В) Особенности организации образовательной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями развития

Организация образовательной деятельности призвана обеспечить специальные условия реализации второго варианта АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, учитывающие индивидуальные возможности и особые образовательные потребности обучающихся.

Особенности организации образовательного процесса определяются спецификой формирования классов, групп обучающихся, календарно-тематического планирования, составления расписаний уроков/занятий, графиков работы, выбора методов, приемов обучения, проведения консилиумов, консультаций, организации комплексного сопровождения обучающихся.

В образовательной организации, реализующей ФГОС О у/о, второй вариант АООП, создаются классы с 1-го по 12-й (включая 1 дополнительный класс). Комплектация клас­сов (ступеней) происходит с учетом возраста и особых потребностей обучающихся. Наполняемость класса для обучающихся по варианту 2 АООП не превышает пяти чело­век.

С учетом количества обучающихся, материально-технических и других условий образовательной организации допускается объединение классов и формирование разно­возрастных ступеней обучения:

1)   первая ступень - от 6,5 - 8 лет до 10 лет (1-3 годы обучения);

2)   вторая ступень - от 11 до 13 лет (4-6-й годы обучения);

3)   третья ступень - от 14 до 16 лет (7-9-й годы обучения);

4)   четвертая ступень - от 17 до 19 лет (10-12-й годы обучения).

Перевод обучающегося в следующий класс (на ступень) осуществляется с классом, в который он поступал. Если ребенок впервые поступил в общеобразовательную организацию в возрасте, например, девяти лет, то обучаться в школе он имеет право в течение 13 лет, до 21 года.

Спектр особых образовательных потребностей обучающихся по второму варианту АООП чрезвычайно широк и определяется большим диапазоном различных психофизиче­ских нарушений и особенностей развития детей. При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тя­жести. Среди обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отста­лости можно выделить три типологические группы (в каждом из трех перечисленных случаев могут присутствовать также сенсорные нарушения, эпилепсия, соматические осложнения, что вызывает необходимость обеспечения дополнительных специальных условий образования):

1)  дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательных функций, не передвигаю­щиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т.д.), нуждающиеся в физической помощи, в уходе (в переносе, пере­движении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);

2)  дети с выраженными проблемами поведения, у которых может присутствовать агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, полевое поведение и другие проявления де­структивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопро­вождении;

3)  дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, без вышеперечислен­ных сопутствующих нарушений или с ними, но в менее выраженной степени, не требую­щие постоянной помощи и контроля со стороны персонала.

Описание условных групп обучающихся строится на анализе психолого- педагогических данных, но не предполагает разделение детей в образовательной органи­зации на группы/классы по представленным выше характеристикам. Состав обучающихся в классе должен быть смешанным, и даже важно, чтобы в нем были представители каждой из указанных выше типологических групп.

Сбалансированная вариативная комплектация классов/ступеней, во-первых, позво­ляет создать условия, которые благоприятствуют тому, что дети, несмотря на их разные возможности, учатся подражать и помогать друг другу. Во-вторых, позволяет рациональ­но распределять нагрузку персонала класса, связанную с уходом за детьми и обеспечени­ем их безопасности.

Наполняемость класса/группы обучающихся по второму варианту АООП образо­вания детей с интеллектуальными нарушениями, согласно требованиям СанПиН, не должна превышать пяти человек. Рекомендуется следующее комплектование класса:

•    до двух обучающихся из первой группы,

•    один обучающийся из второй группы,

•    два или три обучающихся из третьей группы.

Возможно также объединение двух классов в одном помещении, при этом вместе с увеличением числа обучающихся увеличивается количество персонала (не менее четырех взрослых на десять обучающихся). При таком распределении обучающихся расширяются возможности моделирования образовательного процесса в условиях организации. Так, например, 10 обучающихся сдвоенного класса могут быть единовременно распределены следующим образом:

-     с пятью обучающимися третьей группы проводит урок учитель класса и ему ас­систирует воспитатель (или помощник);

-     с двумя обучающимися (второй группы) проводятся коррекционно-развивающие занятия (логопед и учитель адаптивной физкультуры);

-     с двумя обучающимися (первой группы) занимается второй учитель класса (коррекционный курс);

-     с одним обучающимся (первой группы) проводит занятие воспитатель (или по­мощник) по заданию, подготовленному специалистом.

С учетом примерно такого расклада составляется календарно-тематический план по предмету на группу обучающихся и недельное расписание клас­са/ступени, в котором учитывается время и место проведения уро­ков/курсов с каждым ребенком в индивидуальной и групповой форме разными специали­стами. Содержание календарно-тематического планирования формируется на основе со­держания СИПР каждого обучающегося класса (ступени).

Форма проведения уроков и курсов/занятий может быть индивидуальная или груп­повая. Она выбирается специалистами с учетом специфических образовательных потреб­ностей обучающихся и сформированности у них базовых учебных навыков. В случае от­сутствия (или дефицита) последних, в соответствии с СИПР, включающей программу формирования базовых учебных действий, планируется индивидуальное расписание и ре­жим пребывания обучающегося в образовательной организации.

Формирование базовых учебных действий происходит в форме индивидуальной работы специалиста с ребенком, с постепенным дозированным увеличением времени его пребывания в группе сверстников. По мере формирования базовых учебных действий и готовности обучающегося к нахождению и обучению с другими детьми время пребывания ребенка в образовательной организации вообще и в классе (на ступени) в частности уве­личивается. Продолжительность пребывания ребенка в организации, предпочитаемая часть дня (например, утро или послеобеденное время) устанавливается ПМП консилиу­мом, с учетом психоэмоционального состояния ребенка и его готовности к нахождению и обучению в среде сверстников. В качестве критерия готовности пребывания в группе сверстников можно рассматривать отсутствие постоянного крика, постоянной вокализа­ции, повышенной двигательной активности, открытой агрессии, направленной на окру­жающих.

В групповой форме обучения могут принимать участие все обучающиеся класса или несколько (от двух детей). Малые группы формируются с учетом задач, поставленных в СИПР каждого обучающегося, и готовности обучающихся к освоению содержания учебного предмета.

Уроки и коррекционные курсы/занятия, проводимые специалистами организации, представлены в расписании класса в соответствии с учебным планом образовательной организации и индивидуальными учебными планами обучающихся класса. Учет проведенных индивидуальных/групповых уроков (занятий) осуществляется в журнале класса (ступени).

Методологической основой процесса обучения и воспитания является культурно-историческая школа, учение J1.C. Выготского и его последователей о роли специального обучения детей с отклонениями в умственном развитии на различных возрастных этапах, о компенсации нарушенных функций, о принципе развивающего обучения, предполагающем учет зон актуального и ближайшего развития, а также деятельностная концепция учения и личностно ориентированный подход к ребенку.

В обучении могут использоваться отечественные и адаптированные зарубежные методики и программы.

Выбор и использование того или иного подхода зависит от особенностей развития обучающихся и образовательных задач, сформулированных в СИПР.

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации является важным инструментом психолого-педагогического сопровождения ребенка. Консилиум несет ответственность за создание необходимых условий образова­ния ребенка, которые предписаны в заключении ПМПК, и собирается для решения сле­дующих вопросов: организация приема обучающихся, проведение психолого-медико- педагогического обследования, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе; организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ре­бенком. На консилиум приглашаются родители (законные представители ребенка).

Наиболее сложные вопросы оказания ребенку комплексной помощи выносятся на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума, в работе которого принима­ют участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося. По итогам работы ПМПк составляется протокол и, при необходимости, даются рекомендации о внесении изменений в СИПР. Заседания ПМПк проводятся не реже 1 раза в четверть.

Для мониторинга педагогического процесса 2 раза в год в СИПР отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их са­мостоятельности. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оцени­вают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составля­ется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий год. В целях информирования о результатах обучения детей их родителям (законным представи­телям) направляется информационное письмо, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года психолого-педагогической помощи ребенку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Перевод обучающегося на следующую ступень осуществляется максимально при­ближенно к возрасту.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: