Объяснение нового материала

Апреля

Классная работа

Тема: Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду.

Цель:       ознакомить учащихся с особенностями составления меню к обеду, с основами рационального питания; совершенствовать умения по подготовке стола к приёму пищи; познакомить с особенностями сервировки стола к обеду, с порядком подачи закусок, первых, вторых и сладких блюд; воспитывать аккуратность и эстетичность в оформлении обеденного стола.

Оборудование:  инструкционные карты, словарные слова, игры «Расшифруй», «Составь пословицу»,кроссворд, посуда для сервировки стола к обеду, скатерть, салфетки.

Ход урока:

Беседа.

Работая, занимаясь спортом, трудом и даже отдыхая, человек расходует энергию, которая пополняется за счёт питания. В пище должны содержаться все необходимые для жизнедеятельности человека вещества: белки, углеводы, минеральные соли и витамины. Различные продукты питания и блюда, приготовленные из них, имеют в своём составе различные питательные вещества и в разном количестве. Для правильного развития организма, поддержания его работоспособности важным является не только правильный набор продуктов, правильное приготовление блюд, но и правильный режим питания. В любое время года необходимо заботиться о том, чтобы пища была разнообразной, питательной, богатой витаминами.

Послушайте стихотворение, подумайте и ответьте на вопрос: что нужно сделать каждой хорошей хозяйке, прежде чем приготовить обед?



Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Ох! …

Вот овощи спор завели на столе-

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох! …

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Ох! …

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свёкла.

Ох! …

И суп овощной оказался неплох!


- Во время, какого приёма пищи мы подаём суп?

- Что нужно сделать каждой хорошей хозяйке, прежде чем приготовить обед, завтрак или ужин?  

- Что же такое меню?  

Менюэто список блюд приготовленных к завтраку, обеду и ужину.

Меню в столовых составляется заранее на несколько дней вперёд. Чтобы правильно составить меню, надо выполнить ряд требований.

1. Во-первых, меню надо разнообразить в течение дня. Если на завтрак была каша, то в обед надо приготовить картофельное пюре или солянку, а на ужин макароны. Если на первое в обед был рисовый суп, то можно ли на второе готовить рисовую кашу? (нет, нельзя, блюда не должны повторяться.) Ну, а если на первое щи, то на второе не пойдёт солянка.                                                                                                                                       2. В течение недели продукты тоже надо чередовать. Первые блюда в обед ежедневно меняют. Например: 1-й день - суп-лапша, во 2-й – суп гороховый, в 3-й-суп рисовый и т.д. вторые блюда так же нужно менять ежедневно. То-есть, должно быть, правильное сочетание продуктов питания – это, во-вторых.

Разнообразная пища нужна для сохранения здоровья человека.

3. Нужно учитывать, то, что обед должен состоять из трёх блюд, а перед обедом полезна небольшая закуска - салат из свежих или квашеных овощей.


Практическая работа. «Составление меню обеда».

 

- Из предложенных продуктов выбрать те, которые понадобятся для приготовления блюд к обеду, и составить меню обеда. Можно использовать образцы, а также, чтобы составить меню можно использовать рецепты различных блюд. Книг с рецептами очень много, вот некоторые из них (показать книги). В этих книгах очень подробно описан ход работы и красочные картинки с готовым блюдом.

При составлении меню учитывать:

(вывешивается схема)

                                              Меню

 

 


          разнообразное     состоит    правильное сочетание

                     из               продуктов питания

                                   салата и 3х

                                           блюд

 

 Набор продуктов (примерный)

Свежие помидоры                                            

Свежие огурцы                                                 

Свежая капуста                                                 

Картофель                                                        

Свекла                                                              

Морковь                                                             

Лук                                                                     

Рыба                                                                  

Картофель                                                         

Компот, хлеб                                                    

 

Образец меню:

1.Салат из свежих огурцов и помидор    

2.борщ из свежей капусты                        

3.жареная рыба с картофельным пюре    

4.компот                                                           

5.хлеб                                                                

 

-  составь своё меню обеда.(запиши в тетрадь)


Сервировка стола.

Беседа по теме.

- Чем отличается убранство праздничного стола от каждодневного? Что в них общего?

- Зачем стол накрывают скатертью, ставят необходимую посуду?

- Какое чувство и настроение должен вызвать внешний вид накрытого к обеду стола?- Приятно ли обедать за чистым, аккуратным, красиво оформленным столом или, главное чтобы еда была вкусной, а всё остальное неважно? (ответы детей)

2. Составь кроссворд на данную тему (запиши в тетрадь).

 

Объяснение нового материала.

Убранство стола и вид приготовленных блюд может вызвать аппетит и положительные эмоции.

- Как правильно называется подготовка, и оформление стола для приёма пищи?

(сервировка стола)- словарное слово.

Сервировка стола - это подготовка и оформление стола для приёма пищи.

Предварительная сервировка создаёт не только приятную обстановку, но и определённый порядок на столе, обеспечивая присутствующих всеми необходимыми предметами и приборами. Красиво убранный стол, на котором удобно расставлены все необходимые предметы и оформленные блюда, вызывает приятное чувство и повышает аппетит. Сервировать стол надо повседневно, а не только для гостей и в праздничные дни. Это поможет выработать привычку кушать опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой, что является необходимым для каждого культурного человека.

Основная цель сервировки – удобство, опрятность и приятный вид стола.                                                                                            

Стол накрывают хорошо отглаженной скатертью.

Скатерть – это «платье» для стола. И потому естественно, к ней предъявляют особые требования. Вы же не выйдите к гостям в неглаженом застиранном платье.

Красивая скатерть и салфетки могут компенсировать недостатки сервировки. Цвет скатерти зависит от степени важности события, по поводу которого сервируют стол. Чем торжественнее событие, тем светлее скатерть, но даже и для повседневного обеда нужно обязательно использовать скатерть. Для простого домашнего обеда можно использовать и клеёнчатую или полиэтиленовую скатерть. Но важно учитывать обязательные условия:

1. Скатерть по цвету должна гармонировать с посудой.

2. Скатерть должна отвечать поводу сервировки и вписываться в интерьер помещения.

3. Скатерть должна соответствовать величине и форме стола; для круглого стола -круглая, для квадратного соответственно – квадратная.

- Что кроме скатерти и салфеток нам понадобиться для сервировки стола к обеду? (Посуда, приборы).

Для сервировки стола к обеду используют столовый сервиз (или набор столовой посуды), а также столовые приборы. Хорошо когда сервируют стол посудой, одинаковой по фасону и расцветке.

 

Немного из истории.

Каждый народ имеет свои обычаи и культуру питания. Сервировка стола тоже бывает разной.

Российский столовый этикет близок к европейскому этикету. В России впервые стали пользоваться вилками индивидуальными тарелками и салфетками при царе

Петре I. Трёх и четырёх зубцовые вилки появились в YIII веке, салфетки - 2 тысячи лет тому назад. Историю человечества можно изучать по тому, из чего люди ели. Археологи по черепкам восстанавливают посуду минувших веков и даже тысячелетий.

Самой первой посудой были большие листья деревьев, на них можно было положить еду.Долгое время в крестьянских семьях ели первое и второе из общих мисок. У каждого была своя ложка, которую тщательно мыли и носили всегда с собой. Первым из «общего котла» зачерпывал старший в семье или главный в рабочей артели. Кто лез «поперёд батьки в пекло» получал ложкой по лбу. Сначала выхлёбывали жидкость, а потом если было, доставали куски мяса.

Первой из столовых приборов на свет появилась ложка, ещё в каменном веке. Для изготовления ложок использовались и дерево, и камень, и слоновая кость, и различные металлы-от бронзы до золота и серебра.

Как режущий инструмент нож не уступает по древности ложке. Он даже превосходит её. Кремневый (каменный) нож - одно из первых изобретений человека. Он использовался на охоте и в процессе приготовлении пищи.

Вилка появилась в Европе примерно в YII веке. Это было отчасти связано с модой на огромные круглые воротники. Знатные мужчины и женщины щеголяли друг перед другом – у кого воротник больше и белее. Выстирать такой воротник трудно, а испачкать легко. Тогда и придумали вилку.

Особенно знатным лицам куски на вилке с длинной ручкой подавали слуги. Постепенно вилками стало пользоваться всё больше людей. Некоторые учёные считают, что вилка впервые появилась в Венеции. Ею ели фрукты, чтобы не запачкать пальцы фруктовым соком.

А сейчас мы с вами попробуем, следуя правилам сервировки накрыть стол на четыре персоны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: