро 2) смешанный лес 3) агроэкосистема |
29.Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и названиями этих групп: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ | |
А) выделяют в атмосферу кислород Б) минерализуют органические вещества В) в цепи питания бывают разных порядков Г) создают органические вещества из неорганических Д) представлены только животными Е) вызывают гниение мёртвых организмов | 1) консументы 2) продуценты 3) редуценты |
30.Установите соответствие между организмами и их функцией в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ | ФУНКЦИИ | |
А) личинка стрекозы Б) цианобактерии В) бабочка павлиний глаз Г) дятел Д) ряска Е) орешник | 1) консументы 2) продуценты |
1.Гусеницы бабочки зимней пяденицы питаются молодыми листьями дуба и заканчивают своё развитие до того, как листья дуба станут жёсткими и непригодными в пищу. Объясните, как изменится численность популяции
бабочек, если вылупление гусениц: 1) совпадёт с распусканием почек и ростом молодых листьев; 2) произойдёт до распускания почек в случае холодной весны; 3) произойдёт через несколько недель после распускания
листвы.
2.Укажите основные свойства биогеоценозов и кратко объясните их. Укажите не менее трёх свойств.
3.Прочитайте текст: Китовая акула-крупное морское животное. Несмотря на большое тело, длиной 20 м, она совсем безобидна, питается планктоном. Ее можно отличить от других акул по наличию на коже многочисленных белых пятен. Китовая акула- живородящая: рождает живых акулят. Оплодотворение у нее внутреннее. Какие критерия вида описаны в тексте? Ответ поясните.
4.Укажите не менее четырех возможных последствий, если в экосистеме луга снизится численность насекомых-опылителей.
5.Прочитайте текст:
По внешнему виду тутовый шелкопряд – невзрачная бабочка с толстым, сильно волосистым телом и белыми крыльями, достигающими в размахе 4–6 см. Несмотря на наличие крыльев, бабочки в результате одомашнивания утратили способность летать. Родина шелкопряда, по всей вероятности, Китай, откуда, вместе с тутовым деревом, он распространился на север и на юг, но в дикой природе не встречается, разводят его в Южной Европе, Средней Азии, на Кавказе и в других регионах. Гусеницы питаются только листьями тутового дерева. Поэтому распространение шелководства связано с местами произрастания тутового дерева (шелковицы).
Какие критерия вида описаны в тексте? Ответ поясните.
6.Какие действия человека приводят к снижению биологического разнообразия растений?
7.Укажите идиоадаптации крота, связанные с подземным образом жизни.
8.Назовите не менее 4 способов совместного проживания растений с растениями или с животными.
9.Какие приспособления к условиям окружающей среды появились у земноводных в связи с их выходом на сушу? Перечислите не менее четырёх приспособлений.